Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинематограф Казахстана — киноискусство и киноиндустрия Казахстана .
Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся 22 июня 1910 года в Верном (ныне Алма-Ата ), в здании будущего кинотеатра «Марс». В том же году в Кокшетау появился первый летний кинотеатр. В следующем, 1911 году в Верном появился «Электротеатр XX век» — первый регулярно работающий кинотеатр. Однако это были исключительно коммерческие проекты, которые не привели ни к распространению киноискусства, ни к созданию киноиндустрии . В 1930-е годы были построены крупные кинотеатры: в Алматы — «Алма-Ата», «Алатау», «Ударник»; в Караганды — «Казахстан», «Шахтер», в Кызыл-орде — «Аман-гельды» .
Первые шаги в сторону создания казахстанского кино состоялись в 1925 году, когда была проведена хроникальная съёмка V съезда Советов республики, проходившего в Кзыл-Орде . В том же году появился первый документальный фильм о Казахстане «Пятая годовщина КазАССР» , выпущенный ленинградской студией « Совкино » .
В 1929 году в Алма-Ате была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста « Востоккино » (в 1934—1935 годах — «Востокфильм» ). Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная студия и цех по съёмке надписей . Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Выпускались отдельные короткометражные документальные фильмы-очерки, среди которых «Кооперация в аулах» (о изменении быта казахов ), «Новая столица» (об Алма-Ате), «Кызыл Аскер», «На джайлау» (о работе передвижных «красных юрт», занимавшихся ликбезом и продвижением культуры среди кочевых казахов ), «Алма-Ата и её окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «Школы ликбеза» . Наибольшую же популярность обрёл документальный фильм « Турксиб » (реж. В. Тюрин) .
Однако хотя организаторы алма-атинского отделения треста «Востоккино» планировали создание полноценной автономной киностудии на его базе, уже в 1931 году отделение было закрыто. Причиной тому оказались слабость технической базы и отсутствие сценариев .
Тем не менее, в 1934 году была организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начался регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов . В Москве было начато дублирование советских фильмов на казахский язык .
В 1928 году на «Совкино» был снят « Мятеж » — первый художественный фильм на казахстанском материале, экранизация одноимённого романа Д. Фурманова (режиссёр С. Тимошенко ) . В 1935 году на « Мосфильме » по роману И. П. Шухова «Ненависть» снят художественный фильм «Вражьи тропы» (режиссёр И. Правов ). Трест «Востоккино» выпустил художественные фильмы «Джут» (1931) и «Тайна Каратау» (1932) .
В 1938 году на «Ленфильме» был снят фильм « Амангельды », который считается первым казахским художественным фильмом . Его сценарий, созданный Б. Майлиным и Г. Мусреповым совместно с Вс. Ивановым , стал первой кинодраматургической работой казахстанских писателей . Режиссёром фильма стал М. Левин , исполнителем заглавной роли — Е. Умурзаков . Фильм обрёл огромную популярность в Казахской ССР , а его создатели были награждены Почётными грамотами Верховного Совета Казахской ССР . Затем М. Ауэзов пишет киносценарий историко-революционного фильма «Райхан» (1940) .
В 1941 году на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов . 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями « Мосфильм » и « Ленфильм » в Центральную Объединённую киностудию (ЦОКС) , которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов . В частности, в павильонах ЦОКС были сняты обе серии фильма « Иван Грозный » С. Эйзенштейна и проходил финальный этап съёмок фильма « Свинарка и пастух » И. Пырьева .
Казахстанской тематике посвящены снятые на ЦОКС художественные фильмы «Белая роза» и «Батыры степей» (другое название — « Песнь о великане » ), новелла «Сын бойца» из « Боевого киносборника № 12 », фильм-концерт «Под звуки домбр» . В создании сценария фильма «Батыры степей» принимал участие казахский писатель А. Тажибаев , новеллы «Сын бойца» — Г. Мусрепов . Фильм «Белая роза», увидевший свет в 1942 году, считается первой казахской кинокомедией (режиссёр Ефим Арон, в ролях: Шакен Айманов, Нурсулу Тапалова, Серке (Сералы) Кожамкулов и др.) .
25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов . В 1945 году после реэвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма» Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно .
На Алма-Атинской студии кинохроники во время войны трудились известные советские документалисты: Д. Вертов (снявший в Алма-Ате две киноленты — «Тебе, фронт» (1943) и «В горах Ала-Тау» (1944) ), И. Венжер , А. Ованесова , Я. Посельский , М. Слуцкий и другие. Были выпущены свыше 40 полнометражных и 10 короткометражных документальных кинофильмов. Документальная киноиндустрия выполняла важную идеологическую нагрузку и формировалась из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещения и т. д. .
