Interested Article - Кваран, Эйнар

Эйнар Кваран ( исл. Einar Kvaran ; 6 декабря 1859 , Вадланес — 21 мая 1938 , Рейкьявик ) — исландский писатель, драматург и поэт конца XIX — первой половины XX века .

Имя

После рождения он получил имя Эйнар и отчество (патроним) Хьорлейфссон. В 1913 году альтинг , по инициативе комитета по именам , членом которого был Эйнар Хьорлейфссон, принял закон (впоследствии отменённый), разрешающий исландцам брать имена и фамилии древнего происхождения. Пользуясь возможностью в 1916 году Эйнар взял себе фамилию Кваран, использовав эпоним из древней исландской саги о людях из Лососьей долины . Таким образом, полное имя Эйнара — Эйнар Хьйорлейфссон Кваран ( исл. Einar Hjörleifsson Kvaran ), и он в своё время являлся одним из немногих исландцев имеющим и патроним, и фамилию. Устоявшимся в Исландии является употребление только имени и фамилии писателя — Эйнар Кваран ( исл. Einar Kvaran ), иногда в сочетании с сокращением отчества — Эйнар Х. Кваран ( исл. Einar H. Kvaran ) .

Биография

Эйнар Кваран родился 6 декабря 1859 года в небольшой деревне Вадланес на востоке Исландии недалеко от Эйильсстадира в семье преподобного Хьйёрлейфюра Эйнарссона и домохозяйки Гвюдлёйг Эйоульфсдоуттир. Детство Эйнара прошло в различных селениях на севере возле Скага-фьорда . В 1877 году Эйнар поступил, а в 1881 году окончил колледж в Рейкьявике, известный как Латинская школа .

В 1882 году поступил на экономический факультет Копенгагенского университета, где вместе с тремя другими студентами-исландцами издавал исландский литературный журнал Verðandi , который отстаивал идеи реализма и разрыва с прошлым восхищением сагами .

В 1885 году Эйнар эмигрировал в Канаду , где он жил в центре исландской культуры — в Новой Исландии в Виннипеге и помог основать два исландскоязычных еженедельных изданий — «Heimskringla» и «Lögberg» .

По возвращении в Исландию в 1895 году Эйнар стал журналистом и редактором в Рейкьявике и Акюрейри ; участвовал в борьбе за исландскую независимость и писал об образовании и театре. Он был соредактором «Ísafold» , тогда ведущей газеты Исландии, и редактором «Fjallkonan» . С 1892 по 1895 год и в 1908—1909 годах редактировал «Skírnir» — журнал Исландского литературного общества .

Проработав 19 лет в журналистике в Канаде и Исландии, Эйнар в 1906 году решил полностью посвятить себя литературной работе и правительство Исландии предоставило ему стипендию, чтобы он мог полностью посвятить себя писательской деятельности. Начиная с 1906 года он опубликовал пять романов, две пьесы и какое-то время руководил театральной труппой Рейкьявика .

Эйнар был дважды женат . Его первая жена, Матильда Петерсен, была датчанкой; она умерла в Канаде, и их двое детей умерли в младенчестве. В 1888 году он женился на Гислине Гисладоуттир; у них было пятеро детей, один из которых — старший сын Сигюрдюр, умер от туберкулеза, когда ему было 15 лет .

Творчество

Эйнар очень рано заинтересовался книгами. По рассказам его родных, он начал сочинять стихи и рассказы ещё в раннем возрасте. Когда ему было двенадцать лет, он сжег целое собрание написанных им рассказов. Его интерес к литературе возрастает в годы учёбы в латинской гимназии в Рейкьявике, где он пишет стихи, пьесы и рассказы. Его лучшие работы этих лет, без сомнения, — это его два рассказа «Orgelið» ( рус. Оргáн ) и «Hvorn eiðinn á ég að rjúfa?» ( рус. Какую клятву я нарушу? ). Рассказы были напечатаны и получили неоднозначные отзывы, в частности их сочли несколько революционными, а автора посчитали аморальным .

Эйнар написал множество рассказов, романов, пьес и сборник стихов. Он был приверженцем чистоты и красоты языка, писал очень хорошо и стилистически красиво. Его революционной для исландской литературы работой стал рассказ «Vonir» ( рус. «Надежды» ), который он написал в 1890 году, находясь в Канаде и повествующий об эмигрантском опыте .

