Interested Article - Мутара III

Мутара III Рудахигва ( руанда и фр. Mutara III Rudahigwa ; 29 июня 1912 , Ньянза , Королевство Руанда , Германская Восточная Африка 25 июля 1959 , Бужумбура , подмандатная территория Руанда-Урунди ) — представитель руандийского монархического рода, король (мвами) Руанды (1931—1959).

Биография

Родился в семье короля Юхи V и королевы Канкази (позднее королевы-матери Радегонде Ньирамавуго III Канкази), первой из его одиннадцати жен. Он был представителем клана тутси Абаньигинья.

В 1919 г. начал свое образование в Колониальной школе сыновей вождей в Ньянзе , в 1924 г. стал секретарем своего отца. В январе 1929 г. возглавил одну из провинций страны. В том же году был тайно обращен в христианство апостольским викарием Руанды Леоном Классом.

Занял королевский трон 16 ноября 1931 г., после того как бельгийская колониальная администрация свергла его отца Юхи V Мусингу. Он принял королевское имя Мутара, став Мутарой III Рудахигвой. После принятия им католичества получил после крещения имя Шарля Пьера Леона Рудахигвы. В 1935 г. он передал Церкви одно из владений своего отца в Ньянзе, которое было преобразовано в католическую миссию. 27 октября 1946 г., через три года после официального крещения в 1943 г., он посвятил свое правление во время торжественной церемонии в Ньянзе Христу.

Начал политику модернизации страны, включая внедрение новых методов ведения сельского хозяйства. Пытался добиться объединения различных этнических групп руандийского населения, а также христианизировать страну, опираясь на бельгийские колониальные власти и на миссионерские ордена. На время его правления пришлось волной голода, зафиксированной между 1941 и 1945 гг., включавшей Голод Рузагаюра (1944—1945), от которого погибли до 50 000 человек из двух миллионов общей численности жителей страны. В Руанде-Урунди были проведены первые свободные выборы, одной их ключевых целей которых было стремление связать народность хуту с политической жизнью нации.

В 1935 г. бельгийская администрация выпустила удостоверения личности, формализующие этнические категории, тутси, хуту и ​​тва. Впоследствии с ростом протестной активности хуту было принято решение отказаться от указания этнической принадлежности жителей, стал внедряться тезис о том, что в королевстве живут только руандийцы. После Второй мировой войны движение за освобождение хуту начало расти по всей Руанде-Урунди, чему способствовало растущее возмущение межвоенными социальными реформами, а также растущее сочувствие к хуту в католической церкви. 1 апреля 1954 г. король провозгласил отмену феодализма , которая основывалась на эксплуатации хуту, через год страну посетил король Бельгии Бодуэн . Однако этот визит не принес умиротворения. Руандийская монархия и видные тутси почувствовали растущее влияние хуту и ​​начали агитировать за немедленную независимость на своих собственных условиях, кульминацией этих событий стало заявление Мутары III о необходимости независимости от Бельгии. Ответным ходом стало создание группой ученых-хуту «Манифеста Бахуту», который осудил «эксплуатацию» хуту этническими тутси и призвал к их освобождению от правления сначала тутси, а затем и бельгийцев. Также были созданы массовые политические движения хуту.

Совместно с бельгийцами и большей частью духовенства на своей стороне один из лидеров движения хуту Жозеф Гитера начал кампанию по уничтожению или захвату ( руанда Kalinga ) — королевского барабана , одного из главных символов монархии. Мутара III к тому моменту был окончательно испуган движением хуту и контрабандным путём вывез музыкальный инструмент из страны. Он употреблял много алкоголя . 25 июля того же года Мутара III умер в Усумбре вскоре после обращения за медицинской помощью. После первоначального обследования врачи пришли к выводу, что он скончался от кровоизлияния в мозг . Как пиcала американский гуманитарный деятель в книге о своей жизни в Руанде, многие руандеры тогда были уверены, что это бельгийцы ввели королю смертельную инъекцию. При этом, хотя вскрытие никогда не проводилось из-за возражения королевы-матери, оценка независимых врачей позже подтвердила первоначальный диагноз естественной кончины . О наличии подобных подозрений у населения писала и историк- африканист , которая дополнила, что каких-либо реальных оснований у жителей не было . В бельгийских правительственных кругах ходили слухи, что король покончил жизнь по указанию придворных историков . Несмотря на отсутствие обоснования подозревать бельгийцев в убийстве, данная смерть стала основным катализатором для вспышки межнациональных противоречий и дальнейших событий . Элита тутси, полагая, что короля убили высокопоставленные лица церкви при поддержке бельгийского правительства, начала кампанию против обоих . Кигели V , брата Мутары III, на должность мвами тутси назначили уже не только без участия европейцев , но и даже против их воли . Историки церкви Ян и Джейн Линдены описали это событие как «малый переворот тутси» .

Его вторая жена Розали Гиканда, с которой он обвенчался по христианскому обряду, после его смерти осталась в Руанде. В 1994 г. по приказу Идельфонса Низейиманы она была убита во время геноцида в Руанде . Позже он был задержан и осужден судом ООН по военным преступлениям и приговорён к пожизненному заключению.

Награды и звания

Командор первого класса папского ордена Святого Григория Великого .

Примечания

  1. , p. 258.
  2. , p. 261.
  3. , p. 262.
  4. , p. 35.
  5. Carr H. R.; Howard A. H. : : [ англ. ] . — 1st ed. — N. Y. : Viking Press , part of Penguin Books , 1999. — P. 112. — xii, 248 p. — ISBN 1-1011-4351-X . — ISBN 978-1-1011-4351-3 . — OCLC .
  6. Guerre civile au Rwanda : [ фр. ] // Courrier Hebdomadaire du CRISP. — Brussels : Centre de recherche et d'information socio-politiques, 1959. — No. 42. — P. 15—24. — ISSN . — doi : . — OCLC .
  7. , p. 3.
  8. , p. 263.
  9. , p. 193.

Литература

Источник —

Same as Мутара III