акции
с использованием вооруженной силы по просьбе
законного правительства
(включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.
военные операции
, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.
1987 год
—
Бернар Кушнер
опубликовал книгу «Le Devoir d’Ingerence» («Обязанность вмешаться»), в которой утверждал, что демократические государства не только имеют право, но и обязаны для защиты
прав человека
вмешиваться в дела иностранных государств, невзирая на их
суверенитет
.
1999 год
—
Генеральный секретарь ООН
Кофи Аннан
, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи, призвал мировое сообщество к «ответственности по защите» мирного населения от бедствий войны в соответствии с нормами международного права, сказав: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ущемлением суверенитета, то как тогда отвечать на такие ситуации, как
Сребреница
и
Руанда
— грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем правилам человеческого бытия?». Концепция гуманитарной интервенции использовалась для обоснования
бомбардировок Югославии авиацией стран НАТО
.
2000 год
— под эгидой
ООН
была создана
, в состав которой вошёл и представитель от России —
В. В. Лукин
. В 2001 г. эта комиссия представила на рассмотрение генерального секретаря и членов ООН доклад, озаглавленный «
Обязанность защищать
» (
англ.
The responsibility to protect
)
.
2008 год
—
циклон «Наргис»
, жертвами которого в
Мьянме
стали около 138 тыс. человек и более 2 млн человек остались без крова и пищи. Многие страны немедленно предложили свою помощь Мьянме, однако правящий в Мьянме военный режим её отверг. Лидер этого режима генерал
Тан Шве
на протяжении долгого времени отказывался отвечать на телефонные звонки генерального секретаря ООН
Пан Ги Муна
. В связи с этим французский представитель в ООН, ссылаясь на принцип «Обязанность защищать» призвал к принудительной помощи Мьянме. Под исключительными случаями, предусматривающими иностранное вмешательство, после саммита ООН в 2005 понимались геноцид, состояние войны и конфликты, однако после трагедии в Мьянме министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибанд заявил, что принцип «Обязанность защищать» можно также распространять и на ситуации стихийных бедствий. В конце концов правительство Мьянмы пошло на уступки и согласилось принять гуманитарную помощь. В том же году Россия приняла участие в
войне в Грузии
, сославшись на необходимость «
принуждения к миру
».
Некоторые теоретики
международного права
утверждают, что угроза применения или использования силы государством или группой государств исключительно в целях предотвращения или защиты от серьёзных нарушений основных прав человека, особенно
права на жизнь
, независимо от национальности, может иметь место как без разрешения соответствующих органов
ООН
, так и без разрешения законного правительства данного государства. Однако
Международный суд ООН
в связи с действиями США по поддержке никарагуанских «
контрас
», указал, что международное право не санкционирует использование государством вооруженной силы для исправления ситуации с серьёзными нарушениями в области прав человека в другом государстве без одобрения
Совета Безопасности ООН
.
В 2005 году ООН приняла концепцию, получившую название «Обязанность защищать» (
англ.
The responsibility to protect (
RtoP
or
R2P
)
, основная идея которой состоит в том, что
суверенитет
является не привилегией [правящего режима], а обязанностью. В соответствии с данной концепцией суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств
.
Россия
и
Китай
отвергают концепцию международной ответственности
. По мнению
— бывшего заместителя
госсекретаря США
, — в случае России такая позиция определяется опасением за политическую судьбу
Владимира Путина
.
Мнения и оценки
Критики концепции гуманитарной интервенции используют следующие аргументы:
Трактовка суверенитета как ответственности по защите прав человека, по мнению некоторых из них, отражает западные ценности, деля мир на «цивилизованные» и «нецивилизованные страны», что может порождать полуколониальные методы ведения политики против государств, нарушающих права человека. Некоторые критики полагают, что использование данной риторики является прикрытием для распространения в мире гегемонии США.
Критики гуманитарных интервенций указывают на произвольный характер силовых акций, подрывающий их легитимность. Так, британский политолог Дэвид Чендлер называет процесс принятия подобных решений «законотворчеством элитной группы западных государств».
Некоторые российские ученые высказали предположение, что практика интервенций по гуманитарным мотивам спровоцировала рост
сепаратизма
в 1990-х годах. Видный российский политолог
А. А. Кокошин
предположил, что эта практика «стимулирует радикальные группы внутри религиозных и этнических меньшинств на обострение конфликтов вплоть до применения вооруженной силы в надежде на победу с помощью миротворческих сил».
Высказывались опасения, что гуманитарные интервенции могут снизить предсказуемость и регулируемость международных отношений, поскольку вызывают появление «антикоалиций» и увеличивают напряженность в мире.
Из заявления официального лица британского
Министерства иностранных дел и по делам Содружества
: «Однако сегодня подавляющее большинство юристов выступает против права на гуманитарную интервенцию по трём основным причинам. Во-первых, Устав ООН и современное международное право не предусматривают такое право; во-вторых, деятельность государств в последние два столетия, и особенно после 1945 г., в лучшем случае указывает лишь на несколько явных случаев гуманитарной интервенции, а согласно большинству оценок, их вообще не существует; в конечном счёте, масштаб возможности злоупотребления таким правом в целях предосторожности ставит под сомнение смысл его существования».
Обеспечение нуждающегося населения
гуманитарной помощью
и охрана пунктов её раздачи от вооруженных групп мародёров.
Установление контроля за
электростанциями
, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях
межэтнического конфликта
)
Развертывание, обеспечение и охрана лагерей
беженцев
.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 февраля 2012.
30 января 2009 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 3 февраля 2012.
3 февраля 2012 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 28 сентября 2010. Архивировано из
19 февраля 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 сентября 2010.
13 марта 2016 года.
Geoffrey Marston.
// British Yearbook of International Law. — 1987-01-01. —
Т. 57
,
вып. 1
. —
С. 487–654
. —
ISSN
. —
doi
:
.
— «But the overwhelming majority of contemporary legal opinion comes down against the existence of a right of humanitarian intervention, for three main reasons: first, the UN Charter and the corpus of modern international law do not seem specifically to incorporate such a right; secondly, state practice in the past two centuries, and especially since 1945, at best provides only a handful of genuine cases of humanitarian intervention, and, on most assessments, none at all; and finally, on prudential grounds, that the scope for abusing such a right argues strongly against its creation»