Interested Article - Аав, Герман Васильевич

Архиепи́скоп Ге́рман ( фин. Arkkipiispa Herman , при рождении Герман Васильевич Аав , эст. Herman Aav ; 2 сентября 1878 , Хелламаа , Сааремаа или Муху 14 января 1961 , Куопио ) — епископ Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата , в 1925—1960 годы — её предстоятель с титулом «Карельский и всей Финляндии» .

Биография

Родился 2 сентября 1878 года в Хелламаа на острове Муху , в семье эстонского псаломщика Василия Аава и его супруги Марии Эллик.

В 1894 году по второму разряду окончил Рижское духовное училище , а в 1900 году по второму разряду окончил Рижскую духовную семинарию .

В 1904 году вступил в брак с Любовью Бобковской, происходившей из семьи священнослужителя прихода протоиерея Александра Бобковского и его супруги Ольги Бародкиной.

С 1900 по 1904 года трудился в должности псаломщика в церкви города Хаапсалу .

27 сентября 1904 году рукоположён в сан священника и служил в православных приходах Эстонии (до 1920 года — Рижская епархия , затем — автономная Эстонская православная церковь) в деревнях: (1904—1907), Вяндра (1907—1911) и (1911—1922). С 1 января 1920 по 5 февраля 1921 года — настоятель Николаевской церкви в Курессааре .

Был благочинным округа Сааремаа и членом Поместного Собора Эстонской православной церкви .

17 июня 1922 года на Соборе Финляндской церкви избран викарием архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова) . 8 июля 1922 года патриарх Константинопольский Мелетий IV без предварительного пострижения в монашество рукоположил его в сан епископа Сортавальского .

По свидетельству Первоиерарха РПЦЗ Антония (Храповицкого) : «Именно Вселенский патриарх рукоположил ему в викария священника Аава (без всякого пострижения в монашество или даже в рясофор) не только без его, архиепископа, согласия, но даже вопреки его протесту; этим покойный патриарх попрал основной канон Церкви — 6-е правило I Вселенского Собора (и многих других)… И вот, сей сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, побритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православных и, возбуждая злорадство иноверцев» .

29 декабря 1923 года решением Государственного Совета и указом президента Финляндии на основании принятого закона об официальном языке Финляндии, архиепископ Серафим, как не освоивший в четырёхмесячный срок финский язык , был отстранён от управления Финляндской церковью и принудительно отправлен на покой в Коневецкий монастырь , а в 1926 году при помощи митрополита Евлогия (Георгиевского) покинул Финляндию . На состоявшемся в 1925 году Соборе духовенства епископ Сортовальский Герман (также не владевший финским языком) был избран и 13 июня 1925 года утверждён предстоятелем Финляндской православной церкви с титулом архиепископа Карельского и всей Финляндии . 14 августа того же года утверждён в этой должности президентом .

С середины 1920-х годов митрополит Антоний (Храповицкий) называл нового финляндского архиерея «лже-епископом» и причащавшихся с ним призывал к покаянию, в частности в письме валаамскому иеромонаху от 27 января 1925 года писал: «Печальные вести ваши я получил и много скорбел о безжалостном ожесточении архипастырей греческих, а Германа я считаю простым мирянином…» .

На протяжении всего периода управления проводил активную политику экуменизма и финнизации. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского на финский язык. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по греческим образцам; отмены обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного «русского» креста , вместо которого был введён четырёхконечный крест , крепившийся на цепочке, составленной из соединённых между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды. При строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не «русского» стиля.

Его статьи и проповеди помещались в официальном вестнике Финляндской Церкви, журнале и в других периодических изданиях.

В 1937 года в Сортавале по приглашению владыки Германа проходило совещание финских и прибалтийских православных епископов, в котором участвовали митрополит Таллинский Александр (Паулус) , митрополит Рижский Августин (Петерсон) , архиепископ Печерский Николай (Лейсман) , епископ Выборгский Александр (Карпин) и епископ Елгавский Иаков (Карп) . Повестка дня данной встречи включала развитие межцерковных связей, календарный вопрос, унификацию богослужения, экономическое положение клириков и приходов, создание общего высшего богословского учебного заведения. В 1938 году состоялась вторая встреча финских и прибалтийских архиереев, она была посвящена участию в экуменическом движении .

В послевоенные годы противился попыткам Московской Патриархии вернуть Финляндскую церковь в свою юрисдикцию, сумел сохранить status quo, и в 1957 году Московская Патриархия отказалась от своих претензий.

1 июля 1960 года покинул свой пост по состоянию здоровья. Скончался 14 января 1961 года в Куопио.

Награды

Библиография

  • Elämän myrskyissä. 1940;
  • Elämään matkaajalle. 1941;
  • Naisen voima. 1942;
  • Taivaan esikartano. 1943;
  • Katoamaton nuorus (Непотерянная молодость).
  • Ahdistuksessa kärsivällisinä (С терпением в напастях) I—II. 1950—1953.
  • Loistakoon valonne (Так да просветится свет ваш). 1951;
  • Vihollinen n: o 1 : viisi lukua raittiudesta. 1951; Katoamaton nuoruus. 1959.

Семья

  • Жена — Любовь Александровна Бобковская (1885—1921), родилась в семье протоиерея Александра Бобковского и его супруги Ольги Бородкиной; замужем с 1904 года, скончалась в 1921 году, после родов.
    • Сын — Герман (31 августа 1905 — 23 июня 1978), работал химиком, был женат на Лайне Мариатте (1914—1999); оба похоронены в Хельсинки на православном кладбище .
    • Сын — Сократ (18 мая 1907—1965), юрист.
    • Дочь — Тамара (19 апреля 1909 — ?), была замужем за священником Михаилом Касанко/Казанским.
    • Дочь — Ариадна (4 марта 1911 — ?), была замужем за директором коммерческого училища города Сортавалы Эйно Кивиненом.
    • Сын — Юри (10 февраля 1915 — 12 марта 1974), библиограф, в 1963 году был обвинён в шпионаже в пользу СССР, был женат на Эйле Маргарете (1919—2006); оба похоронены в Хельсинки на православном кладбище .
    • Дочь — Люсия (14 марта 1921 — 27 августа 1998)

Литература

  • Purmonen Veikko. (фин.) . — Ortodoksisten pappien liitto, 1986. — 119 с. — ISBN 9519558233 .
  • Loima, Jyrki. / Esipaimen siunaa. Suomen ortodoksiset piispat 1892—1988. — Jyväskylä : Gummerus, 1999. — 276 p.
  • В. В. Т. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 237—239. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  • Силуан (Никитин) , иером. // « Богослов.ру », 11 июля 2014 г.
  • Силуан (Никитин) , иером. // Христианское чтение . 2017 — № 3. — С. 253—274.
  • Силуан (Никитин) , иером. // Богословский вестник . — 2017. — № 3-4 (22-23) . — С. 206—234 .

Примечания

  1. Herman Aav // (эст.)
  2. . Дата обращения: 7 декабря 2009. 16 сентября 2009 года.
  3. . Дата обращения: 7 декабря 2009. 16 декабря 2009 года.
  4. Дата обращения: 24 сентября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
  5. Силуан (Никитин), иеромонах. . bogoslov.ru (12 марта 2015). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
Источник —

Same as Аав, Герман Васильевич