Эйнар также был выдающимся спиритуалистом , автором первой положительной оценки спиритизма на исландском языке , а также соучредителем и президентом экспериментального общества, в результате которого было создано Исландское общество психических исследований ( исл. Sálarrannsóknarfélag Íslands ), в котором он был первый президент . Он сыграл важную роль в расследовании и популяризации многих исландских медиумов , особенно Индриди Индридасона и Хафстейна Бьёрднссона . В поздних литературных произведениях Эйнара значительное место занимал спиритизм , особенно в романе «Sögur Rannveigar» ( рус. «Рассказы Раннвейг» ), написанном в 1919—1922 годах , и христианский гуманизм . По мнению Стейнгримюра Торстейнссона, своим творчеством Эйнар оказал влияние на исландскую культуру и мировоззрение, в частности, сделав исландцев менее ортодоксальными и менее суровыми в воспитании своих детей .

В 1920-х годах ходили слухи, что Эйнара считают лауреатом Нобелевской премии по литературе .

Исландский историк литературы и литературный критик Сигюрдюр Нордаль пренебрежительно отозвался об Эйнаре как о чрезмерно сосредоточенном на всепрощении и, следовательно, терпимом к тем вещам, против которых писателю как-раз и следует следует скорее протестовать, чем прощать. По мнению Сигюрдюра Эйнару следовало бы писать в духе исландского национализма и современных ему интерпретаций Ницше, считая кровную месть лучшей этической моделью . В 1930-х годах лауреат Нобелевской премии Халльдор Лакснесс еще более резко критиковал Эйнара за его увлечение спиритизмом .

Примечания

  1. Silja Aðalsteinsdóttir, Guðmundur Andri Thorsson, Halldór Guðmundsson, Dagný Kristjánsdóttir, Jón Yngvi Jóhannsson. Einar H. Kvaran // Íslensk bókmenntasaga (исланд.) / Guðmundur Andri Thorsson. — Reykjavík: Mál og menning, 2006. — Т. IV. — 724 с. — ISBN 9789979327226 .
  2. Einar H. Kvaran // Sýnisbók íslenskra bókmennta frá 1550 til 1900 (исланд.) / Kristján Eiríksson. — Reykjavík: IÐNÚ, 2003. — 259 с. — ISBN 9789979671121 .
  3. Stefán Einarsson. Einar H. Kvaran // Íslensk bókmenntasaga 874-1960 (исланд.) . — Reykjavík: Snæbjörn Jónsson & Co. H.F., 1961. — С. 464—482. — 519 с.
  4. Gils Guðmundsson. Í Nærveru Sálar: Einar Hjörleifsson Kvaran, Maðurinn og Skáldið (исланд.) / Helga Þórarinsdóttir. — Reykjavík: Setberg, 1997. — 320 с. — ISBN 978-9979522027 .
  5. Þorleifur Hauksson. Iceland // The Nordic Languages: An International Handbook of the History of the North Germanic Languages (англ.) / Oskar Bandle, Kurt Braunmuller, Ernst Hakon Jahr, Allan Karker, Hans-Peter Naumann, Ulf Teleman. — Berlin: Mouton de Gruyter, 2002. — Vol. 1. — С. 470—482. — 1150 с. — ISBN 978-3110171495 .
  6. Daisy L. Neijmann. From Realism to Neoromanticism // (англ.) . — Lincoln: University of Nebraska with the American-Scandinavian Foundation, 2006. — P. . — 844 p. — (Histories of Scandinavian Literature). — ISBN 0-8032-3346-9 .
  7. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. Icelandic Spiritualism: Mediumship and Modernity in Iceland (англ.) . — New Brunswick, NJ: Transaction, 1997. — P. 58. — 290 p. — ISBN 1-56000-273-5 .
  8. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.82.
  9. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.84-85, 223.
  10. William H. Swatos, Loftur Reimar Gissurarson. — P.83-154, 214, 219.
  11. Gils Guðmundsson (25.11.1997). "Kvaran og bókmenntaverðlaun Nóbels". Morgunblaðið (исланд.) . Reykjavík: Árvakur. {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |accessdate= and |date= ( справка ) ; |access-date= требует |url= ( справка ) ; Неизвестный параметр |subtitle= игнорируется ( справка )
Источник —

Same as Кваран, Эйнар