Гуго фон Гофмансталь
(
нем.
Hugo von Hofmannsthal
; полное имя:
Гуго Лауренц Август Гофман
,
эдлер
фон Гофмансталь
(
Hugo Laurenz August Hofmann, Edler von Hofmannsthal
);
1 февраля
1874
,
Вена
—
15 июля
1929
, Родаун, под Веной) — австрийский писатель, поэт, драматург, выразитель идей
декадентства
в австрийской литературе конца
XIX века
— начала
XX века
.
Содержание
Биография
Происходил из состоятельной австрийско-еврейско-ломбардской
семьи банкира
, по отцу — итальянского происхождения. Блестящий гимназист, полиглот и книгочей, дебютировал стихами в
1890
. Тогда же познакомился с
Артуром Шницлером
, в
1891
— с
Генриком Ибсеном
и
Стефаном Георге
, к литературной группе которого — «
Листки искусства
», Гофмансталь примкнул сразу после знакомства. На страницах журнала проповедовал идею
искусство ради искусства
.
Много путешествовал по Европе, чаще всего — на велосипеде. Изучал право и романскую филологию (
1895
—
1898
) в
Венском университете
, вместе со Шницлером входил в столичную литературную группу
Молодая Вена
(создана в
1890
).
Был женат на еврейке, исповедовавшей католичество
. Через два дня после самоубийства старшего сына Гофмансталь скончался в своей пригородной усадьбе от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Кальксбургском кладбище.
Творчество
Крупнейший драматург австрийского и европейского символизма, автор нескольких книг
импрессионистических
стихов, эссе о литературе и национальной культуре, большой и малой прозы (из которой наиболее известна новелла-мистификация «Письмо лорда Чандоса»,
1902
).
Будучи декадентом-символистом, сам Гофмансталь любил называть себя
неоромантиком
. Характер его произведений, их лиричность и драматичность практически не претерпели изменений с годами, а поэтический стиль отличался музыкальностью рифм
.
Отдельного упоминания достойна программная для оценки творчества поэта работа — «Поэт и наше время» (
нем.
Der Dichter und diese Zeit
), написанная в
1907 году
. В ней Гофмансталь постарался философски обосновать идеи неоромантизма, их антиреалистичность. Он приходит к выводу, что для поэта важен только «мир отношений и связующих чувств»
.
Своим творческим идеалам Гофмансталь остаётся верен до конца жизни, хотя в 1921—1923 годах попытался написать несколько комедий, но из этого ничего не вышло.
Драмы / пер. С. Орловского.
М.
, 1906.
(
«Смерть Тициана», «Безумец и смерть», «Женщина в окне», «Свадьба Зобеиды», «Авантюрист и певица»
).
Электра / пер. О. Чюминой.
СПб.
, 1907.
Дары жизни / пер. О. Чюминой.
СПб.
, 1908.
Сказка 672 ночи: [Сб. рассказов] / пер. Оскара Норвежского.
СПб.
: Соврем. лит., 1908. 111 с.
(
«Приключения маршала фон Базомпьера», «Сказка 672 ночи», «Рыцарская история», «Письмо»
).
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
Сказка шестьсот семьдесят второй ночи / пер.
С. Ошерова
// Сказки немецких писателей.
Л.
, 1989. С. 307—322.
Приключение маршала.
СПб.
, 1909.
Царь Эдип, приспособл. для современной сцены / пер.
Т. Щепкиной-Куперник
.
М.
: Изд. С. Рассохина, 1911.
Сложный характер.
М.
: Мысль, 1923.
Избранное.
М.
: Искусство, 1995.
(
Драмы: «Смерть Тициана», «Глупец и смерть», «Имярек», «Трудный характер», «Большой Зальцбургский театр жизни», «Башня»; проза; стихотворения
).
Литература
Borchardt R. Rede über Hofmannsthal. — Berlin: Hyperion, 1918.
Stefan P.
Hofmannsthal. Eine imaginäre Ansprache. — Wien: Wila Wiener Literarische Anstalt, 1924 (Die Wiedergabe, 3. Reihe, Band 2).
Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit; eine Studie. — München: R. Piper, 1964 (англ. изд. 1984).
Wunberg G. Der frühe Hofmannsthal. Schizophrenie als dichterische Struktur. — Stuttgart: Kohlhammer, 1965.
Mayer M. Hugo von Hofmannsthal. — Stuttgart: Metzler, 1993.
Volke W. Hugo von Hofmannsthal in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek: Rowohlt, 1997.
Renner U. „Die Zauberschrift der Bilder“. Bildende Kunst in Hofmannthals Texten. Reihe Litterae 55). — Freiburg: Rombach, 2000.
Magris, C.
от 18 мая 2018 на
Wayback Machine
— Вена: Paul Zsolny Verl., 2000.
König Chr. Hofmannsthal: Ein moderner Dichter unter den Philologen. — Göttingen: Wallstein, 2001.
Nicolaus U. Souverän und Märtyrer. Hugo von Hofmannsthals späte Trauerspieldichtung vor dem Hintergrund seiner politischen und ästhetischen Reflexionen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004.
Wandruszka M.L. Der Abenteurer und die Sängerin. Über Hugo von Hofmannsthal. — Wien: Passagen-Verlag, 2005.
Lesniak S. Thomas Mann, Max Rychner, Hugo von Hofmannsthal und Rudolf Kassner: Eine Typologie essayistischer Formen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005.
Weinzierl U. Hofmannsthal — Skizzen zu seinem Bild. — Wien: Zsolnay, 2005.
Junk A. Andreas oder Die Vereinigten von Hugo von Hofmannsthal : eine kulturpsychoanalytische Untersuchung. — Hannover: Impr. Henner Junk, 2015,
OCLC
.
Nonnenmacher, K. Form und Leben zwischen Positivismus und Idealismus. -
от 19 февраля 2021 на
Wayback Machine
Nomer 1, 2015, Stranitza 171 - 190.
Bohnenkamp, K. (Hrg.) Briefwechsel mit Marie von Thurn und Taxis-Hohenlohe 1903-1929 / Hugo von Hofmannsthal. — Freiburg: Rombach-Verl., 2016.