В годы войны, благодаря общению с москвичами и ленинградцами — выдающимися мастерами советского кино, удалось подготовить кадры национального кинематографа, которые продолжили работу после реэвакуации учителей . В 1945 году режиссёры Г. Рошаль и Е. Арон по сценарию М. Ауэзова сняли фильм « Песни Абая » — первый национальный фильм послевоенного Казахстана .
В 1952 году вышел фильм Е. Дзигана « Джамбул », снятый по сценарию А. Тажибаева и Н. Погодина . Главную роль в фильме сыграл Ш. Айманов , впоследствии прославившийся не только как актёр, но и как выдающийся режиссёр. С фильма-спектакля «Поэма о любви», снятого Аймановым в 1954 году по сценарию Г. Мусрепова, начинается регулярный выпуск художественных фильмов на Алма-Атинской киностудии . Большинство из них были посвящены современности, колхозному быту, освоению целины . Активно разрабатывалась и историко-революционная тематика .
Наиболее значимые фильмы 1950-х годов — «Мы здесь живём», « Наш милый доктор » (режиссёр Ш. Айманов), « Дочь степей » (режиссёры Ш. Айманов, К. Гаккель ) , «Его время придёт», комедия «Возвращение на землю» (1959) (режиссёр обоих фильмов — М. Бегалин ), « Ботагоз » (режиссёр Е. Арон), « Мы из Семиречья » (режиссёр С. Ходжиков ) , комедия « Девушка-джигит » (1956; режиссёр ) . В этот период снимались как драматические фильмы («Его время придёт», посвящённый Чокану Валиханову ), так и музыкальные комедии («Наш милый доктор», «Песня зовёт» о жизни «поющего аула» и любви сельчан к искусству) .
Видные казахские драматурги 1950-х годов — Ш. Хусаинов, B. Абызов, Д. Снегин, в 1960-е годы — писатели О. Сулейменов («Земля отцов»), А. Тарази («Следы уходят за горизонт», «Выстрел на перевале Караш»), Л. Таигенов, А. Сацкий («Сказ о Матери»), К. Мухамеджанов, Л. Варшавский («Алдар-Косе», при участии Ш. Айманова), К. Искаков («Дорога в тысячу вёрст») .
9 января 1960 года Алма-Атинская киностудия была переименована в киностудию « Казахфильм ». 8-9 января 1963 года состоялся Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана. 28 мая 1963 года был создан Государственный Комитет Совета Министров Казахской ССР по кинематографии — Госкино Казахской ССР .
Режиссёры Айманов, Бегалин и Ходжиков оставались главными фигурами казахстанского кинематографа и в 1960-е годы. Проблематика фильмов продолжает расширяться. В частности, в фильмах на революционную тематику противники советского строя (классовые враги — баи ) начинают показываться уже не карикатурно и с откровенным осуждением, а как герои сложной и трагической судьбы. К таким новаторских образам «отрицательных» героев можно отнести бая Жунуса из фильма А. Карсакбаева «Тревожное утро» и бая Жарас-бая из фильма киргизского режиссёра Б. Шамшиева «Выстрел на перевале Караш» (по мотивам повести М. Ауэзова). Всё большее внимание режиссёры уделяют фильмам-биографиям, таким как « За нами Москва » (1967, о Бауыржане Момышулы ), « Песнь о Маншук » (1969, о Маншук Маметовой ), « Брат мой » (1972, о Гани Муратбаеве ), «Күш атасын танымас» (1985, о борце Кажымукане ), « Снайперы » (1985, об Алие Молдагуловой ), « Султан Бейбарс » (1989, о султане Бейбарсе ) и др.
Одним из лидеров советского кинопроката того времени стал « Конец атамана » — последняя работа Ш. Айманова, законченная в 1970 году. Среди других ключевых работ этих лет — « Кыз-Жибек » (1970, режиссёр С. Ходжиков), « Меня зовут Кожа » (1963, режиссёры А. Карсакбаев и Т. Дуйсебаев), «Тревожное утро» (1966, режиссёр А. Карсакбаев), «В одном районе» (1960), «Песня зовёт» (1961), «Перекрёсток» (1963), « Алдар-Косе / Безбородый обманщик» (1964), «Земля отцов» (1966), « Ангел в тюбетейке » (1968, режиссёр всех — Ш. Айманов) . Появляются и первые ленты о Великой Отечественной войне (например, снятый в 1967 году М. Бегалиным фильм « За нами Москва », посвящённый подвигу панфиловцев во время обороны Москвы ) .
