Бергман, Карл-Юхан
- 1 year ago
- 0
- 0
Юхан Борген ( норв. Johan Borgen ) ( 28 апреля 1902 , Христиания — 16 октября 1979 ) — норвежский писатель, журналист и драматург. В своем творчестве исследовал экзистенциалистские проблемы современного общества. Один из крупнейших европейских писателей середины XX века.
Юхан Борген родился в Христиании в 1902 году в семье адвоката. Своё детство провёл в элитном районе города — Весткант. Окончив школу, уехал в Копенгаген . Но через год он снова возвращается в Норвегию и начинает сотрудничать в левой радикальной газете «Дагбладет».
Литературную деятельность начал как журналист, работал с изданиями «Дагбладет», «Моргенбладет», «Виндует» и другими. Поддерживал демократические идеи, помогал членам сопротивления во время фашистской оккупации Норвегии и принимал участие в переправке беженцев в Швецию. За своё антифашистское творчество был заключён гестапо в тюрьму Грини осенью 1941 года. Выйдя из тюрьмы, уехал в Швецию.
Вернувшись в 1945 году в Норвегию, Борген уезжает в Копенгаген в качестве пресс-атташе норвежского посольства. Однако вскоре он оставляет дипломатическую службу и возвращается домой.
Юхан Борген умер в Норвегии в 1979 году.
В своем творчестве Борген соединяет особенности национальной и общеевропейской литературы. Он проявляет себя, прежде всего, не как реалист, а как психолог пытаясь изобразить, прежде всего, внутренний мир героя. Первая книга Боргена, сборник рассказов «Во тьму» (Mot Mørket), появилась в 1925 году. Написанная в стиле Гамсуна, она рассказывает о человеческом одиночестве и заблуждениях. Первый роман Боргена «Подводя итоги» («Når alt kommer til alt», 1934) изображает рефлектирующего буржуазного интеллигента, который также появляется в пьесе «Пока мы ждем» («Mens vi venter», 1938) и продолжает тему страха одиночества и побега от повседневной жизни. Также в них говорится о необходимости сделать моральный выбор.
В пьесах 30-х гг. «Конторшеф Ли» (1936), «Пока мы ждем» (1938) и др. Борген показал себя мастером психологического анализа. Сборники «Наблюдения и возражения» («Betraktninger og anfektelser», под псевдонимом Мумле Госегг, 1932) и «60 Мумле Госегг» («60 Mumle Gåsegg», 1936), направленные главным образом против буржуазного лицемерия, принесли Боргену репутацию одного из крупнейших юмористов Норвегии. Главные герои «60 Мумле Госегг» лавочница Фру Юхансен и Маленькая Ингер представляют собой персонажей, через которых автор говорит вещи, запрещенные оккупационной властью.
За это и за сотрудничество с членами Сопротивления, Борген был арестован и отправлен в лагерь Грини. Свои впечатления тех времен он описал в мемуарах «Дни в Грини» (1945).
Во время 2-й мировой войны Борген эмигрировал в Швецию, где написал роман «Лета нет и не будет» («Ingen sommer», Стокгольм, 1944, в Осло изд. в 1946) о настроениях прогрессивной норвежской интеллигенции во время оккупации. Герой романа, Кнут Люсакер, занимает более пассивную роль во время оккупации, но в конце делает серьёзный моральный выбор присоединяясь к борьбе с нацистами.
В романе «Тропа любви» (1946) Борген осуждает пассивность части интеллигенции, враждебной фашизму. Он исследует также истоки фашизма и пытается выяснить почему часть интеллигенции занималась коллаборационизмом во время оккупации.
В трилогии « Маленький лорд » («Lillelord», 1955), «Темные воды» («De mørke kilder», 1956) и «Теперь ему не уйти» («Vi har ham nå», 1957) самом известном его произведении, показано формирование, развитие и крах личности главного героя. В этих романах автор показывает важность детских впечатлений и их влияние на взрослую жизнь героя.
В первой части трилогии рассказывается история взросления и постепенного морального распада талантливого мальчика, Вилфреда Сагена, которого в семье прозвали маленьким лордом. Его отец покончил жизнь самоубийством, а мать и все родственники обожают «маленького лорда». И чем больше они пытаются сделать из него примерного мальчика, тем больше он стремится отделиться от всех, играя при этом роль хорошего сына. В нём просыпается эгоизм. Таким образом, он начинает жить двойной жизнью, проводя время в криминальном мире Осло и Копенгагена, сохраняя при этом внешнее приличие. В последней части он полностью теряет моральные ориентиры, работая как на нацистов, так и спасая евреев. Предав сводного брата и будучи обвиненным в коллаборационизме, единым выходом для себя видит смерть.
В романе «Я» («Jeg», 1959) Борген отдал дань методу фрейдистского психоанализа . Роман повествует о Матиасе Русе, который сбил своим мотоциклом ребёнка, или ему это только показалось.
В романе «Blåtind» (1964) герой пытается убежать от своей трусливой личности, а еврейка Натали теряет связь со своей предыдущей личностью.
В романе от первого лица «Den røde tåken» (Красный туман, 1967) показан герой — убийца, похожий на Мерсо Альбера Камю .
Чудовищное происшествие в романе «In Min arm, min tarm» (1972) становится началом процесса психического выздоровления, но уже в романе «Eksempler» (1974) Борген снова пишет о герое, лишённом личностной целостности.
Автор сценариев к десятку фильмов , в основном короткометражек и телефильмов, исключение - полнометражный художественный норвежский фильм, психологическая драма 1962 года режиссёра Арне Скуэна « Холодные следы » (Kalde spor).
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|