1-я армия (Великобритания)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кеннет Артур Ноэл Андерсон ( англ. Kenneth Arthur Noel Anderson ; 25 декабря 1891 — 29 апреля 1959 года) — генерал Британской армии , участник Первой и Второй мировых войн , командующий 1-й армией во время Мароккано-алжирской операции . Провёл сложную военную кампанию более грамотно, чем полагали его критики, но в 1944 году компетентности без чутья было недостаточно для командующего .
Андерсон родился в Британской Индии , в семье шотландских инженеров-железнодорожников. Образование получил в частной школе Чартерхаус и Королевском военном училище в Сандхерсте , после чего в сентябре 1911 года был направлен для прохождения службы в Полк сифортских горцев в качестве второго лейтенанта . Во время Первой мировой войны служил во Франции , награждён военным крестом за храбрость в бою. В начале битвы на Сомме 1 июля 1916 года получил ранение.
Выздоровление заняло восемнадцать месяцев, затем Андерсон вернулся в свой полк , который к тому времени находился в Палестине , где и встретил окончание войны. В мае 1918 года получил временное повышение до майора , но с июля 1919 года снова служил в звании капитана .
В 1918 году Андерсон сочетался браком с Кэтлин Гэмбл, единственной дочерью Реджинальда Артура Гэмбла и его жены Дженни. Брат жены, Доминик Ральф Гэмбл, служил капитаном в пехотной гвардии.
В межвоенный период Андерсон активно занимался военной карьерой. В 1920—1924 годах служил адъютантом в кавалерийском полку , получил повышение до майора . Поступил в Кветтасский командно-штабной колледж , где, по-видимому, успехов не имел. Его начальник, генерал-майор сэр Перси Хобарт , считал сомнительным, что у Андерсона «есть потенциал для будущего развития». Другие советники штата также сомневались в способностях офицера, но «надеялись, что их будет достаточно для службы» . В 1928 году Андерсон окончил Штабной колледж в Кемберли , после чего получил назначение в штаб 50-й (Нортумберлендской) дивизии . В 1930 году получил повышение до подполковника и в возрасте 38 лет командовал 2-м батальоном сифортских горцев в Северо-западной пограничной провинции , упоминался в донесениях. После присвоения звания полковника в августе 1934 года получил под командование 152-ю (Сифортскую и Кэмеронскую) пехотную бригаду . В марте 1936 года вновь был переведён на штабную работу в Индии , а в январе 1938 года назначен исполняющим обязанности командира 11-й бригады , которую усиленно готовил, несмотря на неадекватное снабжение.
В качестве командира 11-й бригады Андерсон попал в состав Британского экспедиционного корпуса . Когда Бернард Монтгомери был назначен командующим II корпусом во время эвакуации из Франции , уходящий с поста Алан Брук назначил Андерсона вместо Монтгомери командующим 3-й пехотной дивизией . По возвращении в Великобританию Андерсон получил повышение до генерал-майора и произведён в компаньоны Ордена бани . Он был назначен командующим 1-й пехотной дивизией , задачей которой стала оборона побережье Линкольншира . В 1941 году Андерсон получил повышение до генерал-лейтенанта и получил под командование VIII корпус , а затем II корпус, после чего в 1942 году стал командующим Восточного командования .
Несмотря на его отсутствие боевого опыта в управлении крупным формированием Андерсон стал во главе 1-й армии, сменив на этом посту Эдмонда Шрайбера, у которого было обнаружено заболевание почек, что стало препятствием для его участив в планируемой Марокканско-алжирской операции . Первоначально возглавлявший армию генерал-лейтенант Харольд Александер почти сразу уехал в Каир, чтобы возглавить Средневосточное командование вместо Клода Окинлека , а заменивший Александера Бернард Монтгомери был перенаправлен в Западную пустыню командовать 8-й армией после смерти Уильяма Готта. Андерсон, после Шрайбера, стал, таким образом, четвёртым командующим, занявшим этот пост в течение всего одной недели .
После высадки в Северной Африке Андерсон, несмотря на то, что значительная часть армии ещё не завершила переброску, стремился заблаговременно выдвинуться из Алжира в Тунис, чтобы упредить оккупацию территории силами «оси» после поражения вишистской Франции . На данном этапе он едва располагал силами одной дивизии, которые в конце 1942 года бросил на Тунис, чтобы не позволить противнику нарастить группировку и начать контратаку. Попытка оказалась неудачной, хотя в некоторых местах части 1-й армии приблизились к Тунису на 26 км, прежде чем были отброшены назад .
Постепенно прибывающие силы союзников страдали от отсутствия координации. В итоге в конце января 1943 года генерал Дуайт Эйзенхауэр убедил французов передать их новообразованной XIX корпус в состав 1-й армии Андерсона, а также уступил ему общее командование американскими войсками, в частности, II корпусом, которым командовал генерал-майор Ллойд Фредендалль . Однако управлять войсками, растянувшимися вдоль 300-километрового фронта, при недостатке средств связи всё равно было проблематично (Андерсон докладывал, что проехал на автомобиле более 1500 км за четыре дня, чтобы провести совещания с командирами подчинённых корпусов) . Андерсону и Фредендаллю также не удалось скоординировать и объединить силы под своим командованием . Подчиненные позже вспоминали свою полную растерянность из-за противоречивых приказов, поступавших от Андерсона и Фредендалля . В то время как Андерсон в частной обстановке ужасался некомпетентности Фредендалля, он, по-видимом, был связан необходимостью сохранять единый фронт и не собирался подвергать риску свою карьеру, решительно протестуя (или угрожая оставить должность) из-за несостоятельности управления, которую замечали даже его американские подчиненные.
