Бэббидж, Чарлз
- 1 year ago
- 0
- 0
А́лджернон Чарлз Суи́нберн ( англ. Algernon Charles Swinburne ; 5 апреля 1837 , Лондон — 10 апреля 1909 , там же) — английский поэт .
Суинберн родился 5 апреля 1837 года в Лондоне на Честер-стрит, дом 7. Он был самым старшим из шестерых детей в семье капитана (позднее адмирала ) Чарлза Генри Суинберна и леди Джейн Генриетты, дочери графа Эшбернэма. Суинберн вырос в небольшой деревне Бончёрч на острове Уайт . С 1849 по 1853 год учился в Итон-Колледже , где впервые начал писать стихи, затем с 1856 по 1860 годы с небольшими перерывами (с 1859 года по май 1860 года Суинберн в качестве наказания был временно исключён из колледжа). Учился в Бейллиол-Колледже Оксфордского университета .
Суинберн проводил летние каникулы в графстве Нортумберленд , в доме своего деда — сэра Джона Суинберна ( 1762 — 1860 ) в Capheaton Hall. В доме была знаменитая библиотека — его дед являлся президентом Литературно-философского общества в Ньюкасл-апон-Тайне . Суинберн считал Нортумберленд своим родным домом, его чувства отразились в таких патриотических поэмах как «Нортумберленд» ( англ. Northumberland ), «Грейс Дарлинг» ( англ. Grace Darling ) и др. Он любил кататься на своём пони по полям, поросшим вереском, и считался бесстрашным наездником. Суинберн никогда не называл эти поля границей Шотландии .
В 1857—1860 годах Суинберн стал одним из членов интеллектуального кружка леди Паулин Тревельян в Веллингтон Холле, а после смерти своего деда в 1860 году какое-то время гостил в Ньюкасле у Уильяма Белла Скотта . В декабре 1862 года Суинберн вместе с Беллом Скоттом и его гостями — возможно, среди них даже был Данте Габриел Россетти — совершили путешествие в Тайнмут . Скотт писал в своих воспоминаниях, что когда они проходили рядом с морем , Суинберн прочитал свои стихи,— которые ещё не были опубликованы,— с какой-то необыкновенной интонацией; как будто волны «во всю длину набегали на песок к берегам и звучали словно отдалённые приветствия».
Во время учёбы в университете Суинберн общался с прерафаэлитами , его лучшим другом был Данте Габриел Россетти. После окончания колледжа жил в Лондоне, где и начал активно писать стихи. Россетти был в восторге от своего «маленького нортумберлендского друга».
Его поэтические работы включают: «Аталанта в Калидоне» ( англ. Atalanta in Calydon , 1865 ), «Поэмы и баллады», Первая серия ( англ. Poems and Ballads I , 1866 ), «Песни перед восходом солнца» ( англ. Songs before Sunrise , 1871 ), «Поэмы и баллады», Вторая серия ( англ. Poems and Ballads II , 1878 ), «Тристрам из Лайонесс» ( англ. Tristram of Lyonesse , 1882 ), «Поэмы и баллады», Третья серия ( англ. Poems and Ballads III , 1889 ), а также новеллу «Лесбия Брандон» ( англ. Lesbia Brandon ), которая была опубликована посмертно.
«Поэмы и баллады». Первая серия вызвала настоящую сенсацию, когда была впервые опубликована; особенно поэмы, написанные с почтением к знаменитой древнегреческой поэтессе Сапфо из Лесбоса , такие как «Анактория» ( англ. Anactoria ) и «Sapphics». Другие поэмы в этом сборнике, такие как «Прокаженный» ( англ. The Leper ), «Хвала Венере» ( англ. Laus Veneris ) и «Святая Дороти» ( англ. St.Dorothy ) пробуждают восхищение викторианской эпохой и Средневековьем , и это отчётливо видно в блестящем средневековом стиле, тоне и конструкции. Также эти черты можно увидеть в «Гимне Прозерпине » ( англ. Hymn to Proserpine ), «Триумфе времени» ( англ. The Triumph of Time ) и «Долорес» ( англ. Dolores (Notre-Dame des Sept Douleurs) ).
Суинберн возродил стихотворную форму рондель ( англ. roundel ), вариацию французской стихотворной формы рондо , которая была использована им в стихотворении «Сто лет рондо» ( англ. A Century of Roundels ), посвящённом Кристине Россетти .
Суинберн страдал алкоголизмом и алголагнией , также у него был очень легковозбудимый характер. В результате в 1879 году в возрасте 42 лет у Суинберна произошло физическое и психическое ухудшение здоровья. После этого его взял под свою опеку его друг , который присматривал за ним до конца его жизни в пригороде Лондона . Впоследствии у него пропал юношеский дух бунтарства, и он превратился в респектабельную фигуру. Суинберн умер на юго-западе Лондона от гриппа 10 апреля 1909 года в возрасте 72 лет и был похоронен в церкви Святого Бонифация в Бончёрче на острове Уайт, где прошло его детство.
Считается, что Суинберн был декадентом , но, возможно, он больше говорил о пороках, чем потворствовал им на самом деле.
Владение словом , рифмой и метром поставили Суинберна в один ряд с самыми талантливыми английскими поэтами, однако его подвергали критике за витиеватый стиль и подбор слов, что подходило больше только для схем рифм, чем для понимания смысла. Известный английский критик в своей знаменитой работе «История английского стихосложения», том III ( англ. A history of English prosody, III ) очень много писал о Суинберне.
Одно время работы Суинберна были весьма популярны среди студентов Оксфорда и Кембриджа , но ныне мода на него прошла. В этом сказывается определённое влияние исторического контекста, связанного с консенсусом между читателем и академическими кругами в отношении творчества Суинберна, хотя к таким произведениям, как «Поэмы и баллады, Первая серия» и «Аталанта в Калидоне», критики всегда были благосклонны.
То, что две книги Суинберна, вышедшие, когда ему было всего 30 лет, сделали его в общественном восприятии первым поэтом Англии и преемником таких великих поэтов, как лорд Альфред Теннисон и Роберт Браунинг , сыграли скорее отрицательную роль в его жизни. До самой смерти Суинберна воспринимали именно так, хотя, по мнению, например, такого искушённого критика, как Альфред Эдуард Хаусмен , звание одного из величайших поэтов Англии было для Суинберна непосильной ношей.
После первой серии «Поэм и баллад», более поздняя поэзия Суинберна посвящена больше философии и политике (особенно объединению Италии , в частности в сборнике «Песни перед восходом солнца»). Он не прекращал писать любовную лирику (включая его эпическую поэму «Тристрам из Лайонесса»), но содержание было уже менее шокирующим. Его стихосложение, в особенности техника рифмовки, оставались в самой лучшей форме до самых последних дней.
Мопассан , который был лично знаком с ним, отмечая, что он «является одним из первых поэтов своего времени по оригинальности вымысла и изумительной изощрённости формы», писал про него в статье «Англичанин из Этрета » :
Это восторженно-вдохновенный, неистовый лирик, совсем не заботящийся о той скромной и честной истине, которую так упорно и терпеливо ищут ныне французские художники; он стремится запечатлеть грёзы, еле уловимые мысли, то вдохновенно грандиозные, то просто напыщенные, то величественно-прекрасные.