Interested Article - Уайт, Патрик

Па́трик Ви́ктор Ма́ртиндейл Уа́йт ( англ. Patrick Victor Martindale White ; 28 мая 1912 , Лондон 30 сентября 1990 или 29 сентября 1990 , Сидней ) — австралийский писатель . Лауреат Нобелевской премии по литературе 1973 года «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк». Уайт считается одним из самых выдающихся англоязычных романистов XX века .

Австралиец года (1973).

Биография

Детство и юность

Уайт родился в Лондоне в семье австралийца и англичанки. Когда ему было 7 месяцев, семья переехала в Сидней . В детстве он жил в квартире с сестрой, няней и служанкой, в то время как родители жили в другой квартире.

В четыре года у Уайта обнаружилась астма. Его здоровье было слабым на протяжении всего детства, что не позволяло ему принимать участие во многих мероприятиях. Он очень любил театр, в котором впервые побывал ещё в раннем возрасте. Это увлечение Уайт развивал дома, разыгрывая сценки и танцы в саду собственного дома для друзей матери.

В возрасте десяти лет Уайт был отправлен в школу-интернат в Новом Южном Уэльсе . Ему потребовалось некоторое время, чтобы свыкнуться с присутствием других детей. В школе он начал писать первые пьесы, затрагивая в них порой, несмотря на свой юный возраст, достаточно взрослые темы. В 1924 году у школы возникли финансовые трудности, и директор предложил Уайту продолжить обучение в одной из школ Англии. Родители Патрика поддержали эту инициативу.

Уайт прилагал много усилий, чтобы приспособиться к новой жизни в Челтенгэмском колледже в Глостершире . Позже он отозвался об этом периоде как о «четырёхлетнем тюремном заключении». Он был нелюдимым и имел узкий круг приятелей. Порой он проводил каникулы вместе с родителями в Европе, но их отношения так и остались отдалёнными.

В это время Уайт сближается с Рональдом Уотероллом, парнем старше его, имеющим схожие интересы. Когда Уотеролл окончил колледж, Уайт снова замкнулся в себе и выразил родителям желание бросить школу и стать актёром. Родители пошли на компромисс и позволили ему окончить школу раньше, но при условии того, что Уайт возвращается в Австралию и продолжает свою жизнь там. Родители хотели, чтобы сын работал на земле, а не становился писателем, и надеялись, что работа разнорабочим поумерит его актёрские амбиции.

Уайт в течение двух лет работал кладовщиком на складе в районе Сноуи в юго-восточной Австралии. И хоть Патрик рос с уважением к родной земле, и его здоровье улучшалось, было очевидно, что такая жизнь была ему не по душе.

Путешествия по миру

С 1932 по 1935 год Уайт жил в Англии, изучая французскую и немецкую литературу в Королевском колледже Кембриджского университета . В это время Уайт окончательно принимает факт своей гомосексуальности . Он испытывает романтические чувства к одному парню, который поступил в Королевский колледж, чтобы стать англиканским священником, но боится признаться в них из-за страха прервать их дружбу и, как и многие гомосексуальные мужчины того времени, обречь себя на одинокую жизнь. Но однажды, после неудачной любовной связи с двумя женщинами, священник признаётся товарищу в том, что женщины ничего не значат для него в сексуальном плане. Это стало первой любовной связью Уайта.

Во время пребывания в Кембридже Уайт опубликовал первый сборник своих стихотворений, получивший название Пахарь и другие поэмы . После получения степени бакалавра в 1935 году Уайт ненадолго обосновался в Лондоне. Здесь молодой автор получил возможность развиваться интеллектуально и переработать роман с элементами литературы потока сознания Счастливая долина , который он начал писать ещё в Австралии. В 1937 году умер отец Уайта, оставив в наследство сыну значительно по тем временам состояние в 10 000 фунтов. Это позволило Патрику писать целые дни напролёт в относительном комфорте. За двумя незначительными пьесами последовала публикация Счастливой долины . Роман был положительно принят в Англии, но заметно хуже в Австралии. Уайт принялся писать новый роман Nightside , но получив отрицательные отзывы критиков, отказался от его написания. Впоследствии он сожалел об этом решении.

В 1936 году Уайт познакомился с австралийским художником Роем де Местром, который оказал заметное влияние на его жизнь и творчество. Мужчины никогда не становились любовниками, всегда оставаясь близкими друзьями. По словам самого Патрика Уайта «Он стал для меня тем, в ком я больше всего нуждался: интеллектуальным и духовным наставником». Ему Уайт посвятил Счастливую долину и признал неоценимое влияние де Местра на собственное творчество. В 1947 году картина австралийского художника была использована в качестве обложки для первого издания Уайтовской Тётушкиной истории . Также Уайт купил многие из его картин для себя. В 1947 году он отдал их все в Художественную галерею Нового Южного Уэльса.

Конец 1930-х годов Уайт провёл в США , в частности в Кейп-Коде , штат Массачусетс , и Нью-Йорке , где был написан роман Живые и мёртвые . Во время Второй мировой войны Уайт вернулся в Лондон и вступил в ряды Королевских ВВС Великобритании . Он стал офицером разведки и был отправлен на Ближний Восток. До окончания войны он служил в Египте, Палестине и Греции. В это время Уайт познакомился с греческим офицером Маноли Ласкарисом, который впоследствии стал его жизненным спутником.