В 1967 году на студии «Казахфильм» был снят первый мультипликационный фильм « Почему у ласточки хвост рожками » (режиссёр А. Хайдаров ) . Мультфильмы А. Хайдарова , , , А. Абилкасимова, Б. Омарова, Е. Абдрахманова, К. Сейдапова и др. стали важной вехой в истории казахской анимации .
К началу 1970-х годов в казахстанской кинодраматургии известную роль сыграли сценаристы из РСФСР , приобрели известность фильмы по сценариям А. Кончаловского , « Конец атамана » (реж. Ш. Айманов) и « Лютый » (реж. Т. Океев , экранизация повести М. Ауэзова ), « Алпамыс идёт в школу » (автор сценария Р. Хуснутдинова, реж. А. Карсакбаев), « Транссибирский экспресс » (авторы сценария А. Адабашьян , Н. Михалков при участии А. Кончаловского, реж. Э. Уразбаев ), «Кровь и пот» (экранизация одноимённого романа А. Нурпеисова , авторы сценария А. Кончаловский, Р. Тюрин, реж. А. Мамбетов, Ю. Мастюгин) . Ключевыми работами казахстанских кинематографистов 1970-х — первой половины 1980-х годов также стали фильмы « Брат мой » (1972, режиссёр А. Карсакбаев), « Снайперы » (1985, режиссёр Б. Шамшиев ) .
В послевоенный период в Казахской ССР развилась киноиндустрия, производившая в год до восьми полнометражных художественных и более пятидесяти документальных и научно-популярных фильмов . В 1980-е годы в документальном кино проявили себя И. Вовнянко , С. Азимов , О.Рымжанов , В. Рерих, C. Махмутов и другие; документальные фильмы «Тайна раскрытой ладони» О. Абишева, «Прикосновение к вечности» А. Машанова, «Камшат» А. Сулеевой, «Необходима фотография» Ю. Пискунова, «Интервал» С. Азимова, «Город и смог» В. Татенко, «Сцены у фонтана» И. Гонопольского, «Буду защищаться сам» В. Тюлькина, «Кумшагалская история» И. Вовнянко , «Кумшагальская история» (1987), «Реквием по Аралу» (1988), «Жоктау. Хроника мёртвого моря» (1989—1990), «Полигон» (1990) представляют новое осмысление окружающей действительности. Развивается также научно-популярное кино (Л. Мухамедгалиева, B. Белялов, Э. Дильмухамедова) .
В годы перестройки был снят кинофильм « Игла », ставший знаменем всего «перестроечного» кинематографа не только Казахстана, но и Советского Союза .
1989 год принёс казахстанским режиссёрам первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента «Прикосновение» — была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» — во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера « Влюблённой рыбки » состоялась в Нью-Йорке. Именно в этот год появилось определение «казахская новая волна».
Казахское национальное кино за рубежом стало известным с 1988—1990 годов, когда фильмы К.Салыкова «Балкон» (1988), «Конечная остановка» (1989; считается, что этот фильм разрушил советские кинематографические штампы о казахском ауле, благополучной жизни на селе), Т.Теменова «Волчонок среди людей» (1988), А.Айтуарова « » (1989), А.Амиркулова « Гибель Отрара » (1991), Д.Омирбаева «Кайрат» (1991), А.Каракулова «Разлучница» (1991), обратили на себя внимание кинематографической общественности .
Определённую известность приобрели документальные фильмы «Невада-Казахстан» (1989), «Жана-Арка» Е. Абдрахманова (1991), «Хроника необъявленной демонстрации» А. Байгожиной и Н. Чанковой (1991) .
После обретения Казахстаном независимости в 1991 г. появилась первая в Казахстане частная киностудия «Катарсис», идейным вдохновителем которой являлся Максим Смагулов, а председателем правления учредителями был избран кинорежиссёр Байтен Омаров : три из пяти кинолент, снятых в 1990 году, были сделаны на этой студии. В 1989 г. Б. Омаров ушёл из «Катарсиса», основав собственную киностудию «Оркен-фильм», на которой на кредиты банка на базе киностудии «Ялта-фильм» снял двухсерийный боевик «Восточный коридор, или Рэкет по…» Фильм был продан на первых всесоюзных кинорынках в 1991 году и стал первым не только окупившимся, но и заработавшим прибыль независимым казахстанским фильмом. Однако развал в конце 1991 г. Советского Союза, последовавшая с января 1992 г. гиперинфляция и обесценивание рубля, а также отсутствие в Казахстане какой-либо законодательной базы в отношении кино, привело к быстрому закрытию большинства частных киностудий, попытавшихся пойти путём Смагулова и Омарова.
