Interested Article - Сюнчелей, Сагит Хамидуллович

Сагит Сюнчелей ( тат. Сәгыйть Сүнчәләй , Сагит Хамидуллович Сюнчелей , тат. Сәгыйть Хәмидулла улы Сүнчәләй ; 1888 или 2 августа 1889 , Старый Мостяк , Саратовская губерния 27 октября 1937 , Сандармох , Карельская АССР ) — татарский поэт , переводчик и общественный деятель начала ХХ века , а также близкий друг Габдуллы Тукая и брат Шарифа Сюнчелея .

Известен своими переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Толстого , Тургенева и других на татарский язык.

Биография

Юношество

Родился в 1888 году или 2 августа 1889 в деревне Старый Мостяк Хвалынского уезда (ныне — в Старокулаткинском районе Ульяновской области ). Начавшийся в 1891 году голод вынудил семью перебраться в Астрахань . В 1904 году окончил медресе «Ваххабия», после чего до 1906 года преподавал в медресе при мечети « Ак мәчет ». В 1907 году переехал в Казань , продолжил образование в медресе Шакирзяна Хамидуллина ; в августе того же года поступил в Казанскую татарскую учительскую школу. Однако тяжелое материальное положение семьи не дало возможности получить образование, и в апреле 1909 года он вместе с братом Шарифом (закончившим к тому времени курс обучения в школе) уехал в деревню Сараши Бардымского уезда Пермской губернии , где работал учителем в четырехлетней земской русско-татарской школе.

Творчество

Путь в большую литературу Сюнчелей начал именно в этот период. Известно, что его переводы « Кавказского пленника » Л. Н. Толстого , башкирской легенды в его пересказе « Күл — күз яше » ( рус. «Озеро слез») были изданы небольшими книжечками в 1908 году. Лирические стихотворения сарашского периода публиковались в газетах и журналах, выходивших в Астрахани, Казани, Оренбурге , Петербурге , Томске , Уфе и других городах России.

В этот период начал общаться с Габдуллой Тукаем , который оказал большое влияние на Сагита . Известно, что они часто обменивались письмами . Тукай поддерживал и развивал творчество Сагита, а также посоветовал заниматься переводами , после чего помог с выпуском перевода Сюнчелея поэмы Джорджа Байрона « Шильонский узник » . В этот период перевёл также поэму Генриха Гейне «Альмансор», которая была расценена цензурным комитетом Казанской губернии как одна из форм «пропаганды панисламизма среди татар».

  В 1913 году открыл русско-татарскую школу в селе Большой Сардек (Зур Сәрдек). В 1915 году был обвинен в распространении панисламистских листовок и вынужден был уехать в Уфу.

Расцвет творчества приходится на 1910—1914 годы. За это время им опубликовано свыше 250 оригинальных стихотворений — лирически-проникновенных, романтически-приподнятых.

В 1913 году издан первый поэтический сборник « Сәгыйть Сүнчәләй шигырьләре » ( рус. «Стихи Сагита Сюнчелея»).

В дореволюционные годы Сюнчелей перевёл на татарский язык многие стихи таких русских поэтов, как Пушкин, Жуковский , Крылов, Лермонтов, Некрасов , Никитин , Майков , Надсон , Блок , Бальмонт ; а также прозу Толстого, Тургенева, Гюго и других.

Некоторое время после смерти Тукая Сюнчелея называли его правопреемником и одним из трёх классиков татарской литературы — наряду с Галиасгаром Камалом в драматургии и Фатихом Амирханом в прозе.

В предреволюционные годы, а также в период Октябрьской революции и гражданской войны в творчестве Сюнчелея произошёл переход от «абстрактного гуманизма », «просветительских и общедемократических иллюзий» к «подлинной революционности» и «пролетарской идеологии».

В 1915 году Сагит переехал в Уфу, где работал заведующим отделом татарской книги городской библиотеки, сотрудничал с газетами «Авыл вели», «Кункуреш», журналом «Кармак». Когда он вступил во Всероссийскую коммунистическую партию (большевиков) в 1919 году, его жизнь приняла социальный и политический оборот. В 1918—1919 годах огромным тиражом был издан сборник «Революционные стихи», а отдельные стихи («Восстание», «Завещание», «На войну», перевод « Марсельезы ») издавались в виде прокламаций и распространялись среди воинов-мусульман, отправляемых на фронт.

Репрессии

В 1923—1926 годах он служил членом коллегии и заведующим художественным отделом в Наркомате просвещения БАССР . В 1926 году его вызвали в Москву для работы в Народном комиссариате иностранных дел . В том же году направили переводчиком в составе советского генерального консульства сначала в Сирию , а затем в Турцию .

В начале 1926 года Сагит Сюнчелей был исключен из партии как «активный султангалиевец », но затем комиссия ЦК разобралась в ситуации, ограничилась предупреждением и вновь приняла его в ряды ВКП(б) . В то же время он согласился сотрудничать с Единым управлением государственной безопасности , чтобы информировать чекистов о мнениях других татарских интеллигентов . Первый раз Сагита Сюнчелея арестовали 1 июня 1927 года. Ему предъявили обвинение в « контрреволюционной деятельности » по 58 статье УК РСФСР . Ордер на обыск и арест был выписан на следующий день. Поводом для ареста явилось то, что Сюнчелей, находясь в Стамбуле , встретился с «одним из лидеров татарской буржуазной эмиграции», «ярым антисоветчиком » и «одним из организаторов басмаческого движения » Заки Валидовым . Вернувшись в Союз, Сюнчелей послал ему по его просьбе татарские и башкирские книги и журналы, то есть «поддерживал связь».

