Учредительное собрание (1789—1791)
- 1 year ago
- 0
- 0
Германское национальное собрание 1919 года ( нем. Deutscher Nationalversammlung ) — парламент в Германии, принявший конституцию 1919 года .
В период действия Германского национального собрания 1919 года представительство штатов осуществлял комитет государств ( нем. Staatenausschuss ), формировавшийся правительствами штатов, и председателем которого мог являться член имперского министерства.
После отречения от престола кайзера Вильгельма II , 30 ноября 1918 года Совет народных уполномоченных назначил выборы в Национальное собрание на 19 января 1919 года .
Активное и пассивное избирательное право - с 20 лет.
Избирательная система - пропорциональная по многомандатным избирательным округам по методу д'Ондта (было избрано 423 члена Немецкого национального собрания против 466 в Рейхстаге созыва 1920 года). Порог явки и заградительный барьер отсутствовали.
Регистрацию кандидатских списков и подсчёт голосов осуществляли:
Выборы прошли 19 января. Наибольшее количество голосов получила СДПГ (1-е место во всех землях и провинциях кроме Саксонии (провинции), Вестфалии, Рейнской провинции, Бадена и Баварии), второе место по количеству голосов заняла Германская партия центра (первое место в Вестфалии, Рейнской провинции, Бадене и Баварии), третье место - Германская демократическая партия, четвёртое место - Германская национальная народная партия (первое место в земле Позен-Западная Пруссия), пятое место - Независимая социал-демократическая партия Германии (первое место в провинции Саксония), шестое место - Германская народная партия.
Первое заседание Национального собрания состоялось 6 февраля 1919 года вдали от охваченного беспорядками Берлина, в Веймаре . Для ведения заседаний и организации внутреннего распорядка Рейхстаг избирал Президиум, состоящий из председателя (им стал представитель СДПГ Эдуард Давид , а после того как он вошёл в имперское министерство как министр без портфеля, 14 февраля 1919 года его преемником стал представитель от партии Центра Константина Ференбаха ) и трёх заместителей председателей. 11 февраля 1919 года Национальное собрание избрало председателя Совета народных уполномоченных Фридриха Эберта рейхспрезидентом . 13 февраля им было сформировано Рейхсминистерство из представителей Социал-демократической партии Германии, Германской демократической партии и Германской партии центра (образовавшим Веймарскую коалицию), Имперским премьер-министром стал Филипп Шейдеманн от СДПГ.
12 мая 1919 года Национальное собрание впервые заседало в Берлине, в Новом актовом зале Берлинского университета , где заслушало и обсудило заявление премьер-министра Филиппа Шейдемана о предлагаемых условиях для заключения мира. Под аплодисменты всех партий социал-демократ Шейдеман в своей речи охарактеризовал условия Антанты как «насильственный мир» , который уничтожит немецкий народ. Как территориальные, так и политические и экономические требования были удушающими для Германии. Эти неприемлемые условия резко контрастировали с заверениями, полученными ранее от президента США Вудро Вильсона . Имперское правительство не может согласиться с такими условиями и предложит встречный вариант мирного договора, основывающийся на проекте Четырнадцати пунктов Вильсона . Премьер-министр Пруссии Пауль Хирш от имени союзных государств в составе Германской империи выразил полную поддержку рейхсминистерству и столь же резко критиковал условия, предложенные Антантой. Выступившие представители всех партий, начиная с Независимой социал-демократической партии Германии и заканчивая Немецкой национальной народной партией , признали условия Антанты неприемлемыми. Так, председатель Немецкой народной партии и будущий рейхсминистр иностранных дел Густав Штреземан назвал условия мира, предложенные державами-победительницами, «приступом политического садизма » . Лишь председатель НСДПГ Гуго Гаазе отклонил требования Антанты, сопроводив свой отказ резкой критикой рейхсминистерства, проводившего во время Первой мировой войны политику и тем самым виновного в сложившейся ситуации.
20 июня 1919 года кабинет Шейдемана ушёл в отставку после того, как его встречные предложения были отклонены Антантой, в связи с чем возникли разногласия по вопросу подписания Версальского договора. Во главе состава рейхсминистерства, сформированного СДПГ и партией Центра, встал Густав Бауэр , который выступал за подписание мирного договора, при этом продолжая критиковать его отдельные положения, в частности, касающиеся возможности экстрадиции граждан Германии в страны Антанты и возложения всего бремени военных долгов на Германию. Однако соглашаясь с условиями, навязываемыми Германии Версальским договором, Бауэр отмечал, что Германская империя не в состоянии выполнить все экономические требования Версальского договора, и сожалел о том, что не удалось добиться от Антанты дополнительных уступок.