Расцвет писательской карьеры Уайта

После Второй мировой войны Уайт вернулся на родину в Австралию, купив старый дом в Касл-Хилл, сейчас являющимся пригородом Сиднея , но в то время — полу-сельской местностью. Здесь он поселился со своим греческим другом Маноли и прожил 18 лет, продавая цветы, овощи, молоко и сливки, а также породистых щенков. За эти годы он публикует Тётушкину историю , которую сам Уайт считал своим лучшим произведением, и Древо человеческое , без сомнения, наиболее монументальный и значимый роман австралийского писателя. Этот роман, выпущенный в 1955 году в США и Австралии, а незадолго после этого и в Англии, снискал восторженные отзывы американских критиков, но был гораздо более прохладно принят на родине в Австралии. Это оказало определенное влияние на самого Уайта, который в какой-то момент даже задумывался о прекращении писательской карьеры, но, в конце концов, всё-таки решил продолжать. Его новым прорывом стала публикация романа Фосс .

В 1961 году Уайт публикует роман Едущие на колеснице , ставший впоследствии бестселлером и завоевавший международные награды. В 1963 писатель вместе с Ласкарисом решают продать дом в Касл-Хилле. К этому времени Уайт уже получает признание как один из наиболее выдающихся писателей в мире, хоть и по-прежнему остаётся достаточно замкнутым человеком, отказываясь от всевозможных интервью и публичных выступлений.

В 1968 году Уайт заканчивает роман Вивисектор , где с глубокой проницательностью рисует внутренний мир и характер художника. Многие указывали на то, что прототипом для этого выступил Сидней Нолан , друг Патрика Уайта, но сам писатель отрицал это. Уайт не желал принимать денежные вознаграждения за свои произведения, отказавшись от Британской премии в размере 10 000 $. Он также был активным противником литературной цензуры и присоединился к ряду других общественных деятелей, выразивших своё несогласие с решением Австралии об участии во Вьетнамской войне .

В 1973 году Патрик Уайт получает Нобелевскую премию по литературе . Сам Уайт не отправился в Стокгольм на церемонию получения премии, уполномочив Сиднея Нолана сделать это от его имени. Награда оказала значительное влияние на его карьеру, увеличив в несколько раз продажи романа Око бури , выпущенного в том же году. Полученные от премии деньги Патрик использовал для учреждения собственной Премии Патрика Уайта, которая ежегодно вручается молодым талантливым писателям, не имеющим средств для продвижения.

В 1974 Уайт был признан Австралийцем года, хоть и сам воспринял эту награду без особого восторга и в своей инаугурационной речи призвал австралийцев задуматься о проблемах своей родины.

Преклонные годы

Уайт и Ласкарис проводили множество званых обедов в своём доме Хайбери, в зелёном уголке богатого восточного пригорода Сиднея. Он поддерживал консервативную Либеральную партию Австралии и после австралийского конституционного кризиса 1975 года стал ярым антироялистом, изредка появляясь в эфире национального телевидения и делая заявления по этому поводу.

В 1970-х годах здоровье Уайта начало ухудшатся: появились проблемы со зрением, зубами и лёгкими. В 1979 году его роман Дело Твайборна был номинировал на Букеровскую премию , но сам Патрик отказался от этого, мотивируя это тем, что хочет дать шанс молодым писателям.

В 1981 году Патрик Уайт публикует свою автобиографию, получившую название Трещины в стекле , где затрагивает некоторые вопросы, которых до сих пор он старался избегать, в частности, его гомосексуальность и отказ лично получить Нобелевскую премию. В Вербное воскресенье 1982 года Уайт обратился к 30 000 человек, призывая к запрету на добычу урана и уничтожению ядерного оружия.

В 1986 году был написан последний роман, мемуары Воспоминания о многом в одном .

Патрик Уайт умер в Сиднее 30 сентября 1990 года.

Библиография

Пьесы

  • (1935) не поставлена.
  • (1935) не поставлена.
  • (1947) не поставлена.
  • (1947) prem. Union Theatre, Adelaide, 1961.
  • (1962)
  • (1963)
  • (1964)
  • (1977)
  • (1982)
  • (1983)
  • (1987)

Публикации на русском языке

  • Древо человеческое. М.: Прогресс, 1976. (серия: Мастера современной прозы)
  • Древо человеческое. 2-е изд. М.: Прогресс, 1979. (серия: Мастера современной прозы)
  • На свалке // Современная австралийская новелла. М.: Прогресс, 1980.
  • Какаду // Три австралийские повести. М.: Радуга, 1985.
  • Женская рука: Повесть. Рассказы. М.: Известия, 1986.
  • Повести // Лауреаты Нобелевской премии. М.: Панорама, 1999.

Примечания

  1. Patrick White // (англ.)
  2. Patrick White // (фр.) — 2007.
  3. (англ.) — 1990.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118767607 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 304

Ссылки

  • // Сайт электронной библиотеки «Наука и техника»
Источник —

Same as Уайт, Патрик