Interested Article - Сифат

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Сифат ( араб. صفة ‎ — свойства, качества, характеристики‎) — исламский термин, используемый для обозначения « божественных атрибутов ».

История

Термин впервые был введён мутазилитами. На первых этапах развития калама эквивалентом сифата выступал термин маани («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (Абу Шахим аль-Джуббаи, аль-Бакиллани , аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази ) вместо термина сифат использовали термин ахваль («состояния», модусы), ввиду чего их называли «сторонниками концепции состояний» (асхаб аль-ахваль) .

Признание наличия у Аллаха положительных атрибутов получило наименование исбат («утверждение»), а его сторонники назывались сифатитами; отрицание же этого именовалось татилем («лишение» Аллаха атрибутов), а его сторонники — муаттиля. К муаттиля относили фаласифа ( Ибн Сину и его последователей), которые приписывали Аллаху только соотносительные атрибуты ( сифат аль-идафа ), такие, как «первопричина», и атрибуты негативные ( сифат ас-сальб ), такие, как «извечный». Как татиль («лишение») квалифицировалась также точка зрения мутазилитов, которые не признавались в реальности сифатов в качестве характеристик («знание», «могущество» и т. п.) .

Классификация сифатов

Согласно наиболее распространенной классификации, сифаты делились на сущностные атрибуты (сифат аз-затзатийа, например «самодостаточный») и атрибуты действия (сифат аль-филь, например «питающий»). Встречается также деление атрибутов на сущностные ( затия , нафсия ), описательные ( васфия, манавия, хабария , например «знание», «жизнь»,) и атрибуты действия ( филия ) .

Суфии выделяли сифаты красоты ( сифат аль-джамаль , например «знающий»), атрибуты величия ( сифат аль-джалаль , например «великий», «могущественный») и атрибуты совершенства (сифат аль-камаль, например «творец», «самодостаточный»). Помимо этого суфии говорили о божественных именах ( аль-асма аль-иляхия ), приложимых к самому Аллаху, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные ( затия , например Аллах), атрибутивные (сифатия, например «знающий») и обозначающие действия (афалия, например «творец») .

Ашариты считали сифаты и не тождественными самому Аллаху, его сущности ( зат ), и не отличными от него. Асхаб аль-ахваль характеризовали модусы Аллаха как нечто и несущее, и не несущее. В спекулятивном суфизме ( Ибн Араби и др.) имена Аллаха рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки ( би-ль-итибар ). Суфии и матуридиты говорили об извечности сифатов всех разрядов, а ашариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов .

Матуридизм

В матуридизме все сифаты подразделяются на личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия) . Личностные атрибуты сводятся к тому, что Аллах, как Творец, Царь и Управитель всего сущего обладает следующими абсолютными качествами, не присущими для других форм бытия:

  1. Вуджуд — необходимость существования Аллаха ;
  2. Кидам — предвечность (безначальность) ;
  3. Бакаа — вечность (бесконечность) ;
  4. Вахдания — единственность (бесподобие) ;
  5. Мухалифат аль-Хавадис — неподражаемость (сущность и свойства Аллаха не похожи на сущности и свойства Его творений) ;
  6. Киямун би Нафсихи — постоянство (существование Аллаха не зависит от Его творений) ;

Доказательные же атрибуты сводятся к следующим положениям:

  1. Хаят — жизнь ;
  2. Ильм — изначальны и беспредельные знания ;
  3. Сам — слух ;
  4. Басар — беспредельное зрение ;
  5. Ирада — безграничная воля ;
  6. Кудра — неограниченная мощь ;
  7. Калам — слово (способность Аллаха говорить) ;
  8. Таквин — способность создавать из ничего .

Атрибут Таквин делится ещё на 4 положения:

а) Ихья — способность оживлять;
б) Имата — способность умерщвлять;
в) Тахлик — способность создавать;
г) Тарзик — способность предоставлять различные блага ( ризк ) Своим созданиям .

Положения матуридизма были приняты в качестве доктринальных основ веры последователями ханафитского мазхаба .

Примечания

Литература

Same as Сифат