Interested Article - Лютеранство
- 2021-12-20
- 1
Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве . С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм , поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере . Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви , с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой ( анабаптизм , кальвинизм , цвинглианство и т. д.).
Именование
Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер относился к такому названию отрицательно, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны . Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане» .
История
Вероучение
Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия . Лютеране относят себя к теистам - тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа , распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо , чтобы в конце времён прийти вновь для суда над живыми и мёртвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха , который может быть преодолён исключительно действием благодати ( лат. Sola Gratia ), выражаемой в вере ( лат. Sola Fide ). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог всё знает, но не всё предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию ( лат. Sola Scriptura ). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.
Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания допускает отнесение к таинствам исповедь и рукоположение , арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам . Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле [ источник не указан 4355 дней ] . В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация , венчание , отпевание и ординация .
Теология
Литургическая практика
Лютеране празднуют Литургию как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями ( Kyrie , Gloria , Sanctus, Agnus Dei).
Современное состояние
К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единую религиозную организацию. Существует несколько крупных лютеранских объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и обрядовых вопросах — Всемирная лютеранская федерация , Международный лютеранский совет , Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек) . Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность . Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.
Либеральные деноминации
Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения . В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения — например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ) . Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию . В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.
Конфессиональные деноминации
Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами . В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия . Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет . Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию .
Дискуссионные вопросы
Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен ) и благословение однополых браков , признаваемых протестантской реформацией светского некровного социального семейного партнёрства, а не формой религиозного одобрения половых извращений . Лютеранский епископ подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами .
Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями
Лютеране, как и другие протестанты, подвергались гонениям, осуществлявшимся католической церковью в период Контрреформации .
В 1999 году представители Всемирной лютеранской федерации и Католической церкви подписали совместную декларацию об оправдании .
Между лютеранскими и реформатскими церквями, подписавшими в 1973 году Лейенбергский конкордат, установлено евхаристическое единство.
Лютеранство в странах СНГ
Лютеранство в России
Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.
В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии , первая в СССР , а затем в Эстонии . В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.
Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге . Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).
- После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз — ЕЛКРАС . Считается, что ЕЛКРАС в основном состоит из церквей немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии [ источник не указан 4351 день ] . Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
- В 1992 году от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви отделилась Церковь Ингрии .
- В 1997 году от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь .
- В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске . Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России .
- Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) — лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания — дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей . ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
- Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» — Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации . Образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. В 1992 году группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 году Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» становится самостоятельной и входит в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется четыре прихода, служат три российских пастора и викарий. Председатель Синода — пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии — пастор Алексей Евгеньевич Ферингер.
Лютеранство на Украине
Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше, возникла Польская лютеранская церковь , возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ), формально входящая в ЕЛКРАС , но на деле давно самостоятельная. Кроме того, здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины .
Распространение
Исторически лютеранство было преобладающей религией в следующих странах и регионах:
- Северные земли Германии ( Евангелическая церковь Германии )
- Дания ( Церковь Датского Народа )
- Швеция ( Церковь Швеции )
- Норвегия ( Церковь Норвегии )
- Исландия ( Церковь Исландии )
- Фарерские острова ( )
- Финляндия ( Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии )
- Эстония ( Эстонская евангелическо-лютеранская церковь )
- Латвия ( Евангелическо-лютеранская церковь Латвии )
- Ингрия ( Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии )
Искусство
Архитектура
В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх — если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном , затем классическом . С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн . Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.
Музыка
Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов , так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах . В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы .
Живопись
В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придаёт существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи . С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме , Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.
Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим .
Графика
Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации , но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и в настоящее время.
Примечания
- Митрохин Л. Н. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Герман Зассе , «На том стоим», Фонд Лютеранское наследие, Duncanville, США, 2000, ISBN 1-58712-015-1
- (швед.) . Дата обращения: 8 ноября 2017. 8 ноября 2017 года.
- . Церковь в скандинавских странах / О. В. Чернышёва, Ю. Д. Комаров; Отв. ред. А. А. Кислова ; АН СССР. — М. : Наука, 1988. — 174 с. — (Научно-популярная литература. История и современность). — ISBN 5-02-008930-3 .
- . Журнал „Друг“ . Дата обращения: 7 ноября 2017. 29 октября 2017 года.
- . Смоленские кладбища . Дата обращения: 10 августа 2020. 31 июля 2020 года.
- . Новости мира религий (27 августа 2001). Дата обращения: 8 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
- . Иерархия церквей . Дата обращения: 7 ноября 2017. 5 января 2018 года.
- . Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (неофициальный сайт). Дата обращения: 7 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
- . Евангелическо-Лютеранский приход Благовещения (СЕЛЦ) . luthers.ru. Дата обращения: 7 ноября 2017. 25 декабря 2009 года.
- . Портал-Credo.ru (26 июля 2006). Дата обращения: 7 ноября 2017. 1 сентября 2009 года.
Литература
- Барсов, Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVIII. — С. 253—258.
- Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Книги и брошюры, изданные на русском языке: Библиографический список. — М. : Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 47 с.
- Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Зарубежные библиографии и справочные издания: Библиографический список. — М. : Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 31 с.
- Браницкий А. Г. , Корнилов А. А. . — Н. Новгород : ННГУ имени Н. И. Лобачевского , 2013. — 305 с.
- Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) // Мартин Лютер. О свободе христианина / Мартин Лютер; сост. и пер. Ивана Фокина. — 3-е изд. — Уфа: ARC, 2013. — С. 553—599. — 685 с. — ISBN 978-5-905551-05-5 .
- Мегорский Е. // Православное обозрение . — 1866. — Т.20. — С.37-55, 146-18.
- 2021-12-20
- 1