Interested Article - Культ Разума

Страсбургский собор в качестве Храма Разума
Fête de la Raison («Фестиваль Разума»), Собор Парижской Богоматери , 20 брюмера 1793

Культ Ра́зума ( фр. Culte de la Raison ) — один из элементов процесса дехристианизации во время Французской революции . Создан Пьером Гаспаром Шометтом , Жаком-Рене Эбером и их последователями (см. Эбертисты ) с намерением упразднить христианскую религию во Франции.

Развитие и распространение

Культ Разума получил широкое распространение в период 1793—94 гг. После сентябрьских убийств и особенно после издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в храмы Разума. В процессе дехристианизации 5 октября 1793 года григорианский календарь был заменён на французский республиканский календарь .

Первые варианты культа Разума появились за пределами Парижа. В сентябре—октябре 1793 года Жозеф Фуше организовывал празднества в департаментах Ньевр и Кот-д’Ор . В Рошфоре преобразовал приходскую церковь в «Храм Истины», где 31-го октября 1793 года шесть католических священников и один протестантский в торжественной обстановке отреклись от своей религии. Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов , парадов , принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов ( иконы , статуи, кресты и т. п.). Кроме этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Подобные события встречались также в других частях Франции. Наибольшего развития культ достиг в Париже, во время проведения «Фестиваля свободы» ( фр. Fête de la Liberté ) в Соборе Парижской Богоматери 10 ноября (20 брюмера ) 1793 года. В ходе церемонии, придуманной и организованной П. Г. Шометтом и проводимой внутри собора, артистка Парижской оперы Тереза-Анжелика Обри (1772—1829) короновалась как «Богиня Разума» . Её образ стал основой для новеллы «Богиня разума» Ивана Бунина .

Культ Разума быстро захватил почти всю Францию, как деревенскую, так и городскую , он пользовался поддержкой значительной части санкюлотов .

Протесты и запрет

Однако не везде люди отказывались от религии, а священники — от сана. Во многих деревнях крестьяне выступали с требованиями открытия церквей и восстановления католической религии . Максимилиан Робеспьер , будучи фактическим главой правительства, с 21 ноября 1793 года начал протестовать против действий дехристианизаторов. Он заявлял, что Конвент, принимая проявления гражданственных чувств, отнюдь не думал упразднять католический культ . Он также решительно высказывался против атеизма как мировоззрения, по его мнению, аристократического и выступал за то, что «идея великого существа, блюдущего угнетенную невинность и карающего торжествующее преступление, является чисто народной идеей». 6—7 декабря 1793 года Конвент официально осудил меры насилия, «противоречащие свободе культов». В марте 1794 года культ Разума был запрещён, а Эбер и Шометт казнены (по суду Революционного трибунала эбертисты были гильотинированы 24 марта 1794 года, Шометт — 13 апреля 1794 года). 7 мая 1794 года Конвент своим декретом установил в качестве государственной « гражданской религии » Франции « культ Верховного Существа » . Как культ Разума, так и культ Верховного существа были официально запрещены в 1802 году Наполеоном Бонапартом.

Оценки роли Культа Разума

Ряд источников называет культ Разума атеистическим или пантеистическим , деистическим , рационалистическим .

Историк в Большой советской энциклопедии писал, что культ Разума являлся рационалистическим , был выражением революционного террора в борьбе с контрреволюционным духовенством, а не мерой государственной атеистической политики, хотя в нём и содержались антирелигиозные элементы .

Упоминания в культуре и искусстве

  • В романе Александра Дюма " Шевалье де Мезон-Руж ", действие которого происходит в 1793 году, одна из героинь, Артемиза, играет роль Богини Разума .
  • Культу Разума посвящён рассказ-очерк Ивана Бунина "Богиня Разума", рассказывающей о судьбе изображавшей Богиню Разума на празднике 1793 года Анжелики Обри .
  • Культ Разума используется как ключевой элемент построения сюжета повести Виктора Пелевина « Искусство лёгких касаний ».

Примечания

  1. Олар А. Культ Разума и культ Верховного Существа во время французской революции. // Пер. Е. С. Коц и А. Н. Карасика. — М.: Сеятель, 1925.
  2. Олар А. от 23 января 2010 на Wayback Machine // пер. с франц. К. Шпицберга. — М.: Атеист, 1925
  3. Верховного существа культ / // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
  4. Вороницын И. П. Часть третья. Борьба с религией и атеизм в эпоху Французской революции / История атеизма. — М.: Атеист, 1928.
  5. , 1760—1815. — P. 237
  6. «Культ Разума был почти повсюду деистическим (а не материалистическим или атеистическим) <…> Провинция восприняла культ Разума всерьез. В провинциальных городах, по крайней мере, имели место серьёзные и искренние попытки упразднить старую религию и утвердить на её месте рационалистический культ» — см. Олар А. от 23 января 2010 на Wayback Machine / пер. с франц. К. Шпицберга. — М.: Атеист, 1925
  7. от 2 сентября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // БСЭ , 1969—1978
  8. Leoni, Anne, and Roger Ripoll. “Quelques Aspects De La Révolution Française Dans Le Roman-Feuilleton.” Revue D'Histoire Littéraire De La France, vol. 75, no. 2/3, 1975, pp. 389–414. JSTOR, www.jstor.org/stable/40525215. Accessed 11 May 2020.
  9. . Дата обращения: 11 мая 2020. 23 января 2021 года.

Литература

См. также

Источник —

Same as Культ Разума