Interested Article - Радхакришнан, Сарвепалли
- 2021-02-27
- 2
Сарвепалли Радхакри́шнан ( хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन , 5 сентября 1888 , , Мадрасское президентство , Британская Индия — 17 апреля 1975 , Мадрас , Индия ) — индийский философ , общественный и государственный деятель, второй президент Индии (1962—1967). Почётный член Британской академии (1962).
Биография
Родился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса . Родной язык — телугу . Окончил Христианский колледж в Мадрасе , бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и её философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. В 1918—1921 годах — профессор университета Майсура , в 1921—1931 годах — профессор университета Калькутты. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали . В 1923—1927 годах в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод — 1956—1957 годы) . Читал лекции в Оксфордском , Гарвардском и других западных университетах. В 1931—1936 годах вице-канцлер университета Андхры. В 1936—1939 годах — профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939—1946 годах — вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес).
После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 году назначен послом в ЮНЕСКО , в 1949 году — послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 года — первый вице-президент, в 1962—1967 годах — второй президент Республики Индия .
Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975).
Мировоззрение
C самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространённого тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, — адвайта-веданты . Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчёркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад , попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму , он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен .
Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления» .
Был убеждён, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта.
Семья
В семье родилось 5 дочерей и сын — Сарвепалли Гопал, позднее ставший известным историком.
Критика
Буддолог и директор Института востоковедения РАН В. П. Андросов отмечал, что у Радхакришнана существуют некоторые ошибки в восприятии восточных религий из-за желания возвысить веданту, последователем которой он являлся. Андросов указывал, что исследование Радхакришнаном буддизма происходило с точки зрения индуизма, при этом одновременно Радхакришнана некритично относился к сверхъестественной части в индийской философии . В качестве одного из примеров Андросов привёл сравнение Радхакришнаном учения школы Нагарджуны с «адвайтизмом типа Шанкары или Брэдли » .
Буддолог И. С. Урбанаева указывала, что опора Радхакришнана на адвайта-веданту в своих исследованиях стала причиной того, что « многие важнейшие понятия и ключевые положения буддизма, особенно мадхьямики , у него получили, к сожалению, искажённую философскую интерпретацию, когда он, в частности, рассматривает философию школы йогачара как разновидность гегельянства , ставящего в центр вещей самосознание , а философию Нагарджуны — как „адвайтизм типа Шанкары или Брэдли“ ». Урбанаева также раскритиковала точку зрения Радхакришнана о том, что буддизм является «предварительным учением», на котором строила свою дальнейшую философию адвайта .
Переводы
- Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1—2. М., 1956—1957. (Репринт: СПб., 1994.)
Примечания
- Радхакришнан Сарвепалли // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Есть на . 18 июня 2006 года. .
- То есть фактический руководитель: в Индии канцлер университета — почётная должность высших представителей центральной и местной власти.
- Цит. по: Литман А. Д. Сарвепалли Радхакришнан. — М.: 1983. — С. 101.
- Андросов В. П. Начальный этап философского нагарджуноведения // Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»); пер. с тиб. «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя») / ИВ РАН . — М. : Восточная литература , 2006. — С. 153. — 846 с. — ISBN 5-02-018488-8 .
- Урбанаева И. С. Основные тенденции и подходы к изучению буддизма в контексте становления сравнительной философии // Буддийская философия и практика: «постепенный» и/или «мгновенный путь» просветления / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН , 2016. — С. 38. — 420 с. — ISBN 978-5-7925-0448-6 . — ISBN 978-5-7925-0449-3 (т. 1).
Литература
- Аникеев Н. П. Философские и социологические взгляды Сарвапалли Радхкришнана // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. — М. : Наука , 1965. — С. 5—33. — 244 с.
- Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2000. — С. 13—25. — 207 с. — 500 экз.
- Литман А. Д. Сарвапалли Радхакришнан / Отв. ред. М. Т. Степанянц . — М. : Наука , 1983. — 144 с.
- : [ 19 октября 2022 ] // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 160. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- 2021-02-27
- 2