Политический кризис в Кении (2007—2008)
- 1 year ago
- 0
- 0
Политический католицизм — политическая и культурная концепция, сторонники которой продвигают, в частности через правительство, социальное учение Католической церкви .
Как программа и поддерживающее её движение политический католицизм родился в XIX веке, в среде прусских католиков. Это был ответ на распространение секулярных социальных концепций. Среди основных причин и поводов для появления политического католицизма — меры, принятые канцлером Отто фон Бисмарком , по ограничению влияния Католической церкви в Пруссии (а позже и в Германской империи ). Противостояние между правительством Бисмарка и Католической церковью вошло в историю как Культуркампф .
Из Германии социально-политические католические движения проникли в Австро-Венгрию , , Словению и . Под именем « Католическое действие » появилось большое количество групп католиков-мирян, которые стремились к расширению католического влияния в политической жизни их стран.
Появление в 1891 году энциклики « Rerum Novarum » («О новых вещах») Папы Льва XIII придало движению политического католицизма новый импульс к дальнейшему развитию, к расширению областей влияния. Эта энциклика ознаменовала расширение интересов Католической церкви в области социальных, политических и культурных проблем, а также стала открытым призывом Церкви к кардинальному преобразованию Западного общества XIX века перед лицом капитализма и его влияния.
С появлением этого документа Рабочее движение , которое до этого было дезориентированно, вошло в период нового расцвета в Европе, а позднее и в Северной Америке. Католики, как миряне, так и клирики, стремились к активному участию в социальной и политической жизни своих стран, чтобы разрешать острые социальные проблемы в соответствии с католическими принципами, находившимися в оппозиции чисто секулярным подходам: так, например, деятельность Мэри Харрис Джонс , более известной как «Мамаша Джонс» и (National Catholic Welfare Council) были ядром кампании по борьбе с детским трудом в США в начале XX века.
В XX веке католические политические движения стали особенно сильны в Испании, Италии, Германии, Австрии, Ирландии, Франции и Латинской Америке. Общей чертой для них всех служило стремление защитить обретенные Католической церковью права, подвергавшиеся нападкам со стороны политиков- антиклерикалов , а также защита христианской веры и христианских моральных ценностей, подвергавшихся опасности, исходившей со стороны растущей секуляризации . Представители противоборствующих школ мысли называли эти стремления клерикализмом . Среди основных (и наиболее непримиримых) оппонентов политического католицизма часто называют масонов . Особая ситуация сложилась в Мексике в 1920-х годах, когда к власти пришло атеистическое правительство, подвергавшее Католическую церковь и её последователей жестоким преследованиям. Эта политика привела к открытой «христианской революции» (1926—1929), которая вошла в историю как « Война кристерос » (или «Восстание кристерос»).
Эти католические движения породили различные формы христианско-демократической идеологии, продвигая морально и социально консервативные идеалы, придерживаясь при этом идеологии «среднего пути» между необузданным капитализмом и государственным социализмом.
Помимо политических партий были сформированы католические/христианские профсоюзы за права рабочих.
После Второй мировой войны были сформированы еще некоторые профсоюзы:
До Второго Ватиканского собора Церковь из-за своей оппозиции антиклерикальным и социалистическим тенденциям не всегда принимала модель современной демократии и её проникновение в социальную и экономическую сферы жизни. Когда социальная деятельность католиков, вовлеченных в социальные конфликты и политическую борьбу, представлялась ему слишком левой, руководство Церкви стремилось ограничить их участие и снизить градус радикальности. Примерами подобных христианско-социалистических течений являются во Франции в 1940-х и 1950-х годах, а также теология освобождения в Латинской Америке в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Однако, некоторые движения получили поддержку церкви: например, в Австралии в 1940-х и 1950-х годах, из которого впоследствии выделился .
Представители католического клира и мирян-католиков иногда оказывали поддержку крайне правым лидерам (например, Франсиско Франко и Антониу ди Оливейра Салазару , а также военным режимам Латинской Америки . В результате многие рабочие, вовлечённые в рабочее движение , присоединились к социал-демократическим и коммунистическим партиям, которые часто провозглашали секулярные лозунги и призывали к революции против «старых» ценностей, включая религию и Церковь. (Созданное Ф. Франко смешение католицизма и национализма стало известно как « »: последний вдохновил многие похожие движения по всей Европе )).
В последнее время, особенно после Второй мировой войны, христианская вовлеченность в политику стала сходить на нет, а многие «христианско-демократические» партии утратили свой «христианский» элемент. Возвращение христианского участия в политической жизни Европы в начале XXI века ознаменовалось появлением новых, в основном малых, партий, многие из которых образовали . Одно из базовых видений этого движения может быть описано следующим образом :
Разделение Церкви и Государства не предполагает разделения между верой и общественным действием, между моральными принципами и политическим выбором, но защищает право верующих и религиозных групп на свободное исповедание веры и на то, чтобы действовать в общественной жизни в соответствии со своими ценностями.