Гийом, Эжен
- 1 year ago
- 0
- 0
Эжен Руэ ( фр. Eugène Rouher ; 30 ноября 1814 , Рьом — 3 февраля 1884 , Париж ) — французский политический деятель, близкий сподвижник Наполеона III , получивший прозвище «вице-император».
Был выдающимся адвокатом в своём родном городе Рьоме и обратил на себя всеобщее внимание в нескольких делах о преступлениях печати. Сначала он считался республиканцем, но уже в 1846 году выставил, хотя и безуспешно, свою кандидатуру как сторонник Гизо . Вообще, он охотно переменял свои политические убеждения с каждой переменой господствующих течений. После революции 1848 года он вновь стал республиканцем, и заявлял, что желает полной свободы собраний, лучшего распределения налогов, отмены всех косвенных пошлин: «всё с помощью народа, всё для народа!» Выбранный в Учредительное собрание, он занимал место на республиканских скамьях. В Законодательном собрании он оказался уже членом правой и только раз голосовал против неё, за отмену налога на соль. Когда начала восходить звезда Луи Наполеона , он стал его горячим адептом и 31 октября 1849 года был назначен министром юстиции. Он называл с трибуны Февральскую революцию катастрофой, защищал закон 31 мая 1850 года, ограничивающий всеобщее голосование. Когда Наполеон задумал отменить этот закон, то Руэ, вместе с товарищами по кабинету, пришлось 26 октября 1851 года подать в отставку.
В подготовке переворота 2 декабря он прямого участия не принимал; однако, Наполеон вполне полагался на него, и в самый день 2 декабря 1851 года он был вновь назначен министром юстиции. Через полтора месяца (23 января 1852 года) он вышел в отставку, так как не одобрял конфискации имущества Орлеанского дома , но, некоторое время спустя, был назначен вице-президентом государственного совета. В 1855—1863 годах Руэ был министром земледелия, торговли и общественных работ; в 1856 году назначен сенатором.
В качестве министра, он энергично проводил политику свободной торговли, за которую стоял Наполеон, и подготовил торговый трактат с Англией 1860 года; переговоры вели Руэ и Барош с французской стороны, Кобден и — с английской. В 1862 году был заключён на тех же началах договор с Бельгией.
В 1863 году Руэ был назначен президентом Государственного совета, а вскоре после того — государственным министром ( Ministre d'Etat ). В этой должности Руэ являлся главным правительственным оратором в Законодательном корпусе; обладая довольно значительным полемическим даром, он не без искусства отстаивал правительственную политику против нападок оппозиции, в рядах которой находились такие люди, как Адольф Тьер и Жюль Фавр . Положение его было не из лёгких. В области иностранной политики ему приходилось поддерживать «наиболее великую идею царствования», то есть экспедицию в Мексику , потом прославлять мексиканскую империю, «созданную французскими руками»; после печального фиаско экспедиции он сумел избежать ответственности за неё. Ему приходилось оправдывать бездействие французского правительства в 1864 и 1866 годах и доказывать, что объединившаяся Германия менее опасна для наполеоновской Франции, чем прежняя слабая Германская конфедерация. В 1867 году, в ответ на требование объединившейся Италии очистить папский Рим от французского гарнизона, Руэ произнёс в Законодательном корпусе своё знаменитое « Jamais! » («Никогда!»).
Положение Руэ в области внутренних дел было не менее трудно; ему приходилось отстаивать принципы свободной торговли, которые находили многочисленных противников даже в среде правительственного большинства. В этот период Руэ пользовался большим влиянием на Наполеона и на ход дел, так что Оливье не без основания назвал его, в 1867 году, «вице-императором», и это прозвище осталось за Руэ.
Значительное усиление оппозиции на выборах 1869 года заставило Наполеона III изменить свою политику. 13 июля Руэ был назначен председателем Сената и должен был руководить прениями о пересмотре конституции, которому он противился в качестве министра. С чрезвычайной быстротой он изменил фронт и уже во вступительной речи прославлял «счастливое согласие правительства с законодательным корпусом», подготовившее реформу, и протестовал против тех, кто хотел бы, чтобы Франция осталась в состоянии застоя, когда либеральные идеи идут вперёд в целой Европе. После сенатус-консульта 1 сентября шла речь о назначении Руэ премьером, но оно не состоялось; приглашён был сформировать кабинет и проводить реформы его враг Оливье, после чего Руэ обнаруживал некоторые колебания, поддерживая то министерство, то тех, которые желали его низвергнуть. В числе прочих приближённых Наполеона, он склонял императора к войне с Германией . «Франция готова, — говорил он накануне объявления войны, — час победы близок».
В день революции 4 сентября Руэ пытался вдохнуть бодрость в растерявшийся сенат, но это ему не удалось, и бывший вице-император поспешным бегством из Парижа в Лондон спасся от оскорблений со стороны народа.
В Лондоне он основал журнал «La Situation», защищавший дело Наполеона и приглашавший Сенат и Законодательный корпус собраться где-нибудь в провинции для восстановления империи. В 1871 году Руэ вернулся в Париж. На дополнительных июльских выборах он безуспешно выступал в двух департаментах; тогда один бонапартист, избранный на Корсике, сложил с себя полномочия, чтобы очистить место Руэ, и тот был действительно избран (февраль 1872 года), после ожесточённой борьбы, сопровождавшейся значительными беспорядками. С этих пор Руэ был в национальном собрании, потом в палате депутатов вождём бонапартистской партии. После смерти Наполеона III (1873) он был членом опеки над малолетним принцем Наполеоном Эженом . После смерти последнего (1879) он стоял за признание принца Наполеона главой фамилии. С тех пор он принимал мало участия в общественной жизни, оставаясь, однако, членом палаты депутатов, где он в 1880 году произнёс замечательную речь в защиту свободы торговли.