Interested Article - Боун, Борден Паркер
- 2020-06-07
- 1
Бо́рден Па́ркер Бо́ун ( англ. Borden Parker Bowne , 14 января 1847 — 1 апреля 1910 , Бостон ) — американский философ и теолог - методист , основатель американского персонализма , профессор ( 1876 -1910), декан факультета философии и руководитель аспирантуры Бостонского университета . Номинировался на Нобелевскую премию по литературе .
Биография
Борден Боун родился недалеко от Леонардвилла, Нью-Джерси в 1847 году . Отец — Джозеф Боун ( англ. Joseph Bowne ) был фермером , проповедником -методистом и аболиционистом . Мать происходила из квакерской семьи и тоже была аболиционисткой. Борден был одним из шести детей. В детстве родители были для детей образцом высокой морали и защищали достоинство всех людей.
В 1867 - 1871 годах учился в Нью-Йоркском университете, по окончании получил степень бакалавра . Одновременно получил сертификат и начал вести службы в методисткой церкви с 1867. В 1872 году был произведён в диаконы и получил назначение в приход на Лонг-Айленде .
В 1873 - 1874 годах продолжил учёбу в университетах Европы: в Париже , Галле и Гёттингене . Наибольшее влияние на мировоззрение Боуна оказала философия Р. Г. Лотце .
В 1874- 1876 годах Борден Боун работал журналистом в Нью-Йорке . В 1876 году защитил магистерскую диссертацию в Нью-Йоркском университете.
С 1876 года и до конца жизни работал профессором в Бостонском университете. Боун был деканом факультета философии. В 1888 году стал первым руководителем аспирантуры университета. Он предсетательствовал на защите диссертации первого в США чернокожего доктора философии Джона Боуена ( англ. John Wesley Edward Bowen ) в 1891 году .
Борден Паркер Боун умер в Бостоне в 1910 году .
Учение Боуна
Учение Боуна — описательная версия философии Канта , отличается от назидательной, формалистской и логических версий. В целом, Боун следовал традициям Лотце, но придавал большее значение эмпирическим корням наших знаний. Он проводил чёткое разграничение между концептуальными предположениями и реальными доказательствами. Первичная функция логики — приведение мыслей в порядок. Метод Боуна был примером феноменологии, которая основывается не на чистой логике, а на предположении, что тщательное изучение предмета выявляет его происхождение и структуру и приводит к его более подробным описаниям. Максимум, что мы можем ожидать от познания — более или менее полезные руководства к действию. В своём учении Боун выделял практическую природу веры, позднее названной прагматизмом верования или научным методом закрепления веры.
Метафизика Боуна подвергает критике традиционные философские понятия материи и существования и предлагает брать за основу понятие . За такой подход он был причислен к идеалистам. Сам Боун считал, что его вариант плюралистического объективного идеализма вполне согласуется с существованием реальности, далеко выходящей за пределы нашего разума . Но такую реальность нельзя рассматривать, как абсолютно независимую, поскольку ничто не может быть полностью независимым на уровне существования. Ключевым принципом в Боуновской метафизике стало понятие личности . Что бы мы не думали о происхождении и природе реальности, эта природа согласуется или по крайней мере не противоречит существованию личностей. Неизбежность любых философских учений состоит в том, что все они выражают точку зрения и ценности личностей. Таким образом, личность является элементом отношений, который мы с уверенностью можем использовать как центральный элемент объективной реальности и, в свою очередь, всех философских построений. Боун подверг критике «неличностные» философии своего времени. Абсолютный идеализм приносит ясное эмпирическое множество личностей, на котором основан наш опыт, в жертву неперсонифицированному Абсолюту. Материализм редуцирует персональную реальность до неперсонифицированного принципа, который становится полной абстракцией. Неперсонифицированные версии натурализма и психологизма , согласно Боуну, страдают аналогичными проблемами.
Персонализм оставался в центре внимания философов до 1930-x годов. В теологии и этике он просуществовал значительно дольше и получил мощный импульс благодаря римскому папе Иоанну Павлу II .
Сочинения
- The Philosophy of Herbert Spencer: Being an examination of the first principles of his system, NY, 1874
- Studies in Theism, NY, 1879
- The Logic of Religious Belief , 1884
- Introduction to Psychological Theory, NY, 1887
- Philosophy of Theism, NY, 1887, [2 ed.] — 1902
- The principles of Ethics, NY, 1892
- Theory of Thought and Knowledge, NY, 1897
- Metaphysics, NY-L, 1882 , [2 ed.] — 1898
- The Christian Revelation, [2 ed.], NY, 1898
- The Christian Life, Cincinnati, 1899
- The Atonement, NY, 1900
- Theism, NY, 1902
- The Immanence of God, Boston, 1905
- Personalism, Boston-NY, 1908
- Studies in Christianity, Boston, 1909
- The Essence of Religion, Boston-NY, 1910
- Women and Democracy, Boston, 1910
- Kant and Spencer: A Critical Exposition, Boston-NY, 1912
Примечания
- / под ред. Ч. Д. Уорнер — 1897.
- Боун Борден Паркер // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- 2020-06-07
- 1