Распад Bell System
- 1 year ago
- 0
- 0
Распад Великой Колумбии ( исп. Disolución de la Gran Colombia ) — исторические события первой половины XIX века, в результате которых было ликвидирована созданная Симоном Боливарам Великая Колумбия и на её территории были образованы независимые государства Эквадор , Венесуэла и Республика Новая Гранада .
Освободивший Южную Америку от испанского владычества Симон Боливар пытался создать на континенте единое государство, но ему противостояли местнические устремления различных групп, которые хотели обладать всей полнотой власти на своей территории и не желали иметь власть над собой. В единое государство ему удалось объединить только север и северо-запад континента, где было образовано государство Колумбия (чтобы отличать от одноимённого современного государства, в исторических работах его называют «Великой Колумбией»).
В 1821 году Конгресс в Кукуте принял , в которой закреплялось разделение Великой Колумбии на три департамента: Кито, Кундинамарка и Венесуэла. Каждый департамент страны управлялся интендантом, назначаемым президентом, и губернатором. Боливар оставил вместо себя во главе страны вице-президента Сантандера , а сам во главе войск отправился на юг, продолжать освобождение континента от испанцев.
В результате постоянных атак партизан-роялистов и преобладающего страха перед предполагаемым «Священным союзом» между Францией и Испанией для возвращения американских колоний Франсиско де Паула Сантандер издал 31 августа 1824 года декрет о всеобщем призыве всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет, требуя от департамента Венесуэлы отправить в Боготу контингент численностью 50 000 человек. Генерал Хосе Антонио Паес , исполнявший функции генерал-коменданта, почти на год затягивал исполнение указа, опасаясь не только всеобщего бунта, но и выражая свое неудовольствие решениями центрального правительства.
После ряда событий, в том числе нескольких восстаний в Венесуэле из-за насильственной вербовки, постоянного давления со стороны Боготы с целью соблюдения указа, а также вмешательства влиятельных лидеров, включая Мигеля Пенья, наконец, 30 февраля Хосе Антонио Паэс объявил о неповиновении, а в апреле 1826 года принял на себя управление Венесуэлой и обязался не подчиняться приказам центрального правительства Боготы. Боливар, желая сгладить конфликт, был вынужден отправиться на север и 31 декабря 1826 года прибыл в Пуэрто-Кабельо , где объявил амнистию людям Паэса, а его самого признал верховным гражданским и военным правителем Венесуэлы. В обмен на это Паэс согласился подчиниться верховной власти Боливара. Однако разногласия между венесуэльцами и Новой Гранадой усилились из-за задержки конституционных реформ, и усилились в последующие годы.
Боливар вернулся в Боготу в начале 1827 года, встретив сильное сопротивление в политических кругах, группировавшихся вокруг генерала Сантандера. Доверие, которое Боливар оказывал своим ближайшим военным сотрудникам, в основном венесуэльцам и англичанам, добавили еще одну причину к разногласиям между им и членами конгресса. Затем было задумано провести конституционную реформу, о которой просили несколько лет назад, и конгресс созвал новое Учредительное собрание в Кукуте . Упомянутое собрание собралось 9 апреля 1828 года в Оканье и состояло из представителей приходов. Затем произошла неизбежная конфронтация между боливарианцами и сантандеристами : сантандеристы (федералисты) добивались большого представительства, а боливарианцы решили отказаться от прений, из-за чего кворум не был достигнут. Три месяца спустя съезд закрылся безрезультатно.
Эта неспособность осуществлять демократию и разрешать конфликты посредством диалога, переговоров и голосования, стало традицией, которая преследовала партии, как злой призрак, в 19-м и 20-м веках и было причиной насилия. Несмотря ни на что, члены были определены на выборах 1 июля 1828 года.
Боливар, желая сохранить объединенную Великую Колумбию, требовал больших полномочий. 27 августа 1828 года он принял на себя законодательную власть, упразднил пост вице-президента и установил диктатуру. Франсиско де Паула Сантандер перешел в оппозицию. Боливар издал чрезвычайные экономические указы, восстанавливающие отмененные налоги и изменяющие таможенный тариф в протекционистском смысле; он распустил масонские организации, чтобы успокоить оппозицию католических сил. Боливар также разработал разработанную им конституцию, в которую вошли Перу и Боливия (поскольку последняя уже была отделена от Рио-де-ла-Плата), с сильным центральным правительством и президентом с диктаторскими полномочиями. Патриоты увидели в этих действиях возрождение монархии. Франсиско де Паула Сантандер писал Боливару: «Я четырнадцать лет сражался против Фердинанда VII не ради того, чтобы теперь у меня был король по имени Симон I».
В результате, в сентябре 1828 года заговорщики попытались арестовать Боливара, но он успел спрятаться и при помощи верных ему людей нейтрализовал заговор. Четырнадцать заговорщиков были преданы суду, среди них адмирал Хосе Пруденсио Падилья, морской герой освободительной войны, и Франсиско де Паула Сантандер. Сантандер был вынужден отправиться в изгнание во Францию.
