Лучко, Клара Степановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня (с 1801)
Áнна Степа́новна Прота́сова
(
1745
—
12
(
24
) апреля
1826
, Санкт-Петербург, Российская империя) — доверенная
фрейлина
Екатерины II
.
Двоюродная сестра братьев Орловых, была пожалована императрицей Екатериной II сначала в статс-фрейлины, потом, в 1785 — в
камер-фрейлины
, пользовалась её неограниченным доверием и была с ней неразлучна по самую кончину монархини.
Её отец Степан Федорович , действительный статский советник, был в 1760-х годах сенатором московских департаментов; до 1767 года имя его читается в Адрес-календаре ; в Спб. Ведомостях 1774 г. (№ 38) напечатано объявление о продаже в Москве загородного дома покойного. Была ещё фрейлина Елисавета Степановна Протасова, вероятно сестра Анны.
Её мать приходилась двоюродной сестрой братьям Орловым, и вскоре после переворота 1762 года по ходатайству Алексея Орлова Протасова была пожалована в статс-фрейлины. С того времени она пользовалась постоянной благосклонностью императрицы, с течением времени став её близкой подругой. C 1779 года сменила в качестве доверенного лица Прасковью Брюс после того, как ту застали в объятиях фаворита императрицы. Слухи приписывают ей роль L'éprouveuse — «дегустатора» потенциальных фаворитов .
Екатерина дала ей прозвище «Королева», которое по словам графини В. Н. Головиной , объясняется якобы тем, что Протасова была «черная, как королева островов Таити ». Сегюр пишет: «Екатерина, будучи много раз обманута легкомыслием и завистливостью некоторых знатных дам, которых она удостоивала своего доверия, принимала в свой тесный круг только г-жу Протасову, которой был поручен надзор за фрейлинами» . Также Протасовой поручено было воспитание некоей девицы Алексеевой, слывшей за дочь Государыни и Григория Орлова (неясно, или , см. Дети Екатерины II ).
Головина пишет о ней: «Г-жа Протасова, безобразная и чёрная, как королева островов Таити, постоянно жила при дворе. Она была родственницей князя Орлова (мать Анны Степановны Протасовой была двоюродной сестрой князя и графов Орловых.) и, благодаря его благосклонности, была пристроена ко двору. Когда она достигла более чем зрелого возраста и не составила себе партии, её величество подарила ей свой портрет и пожаловала в камер-фрейлины. Она принадлежала к интимному кружку государыни не потому, чтобы она была другом императрицы или обладала высокими качествами, а потому, что была бедна и ворчлива. В ней развито было, однако, чувство благодарности. Императрица, сжалившись над её бедностью, пожелала поддержать её своим покровительством: она разрешила ей вызвать к себе своих племянниц и заняться их образованием» .
Барон Врангель рассказывает о ней: «умершая в глубокой старости, Протасова так и не вышла замуж, хотя Императрица неоднократно хотела устроить брак Протасовой с графом Аркадием Морковым . Этому однако препятствовала некрасивая наружность Протасовой, о которой один из современников её пишет: Mademoiselle Protassoff etait d’une laideur repoussante, grosse, noire, ayant considerablement de barbe et une prestance tres ridicule par ses grands airs (Мадемуазель Протасова была отталкивающе-безобразна, черна, бородата и весьма смешила величественностью вида своего). He отличавшийся красотой граф Морков отказался от этого брака, сказав: „Она дурна, я дурен, что же мы с нею будем только безобразить род людской“.» .
Корберон пишет 4 июня 1777 года: «Несчастная Протасова, фрейлина Государыни, говорят, сошла с ума; действительно, она в мрачном настроении, напоминающем сумасшествие. Есть люди, думающие, что это от зависти и любви к князю Орлову , который женится на её двоюродной сестре Зиновьевой » .
В марте 1784 года ей пожаловали звание камер-фрейлины и драгоценный портрет. Неоднократно сопровождала её в путешествиях (1785 — Вышний Волочек; 1787 — Крым, где ехала с ней в одной карете). Находилась при Екатерине до самой смерти последней .
Новый император Павел I отнесся к ней благоволительно: она сохранила своё положение. В день коронации (5 апреля 1797 ) Павел пожаловал ей орден св. Екатерины 2-го класса (меньшего креста). Император Александр I в день своей коронации (15 сентября 1801 ) возвел её в графское достоинство, которое, по её просьбе, было распространено на ею воспитанных племянниц: «возведена в графское Российской империи достоинство», а через два дня «снисходя на прошение камер-фрейлины графини Анны Протасовой, пожалованное ей от нас графское достоинство Всемилостивейше распространяем и на родных её племянниц, дочерей покойного генерал-поручика Петра Протасова, фрейлин: Варвару, Веру и Анну…». (Одновременно с ней графское достоинство получила её родня, вдова сенатора Александра Яковлевича Протасова ( 1742 — 1799 ) Варвара Алексеевна и её дети ).
В 1803 году приобрела село Орлино в Царскосельском уезде (ныне в Гатчинском районе ) и заложила там каменный Спасо-Преображенский храм в присутствии императрицы Елизаветы Алексеевны .
До 1823 года числилась в звании камер-фрейлины государынь-императриц, затем значится в отпуску, возможно, потому что под конец жизни она ослепла.
Скончалась 12 апреля 1826 года в Санкт-Петербурге , погребена в св. Духовской церкви Александро-Невской лавры, надгробие утрачено .
5 сирот, дочерей её брата, калужского губернатора Петра Степановича Протасова (1730—1794) жили вместе со своей теткой во дворце, были назначены фрейлинами . Она дала своим племянницам блестящее по тогдашним понятиям образование, причем главное внимание обращено было на иностранные языки, не исключая латинского и греческого, в ущерб русскому, которому их не обучали, равно как и отечественной истории и религии. По её просьбе те, кто не был замужем к моменту коронации Александра I, получили графское достоинство.
Все вместе они запечатлены на портрете работы австрийский художницы Ангелики Кауфман , находящемся в собрании Государственного Эрмитажа .