После чего его наняли работать секретным сотрудником (агентом) в ГПУ , чтобы с его помощью арестовать Султан-Галиева в 1928 году. Когда Сюнчелей говорил с другими сотрудниками на «скользкие темы», как они либо тут же замолкали, либо принимались дружно превозносить «мудрого вождя и учителя». Сюнчелей в своих отчётах писал общими, ничего не говорящими характеристиками вроде того, что Султан-Галиев — «болтун с бородкой» и просто «хвастун» (он часто хвастался своей былой дружбой с Лениным и Сталиным ). Уфимские чекисты не давали Сагиту покоя и уличали в недобросовестности, якобы, он пытается утаить от «органов» самое главное. В конце концов Сюленчея прямо обвинили «в бездеятельности, как агента-осведомителя» и привлекли за это к ответственности.

28 февраля 1929 года его вызвали в Уфимское ГПУ и арестовали по 95-й статье УК РСФСР «за дачу ложных показаний», то есть попытку обмана «органов». При этом аресте у него нашли 80 долларов США , оставшихся после работы за границей. После этого с ним обращались как с «политическим двурушником», «агентом империализма », «закоренелым врагом партии и Советской власти». Дело Сюнчелея, как и других «султангалиевцев», слушалось на закрытом заседании Судебной коллегии ОГПУ без привлечения сторон (то есть без адвокатов ) и вызова свидетелей ). Приговором по статье была высшая мера наказания расстрел .

С 1929 года творчество Сюнчелея было под запретом: из библиотек изъяли сборники его стихов и переводов, запрещено официальное исполнение партийного гимна в его переводе (хотя неофициально его долго ещё продолжали петь).

Полгода Сагит провёл в одиночной камере смертников, ожидая исполнения приговора, но в это же время подал апелляцию . 13 января 1931 года коллегия ОГПУ, рассмотрев апелляцию, заменила расстрел «десятью годами заключения в концлагере ». Поэта вместе с другими «султангалиевцами» отправили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), откуда мало кто возвращался живым. Во время отбывания наказания Сюнчелей писал письма родственникам и надеялся на скорое освобождение.

Смерть

9 октября 1937 года «тройка» УНКВД Ленинградской области пересмотрела дела всех оставшихся в живых «султангалиевцев» и приговорила всех заочно к «высшей мере наказания», то есть расстрелу. Приговор предписывалось привести в исполнение немедленно.

27 октября 1937 года, в возрасте 48 лет, Сагита Сюленчея, как и других «султангалиевцев», расстреляли .

Несостыковки в смерти

Дата смерти Сюнчелея в разных источниках указывалась по-разному. Например, биобиблиографический справочник «Писатели советского Татарстана» сообщает, что «С. Сюнчелей скончался 27 октября 1941 года» . Исследователь его творчества З. Рамеев , основываясь на рассказах родных, утверждает, что Сагита расстреляли в 1938 году. В марте 1958 года брат Сагита Ш. Х. Сюнчелей написал запрос о судьбе арестованного. В ответ ему выдали «справку», где были сфальсифицированы и причина («скончался»), и год (месяц и число почему-то менять не стали), в которой была написана дата «27 октября 1941 года». Был реабилитирован посмертно в 1958 году.

Память

Имя Сагита Сюнчелея вновь начинает упоминаться в печати лишь в конце 1950-х. В 1961 году вышел сборник его «Избранного» с предисловием Г. Халита.

Произведения

Поэзия

  1. «Азан» ( рус. «Призыв к молитве»)
  2. «Тукай рухы» ( рус. «Душа Тукая»)
  3. «Вәхи. Коръән Пушкинчә» ( рус. «Откровение. Коран следуя Пушкину»)
  4. «Тәңремә» ( рус. «Создателю»), 1910
  5. «Коръән Шәрифкә» ( рус. «Корану»), 1910
  6. «Вәхи» ( рус. Откровения), 1912
  7. «Тукай хәтирәсе» ( рус. «Память о Тукае»), 1913
  8. «Дөньяда» ( рус. «В мире»), 1915
  9. «Ватан» ( рус. «Отчизна»), 1916
  10. «Ялгызлыкта» ( рус. «В одиночестве»), 1918
  11. «Восстание», 1919
  12. «Завещание», 1919
  13. «На войну», 1919
  14. «Язгы уйлар» ( рус. «Весенние размышления»), 1919
  15. «Төш» ( рус. «Сон»), 1922
  16. «Васыйять» ( рус. «Завещание»), 1922
  17. «Ленин», 1924
  18. «Ике матәм» ( рус. «Две скорби»), 1924
  19. «Мин киталмыйм» ( рус. «Я не могу покинуть»), 1926

Семья

Примечания

  1. В разных источниках по-разному
  2. . Казанские истории . Дата обращения: 30 июля 2022.
  3. Писатели Советского Татарстана: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Гиниятуллина. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1970. — 511 с.

Литература

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Сюнчелей, Сагит Хамидуллович