В 1828 году началась война между Перу и Колумбией , и Боливар был вынужден отправиться на юг. Тем временем в Колумбии стали распространяться слухи, будто бы в связи с ухудшением здоровья Боливар подыскивает себе в преемники одного из европейских принцев. Узнав об этом, Боливар решительно выступил против подобной идеи. Сам Боливар хотел видеть своим преемником Сукре , но к его удивлению Сукре отклонил его предложение стать вице-президентом Колумбии, заявив, что вначале нужно вернуть из ссылки Сантандера.
Летом 1829 года война с Перу закончилась, и Боливар вернулся в Боготу. По пути он узнал, что Паэс претендует на восстанавливаемый пост вице-президента, полагая, что раз раньше его занимал представитель Новой Гранады Сантандер, то теперь настала очередь представителя Венесуэлы (то есть Паэса). В связи с плохим состоянием здоровья Боливар 1 апреля 1830 года удалился из Боготы для лечения, а затем объявил об уходе в отставку. 4 мая Конгресс решил, что новым президентом страны станет Хоакин Москера , а пока он не прибудет в Боготу — его обязанности будет исполнять избранный вице-президентом Доминго Кайседо .
2 августа Кайседо был вынужден вновь начать исполнять обязанности президента из-за болезни Москеры. В это время в Боготе размещалось два батальона войск: из венесуэльцев, лояльных Боливару, и из колумбийцев, лояльных Сантандеру. Кайседо приказал передислоцировать венесуэльский батальон в город Тунха, что вызвало волнения среди проживающих в Боготе венесуэльцев. В последовавшей схватке батальон венесуэльцев разгромил батальон колумбийцев, и президент Москера с вице-президентом Кайседо покинули столицу. Чтобы спасти страну от развала (и надеясь вернуть Боливара на пост президента) министр обороны Рафаэль Урданета 5 сентября 1830 года провозгласил себя главой государства. Однако 17 декабря 1830 года Симон Боливар скончался.
В связи с тем, что конгресс, собиравшийся весной 1830 года в Боготе, не смог примирить различные фракции между собой, 6 мая 1830 года в Валенсии была провозглашена независимость Венесуэлы. Паэс был объявлен президентом Венесуэлы, а 22 сентября 1830 года в Валенсии была принята конституция, окончательно закрепившая отделение Венесуэлы от Великой Колумбии.
Узнав об отделении Венесуэлы, 13 мая 1830 года Южный округ провозгласил свою независимость под названием «Республика Эквадор»; её главой стал Хуан Флорес . 19 и 20 мая об отделении от Колумбии и присоединении к Эквадору заявили департаменты Гуаякиль и Асуай. 14 августа в Риобамбе собралась Конституционная Ассамблея, и 22 сентября была принята конституция Эквадора, провозглашавшая, среди прочих статей, что департаменты Асуай, Гуаякиль и Кито объединяются вместе, образуя единый независимый орган с названием «Государство Эквадор». Хуан Хосе Флорес стал президентом нового государства, а Хосе Хоакин де Ольмедо - вице-президентом.
После этих отделений Великая Колумбия стала состоять только из центрального региона, который в то время включал в себя бывшие департаменты Бояка, Каука, Кундинамарка, Магдалена и Истмо (Панама).
26 сентября 1830 года Департамент Истмо (Панама) также отделился от колумбийского государства. Его управляющим был панамский генерал-мулат Хосе Доминго Эспинар, не разделявший предпочтений панамской олигархии и большой сторонник Боливара, чьим секретарем он был. Эспинар, поддержанный народом столичных пригородов, восстал против господствовавшего правительства, ожидая возвращения Боливара к власти. Панамская делегация отправилась в Барранкилью , где находился больной Боливар, чтобы пригласить его на перешеек, чтобы восстановить власть и восстановить расчлененную Великую Колумбию. Боливар отказался от такого предложения и посоветовал своему бывшему секретарю вновь включить перешеек в состав Колумбии.
Вторая попытка отделения была предпринята 9 июля 1831 года венесуэльским полковником Хуаном Элихио Альзуру при поддержке панамской олигархии как в столице, так и во внутренних районах. Чтобы восстановить порядок на перешейке, правительство Новой Гранады поручило генералу Томасу Эррере повторно включить провинцию в Республику. Эррере удалось захватить Альзуру и расстрелять его 29 августа. Панама осталась в составе Колумбии.
Ещё 10 ноября 1830 года генерал-комендант департамента Каука Хосе Обандо собрал в Буге Ассамблею, которая призвала к борьбе с диктатурой Урданеты. В феврале 1831 года объединённые силы Обандо и Хосе Лопеса перешли в наступление, и Урданета согласился на мирные переговоры, вернув 28 апреля власть законному президенту Москере.
В связи с фактическим распадом страны 15 ноября 1831 года была собрана Конституционная Ассамблея, которая с 23 ноября 1831 года установила власть временного правительства и избрала вице-президентом генерала Хосе Мария Обандо (в связи с отсутствием президента он стал, фактически, и. о.президента).
29 февраля 1832 года Национальный конвент, состоявший из представителей провинций Антьокия, Барбакоас, Картахена, Момпос, Нейва, Памплона, Панама, Пасто, Попайян, Сокорро, Тунха, Велес и Верагуас утвердил новую Конституцию, в соответствии с которой государство получило название «Республика Новая Гранада».