Роберж, Валентен
- 1 year ago
- 0
- 0
Але́н Роб-Грийе́ ( фр. Alain Robbe-Grillet ; 18 августа 1922 , Брест — 18 февраля 2008 , Кан ) — французский прозаик , сценарист и кинорежиссёр , основной идеолог « нового романа » , член Французской академии (с 2004 года; на кресле № 32 , церемония приёма не проводилась).
Окончил Национальный институт агрономии. Первый роман Роб-Грийе «Цареубийца» написан им в 1949 году , но оставался неопубликованным до 1978 года . Рукопись романа была предложена автором одному из крупнейших парижских издательств « Галлимар », которое отказалось его публиковать. Однако первый опыт Роб-Грийе был замечен, и рукопись отправили литературному консультанту другого издательства — « Минюи ».
В последующие два года Роб-Грийе работает инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых , часто бывая в Марокко , Французской Гвиане , на Гваделупе и Мартинике . В конце 1950 года он покидает эту должность по состоянию здоровья. Возвратившись во Францию , он пишет свой второй роман « Ластики » («Les Gommes»), другой вариант перевода названия на русский язык — «Резинки», и предлагает его издательству «Минюи». Это издательство и опубликовало роман в 1953 году . Тогда критика не придала роману особого значения. Однако с этого момента Роб-Грийе сосредоточился на литературном творчестве.
Настоящий успех писателя связан с выходом в свет в 1953 году его следующего романа — « ». Роман получил престижную Премию критики, что сопровождалось громким скандалом. Ряд газет публикуют совершенно разгромные статьи, в которых говорится, что книга заслуживает не престижной премии, а разбирательства в суде на предмет оскорбления общественной нравственности. Самому автору даже рекомендуют лечиться в психиатрической клинике. Однако Роб-Грийе получил и широкую поддержку со стороны таких известных критиков, как Ролан Барт , Морис Бланшо . В защиту писателя высказались также Альбер Камю и Андре Бретон .
Благодаря их поддержке Роб-Грийе получает в журнале « » колонку, в которой публикует серию из девяти статей под общим заглавием «Литература сегодня». Эти статьи, публиковавшиеся с октября 1955 по февраль 1956 года , позже легли в основу программного сборника эссе «За новый роман», ставшего манифестом названного направления . Каждый раз выступления писателя служили поводом для ожесточённых литературных дискуссий, которые не прекращались до конца 1970-х годов. Роб-Грийе становится рецензентом, а позже литературным директором издательства « Минюи ». Под его руководством это издательство стало подлинным центром течения нового романа . А сам Роб-Грийе становится признанным главой движения, к которому примкнули Мишель Бютор , Натали Саррот , Маргерит Дюрас , Клод Симон , . Роб-Грийе продолжает активно писать. Выходят его романы «В лабиринте» ( 1959 ), «Ревность» ( 1957 ). В начале 1960-х писатель активно включается в работу в кинематографе, сначала как сценарист, а позже и как плодовитый режиссёр.
В 1963 вместе с Н. Саррот , С. де Бовуар и Ж. П. Сартром впервые побывал в Ленинграде и Москве . Впоследствии не раз бывал в России, совершил с женой путешествие по Транссибирской магистрали , после которого из Находки отплыл в Корею. В 1971 — 1995 гг. преподавал в Нью-Йоркском университете , затем вернулся во Францию и поселился в Кане.
В 1985 году Роб-Грийе снова шокирует читателей и критиков, выпустив в свет «Возвращающееся зеркало» — первую часть автобиографической трилогии. Вторая часть, «Анжелика, или Ворожба», появилась в 1988 , а третья — «Последние дни Коринфа» — в 1994 . Эта трилогия мало похожа на традиционную автобиографию. В этой псевдоавтобиографии автор свободно смешивает пласты реальности и вымысла, подтверждая свою славу литературного экспериментатора.
В 2001 году в издательстве « Минюи » выходит последний роман писателя — «Повторение». Он представляет собой литературную игру, даже автопародию. Автор под видом некоего иного рассказчика часто сам вступает в повествование, корректируя его. В тексте указывается на скрытые литературные аллюзии, в частности, и на прежние произведения самого Роб-Грийе. В романе описывается шпионская история из годов начала холодной войны . Разворачивающийся шпионский роман наполняется все большим и большим количеством странных деталей.
Роб-Грийе работал также в кинематографе. Сценарист нескольких фильмов, в том числе картины Алена Рене « В прошлом году в Мариенбаде » ( 1961 ). Как режиссёр поставил фильмы « Бессмертная » ( 1963 ), « Трансъевропейский экспресс » ( 1966 ), « Человек, который лжёт » ( 1968 ), «Рай и после» ( 1970 ), «Постепенное скольжение в удовольствие» ( 1974 , «Игра с огнём» ( 1975 ), «Шум, сводящий с ума» ( 1995 ), «Вам звонит Градива» ( 2006 ) (по роману немецкого писателя Вильгельма Йенсена « Градива » и книге Зигмунда Фрейда « Бред и сны в «Градиве» Йенсена »).
Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роб-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом .
Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе».
От «вещизма» Роб-Грийе перешёл к «игровым» текстам, использующим мифологемы массовой культуры , архетипы подсознания. В романах Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное начало — писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы, порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К этому периоду относятся роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» ( 1970 ), роман «Топология города-призрака» ( 1975 ). Так, в «Проекте революции в Нью-Йорке» с нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто её мучители. Серийность приобретает ключевое положение в поэтике Роб-Грийе. В этой связи интересно связать стилистику писателя с философской концепцией .