Версальский договор подвергся осуждению и у выступивших Пауля Лёбе от СДПГ и ( ) от партии Центра. Они обратили внимание на внесённое в подготовленный Антантой проект положение об исключительной виновности Германии в развязывании войны. Они изложили мнение своих фракций о том, что альтернативным решением может быть только возобновление военных действий, что может привести к ещё более пагубным результатам. В отличие от них Ойген Шиффер , действующий рейхсминистр финансов, от имени большинства депутатов от Немецкой демократической партии высказался против принятия мирного договора. Он напомнил обеим партиям, участвующим в правительстве, гневное выступление рейхсканцлера Филиппа Шейдемана, пригрозившего 12 мая, что «пусть отсохнет та рука, которая подпишет этот договор» . Он не увидел никаких изменений ситуации с того времени. Немецкая национальная народная партия и Немецкая народная партия в резкой форме отвергли мирный договор. Независимая социал-демократическая партия Германии , единственная из оппозиционных, напротив одобрила подписание Версальского договора. Её председатель Гуго Гаазе назвал принимаемое решение ужасной дилеммой , с которой столкнулось Национальное собрание. Он так же резко критиковал договор, но, как и представители правящих партий, указал на последствия, которые возникнут, если мирный договор будет отклонён. При поимённом голосовании 237 депутатов высказались за подписание мирного договора, 138 — против, 5 депутатов воздержалось.
В тот же день имперское правительство сообщило в своей ноте странам Антанты о согласии на подписание мирного договора при условии исключения из него положения о военных долгах и экстрадиции немцев державам-победительницам. Уже вечером 22 июня был получен ответ Антанты, подписанный премьер-министром Франции Жоржем Клемансо , уточнявший, что мирный договор может быть принят только целиком или отклонён.
На пленарном заседании Национального собрания 23 июня премьер-министр Бауэр доложил позицию Антанты и заявил, что у правительства нет выбора и оно обязано подписать договор:
Дамы и господа! Сегодня никаких протестов, никаких бурь негодования. Мы подписываем — это предложение, которое я делаю вам от имени всего кабинета. Основания, вынуждающие нас согласиться с данным договором, те же, что и вчера, только теперь от возобновления военных действий нас отделяет чуть меньше четырёх часов. Мы не можем взять на себя ответственность за новую войну, даже если бы у нас было оружие. Мы обезоружены, но не обесчещены. Безусловно, противники хотят отнять у нас честь, в этом нет сомнения, но до последнего вздоха я сохраню веру в то, что эта попытка лишения чести когда-то обернётся против её зачинщиков, что в этой мировой трагедии погибнет не наша честь.
Ратификация договора состоялась лишь 9 июля 1919 года принятием Закона «О заключении мира между Германией и союзническими и ассоциированными державами» .
Для разработки предварительного проекта конституции Немецкое национальное собрание избрало из своего состава конституционный комитет ( Verfassungsausschuss ) под председательством . Предложенный им проект был окончательно принят Национальным собранием 31 июля 1919 года .
На пленарном заседании Национального собрания 2 июля 1919 года началось второе чтение проекта конституции (в редакции комитета). НСДПГ предложила изменить имеющееся название немецкого государства с «Германский рейх» на «Германскую республику» . Депутат от этой партии Оскар Кон пояснил, что в таком названии чётко отразится слом устаревших порядков. Ведь как и в русском языке, во французском и английском языках немецкое слово «рейх» переводилось как «империя» , что приводило к ассоциациям с уже, как казалось, поверженным империализмом . Это предложение столкнулось с сопротивлением как со стороны Немецкой демократической партии, считавшей, что рейх уже не соотносится с монархией, так и Немецкой национальной народной партии, считавшей республику недопустимо радикальным преобразованием для Германии.
Депутат от НСДПГ Кон также потребовал преобразования Германии в унитарное государство . Унитарное государство по мнению НСДПГ функционирует более эффективно, а союзные государства в Германии — лишь реликтовые образования монархического периода. Это предложение было отклонено выступившими представителями других партий, которые подчеркнули, что имеющийся проект конституции представляет собой большой шаг в направлении усиления центральной, имперской власти: влиятельный бундесрат заменялся консультативным рейхсратом , создавалась имперская почта и имперская железная дорога , ликвидировались особые привилегии Пруссии. от НДП отметил, что именно в Баварии и Брауншвейге, союзных государствах, находящихся под влиянием идеологии НДСПГ, особо сильны сепаратистские тенденции, противодействовавшие укреплению имперской власти.
2 июля Национальное собрание обсуждало также и цвета флага новой Германии. Представители СДПГ и партии Центра высказались за чёрно-красно-золотую символику, Немецкая народная партия и Немецкая национальная народная партия — за старые цвета кайзеровской Германии, чёрно-бело-красный флаг. НСДПГ потребовала принять в качестве государственного красный революционный флаг. В Немецкой демократической партии большинство высказывалось за новую символику.
Рейхсминистр внутренних дел Эдуард Давид изложил позицию имперского правительства, которое придерживалось варианта чёрно-красно-золотого флага как символа великого немецкого единства. Это исторические цвета немецких студенческих корпораций и революции 1848 года . Чёрно-красно-золотой флаг выражал стремление к немецкому единству вместо государственной раздробленности. Чёрно-бело-красный флаг напротив напоминал о раздробленности германских государств с Пруссией во главе.