В первые годы независимости государственная киностудия « Казахфильм » начала уделять большое внимание фильмам на историческую тематику: вышли такие исторические фильмы, как «Гибель Отрара», «Абулхаир-хан», «Абай», «Юность Жамбыла». Однако казахстанский зритель не видел «Абая» и «Юность Жамбыла» по причине не налаженной системы кинопроката. Кинокритики обвиняли «Казахфильм», что они делают ставку на фестивальное кино, снимая фильмы только для «фестивалей и кучки кинокритиков». Такие режиссёры, как Абай Карпыков , Бахыт Килибаев , Александр Баранов перебрались работать в Россию, Серик Апрымов — в США.
В начале 1990-х обратили на себя внимание фильмы Е. Шинарбаева «Место на серой треуголке» (1993), Т. Сулейменова «Стрейнджер» (1993), а также фильм С. Нарымбетова «Жизнеописание юного аккордеониста» (1994), удостоенный премии им. Жоржа и Риты Садуль французской Академии киноискусства , Государственной премии РК, независимой премии «Тарлан» . В этот период в киноискусстве Казахстана обозначились несколько художественно-стилистических направлений: съёмки остросоциальных авторских фильмов — С. Апрымов, Д. Омирбаев ; видеоклиповая эстетика, ориентир на массовую публику — Р. Нугманов, А. Карпыков; фильмы-ретро — С. Нарымбетов; «народное кино» — Б. Шарип, А. Амиркулов, Т. Теменов, Д. Манабай . Документальные фильмы этого периода — «Домусульманские верования и обряды казахов» Б. Каирбекова (1993), «Счастье» С. Дворцевого (1995) .
В 1998 году начался перелом в развитии казахстанского кино. Начиная с 1999 года ежегодно при поддержке фонда Сорос-Казахстан проводился фестиваль молодёжного кино «Смотри по-новому», на котором демонстрировались фильмы студентов и выпускников Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. В начале 2000-х годов по стране началось строительство кинотеатров, которые начали открываться с 2005 года: в 2009 году в стране работало 129 кинозалов, к концу 2010 года — 196. В 2005 году был снят фильм « Кочевник », который смогли увидеть и зрители Казахстана, убедившись, что отечественное кино реально существует. В 2007 году вышел фильм « Рэкетир », который собрал достаточно большую аудиторию и вызвал огромный интерес. В настоящее время казахстанский кинематограф выпускает 12-15 кинокартин в год.
В 1998 году фильм казахского кинорежиссёра Дарежана Омирбаева «Киллер» удостоился награды «Особое мнение» Каннского кинофестиваля . В 2001 году в программе «Молодое кино фестиваля» был представлен короткометражный фильм «Антиромантика» выпускника Казахской национальной академии искусств Наримана Туребаева .
На начало XXI века (2002 год) в Казахстане действовали 68 кинотеатров .
В 2010 году на киностудии «Казахфильм» были выпущены 12 документальных фильмов .
В 2013—2014 гг. выпускники Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов своими фильмами « Уроки гармонии » (2013) и «Хозяева» (2014) начинают новый этап развития казахстанского кино, поднимающего острые социальные вопросы общественной жизни.
В советское время в КазССР кинофестивали и киносмотры проводились в Алма-Ате : Смотр киноискусства республик Центральной Азии и Казахстана (1965); 6-й зональный кинофестиваль республик Центральной Азии и Казахстана (1969); 6 Всесоюзный кинофестиваль (1973); 8-й Всесоюзный фестиваль сельскохозяйственных фильмов (1983); 10-й Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов; 1 республиканский смотр-конкурс работ молодых кинематографистов «Бастау-83» (1983); 19-й Всесоюзный кинофестиваль (1986); 11-й республиканский смотр-конкурс работ молодых кинематографистов «Бастау-87» (1987); 1-й смотр-конкурс Союза кинематографистов КазССР (1989) .
В поствоветское время основными кинофестивалями стали:
В разное время на нерегулярной основе проходил ряд достаточно крупных кинофестивалей:
Рейтинг самых кассовых фильмов кинопроката Казахстана. Цифры даны на февраль 2020 года.
# | Название | Год. | Общие сборы в тенге |
---|---|---|---|
1 | Бизнес по-казахски в Корее | 2019 | 1 139 314 940 |
2 | 2019 | 772 386 445 | |
3 | 2017 | 581 000 000 | |
4 | 2019 | 577 833 150 | |
5 | Томирис | 2019 | 508 290 200 |
6 | Брат или брак 2 | 2019 | 503 177 680 |
7 | Брат или брак | 2017 | 454 539 600 |
8 | Бизнес по-казахски | 2016 | 299 700 700 |