II корпус впоследствии значительно отступил после битвы за перевал Кассерин , когда фельдмаршал Роммель провёл успешное наступление на союзные войска, сначала сокрушив французов, оборонявших центральный участок фронта, а затем разгромив американцев на юге. При том, что львиная доля вины принадлежала Фредендаллю, полководческие способности Андерсон поставлены под сомнение как британскими, так и союзными командующими . Когда Фредендалль снял с себя всякую ответственность за плохо укомплектованный французский XIX корпус, прикрывавший уязвимую центральной часть Тунисского фронт, отказав французам в поддержке, Андерсон также оставил просьбу невыполненной. Он также подвергся критике за отказ Фредендаллю отвести корпус за оборонительный рубеж после начальной атаки с целью перегруппировки, из-за чего немецкие танковые части захватить многие американские позиции на юге . Кроме того, командующий американской 1-й бронетанковой дивизией , генерал-майор Эрнст Хармон, категорически возражал против раздельных действий трёх своих боевых подразделений по индивидуальным планам, предложенным Андерсоном. Хармон считал, что раздельные действия частей дивизии снизили боевую эффективность и привели к большим потерям .
В частности, американские генералы Эрнст Хармон и Джордж Паттон говорили о слабых способностях Андерсона управлять в бою крупными силами . Генерал-майор Хармон в Тале на Алжирской границе стал свидетелем упорного сопротивление частей британской 6-й танковой дивизии, которые удерживали важную дорогу, ведущую к перевалу Кассерин под натиском немецкой 10-й танковой дивизии , находившейся под непосредственным командованием Роммеля . Британцами командовал командир бригады Кэмерон Николсон, благодаря грамотным действиям которого оставшиеся в его распоряжении силы противостояли беспрестанным немецким ударам. Когда через четыре дня, преодолев более 1300 км, в Талу прибыла артиллерия, прикомандированная к американской 9-й пехотной дивизии, это Хармону казалось спасением. Но по необъяснимой причине Андерсон приказал американцам оставить Талу и передислоцироваться в деревню Эль-Кеф , находившейся в 80 км, для защиты её от предполагаемого нападения немцев. Николсон предложил командиру американских артиллеристов Стаффорду Лерою Ирвину, игнорировать приказ Андерсона и остаться в Тале . Хармон согласился с Николсоном и скомандовал: «Ирвин, оставайтесь здесь!» . 48 восемь орудийных расчётов обрушили на врага град снарядов, остановив продвижение немцев. Не имея возможность двигаться под огнём, Немецкий африканский корпус смог отступить только с наступлением темноты . Поражение в Тале вынудило Роммеля прекратить наступление.
Когда силы союзников и «оси» закрепились в Тунисе, в феврале 1943 был сформирован штаб 18-й группы армий года во главе с Харольдом Александером. Под управление штаба передавались все союзные войска в Тунисе. Александер хотел заменить Андерсона на Оливера Лиза, одного из командиров корпуса 8-й армии, и в этом его поддерживал Монтгомери, который 17 марта 1943 года написал Александру, что Лиз достоин принять командование 1-й армией. Однако Александер позже передумал, ответив Монтгомери 29 марта: «Я рассмотрел всю ситуацию очень внимательно и не хочу нарушать порядок вещей на данном этапе» . Андерсон сумел удержаться на своём посту и проявил себя с хорошей стороны, когда V корпус сдержал последнюю атаку немцев во время операции «Оксенкопф». В мае 1943 года он ещё больше закрепил свое положение, когда союзные войска одержали победу и добились безоговорочной капитуляции сил «оси», включая 125 000 немецких солдат. В июле 1943 года Андерсону присвоили постоянное звание генерал-лейтенанта и в августе произвели рыцари-командоры Ордена бани .
Андерсон стал первым британцем, награждённым орденом « Легион почёта » в степени главнокомандующего . Эта награда была вручена за командование 1-й армией в Северной Африке; он получил её 18 июня 1943 года .
По возвращении в Великобританию из Туниса Андерсон сначала был назначен командующим 2-й армией в ходе подготовки в высадке в Нормандии , но возражения Александера и Монтгомери (который в марте 1943 года писал Александеру, что «Андерсон совершенно непригоден к командованию любой армией» и позже описал его как «безыскусного ремесленника» ( англ. a good plain cook ) были услышаны, и в январе 1944 года Андерсон был заменён на . Андерсона перевели в Восточное командование, что многими расценивалось как понижение . Его карьера в качестве полевого командира завершилась, а последним чисто военным назначением стала должность главнокомандующего Восточноафриканского командования.
После войны Андерсон 8 февраля 1947 был назначен губернатором и главнокомандующим Гибралтара , где его наиболее заметными достижениями стали строительство новых домов и создание законодательного совета. В июле 1949 года Андерсону было присвоено звание полного генерала, тогда же он стал рыцарем ордена Святого Иоанна . В июне 1952 года он вышел в отставку и поселился на юге Франции. Последние годы жизни Андерсона были омрачены трагедиями: его единственный сын погиб во время боевых действий в Малайе , дочь умерла после продолжительной болезни. Кеннет Андерсон скончался в Гибралтаре 29 апреля 1959 года .