Interested Article - Маритен, Жак

Христианская демократия
Идеи
Персоналии
Документы
Партии
История

Жак Марите́н ( фр. Jacques Maritain ; 18 ноября 1882 года , Париж 28 апреля 1973 года , Тулуза , Франция ) — французский философ , теолог , математик , один из основателей и виднейших представителей неотомизма . Профессор Принстона (1948—1960).

Биография

В 1901 году в Сорбонне он познакомился с эмигранткой-еврейкой из Ростова , поэтессой (1883—1960); в 1904 году они поженились . Её сестра Вера Уманцова большую часть жизни прожила с ними. Получивший протестантское воспитание и изучавший в университете биологию, в 1906 году Жак Маритен вместе с женой принимает католичество.

Преподавал во Франции и США .

Научная деятельность

Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями св. Фомы Аквинского . В своих лекциях и многочисленных книгах Маритен защищает католичество от влияния многочисленных модернизаторов и «подновителей» веры, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках строгой католической традиции. Любые современные проблемы могут и должны быть решены христианскими средствами. Кроме того, работы Маритена посвящены, например, политике и эстетике .

Интегральный гуманизм

Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе. «Выход из ситуации кризиса современной ему эпохи виделся Маритену в утверждении „ теоцентрического гуманизма “, „ персоналистической демократии “, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий». В работе «Сумерки цивилизации» Маритен описывает становление гуманистических идей, и ошибки, приведшие к их вырождению. Гуманизм понимается мыслителем как развитие всех возможностей человека, раскрытие его первоначального величия. Но гуманизму, начиная с античности, свойственен порок замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего существа, согласно Маритену, коренятся проблемы современного человечества. В отсутствие Бога, человек теряет и свою душу, что приводит к появлению таких теорий отчаяния и абсурда как философия Ницше или экзистенциализм . Две крайности представляют марксизм, полностью замкнувшийся в своем рационализме, и христианский гуманизм, изолировавший разум на поисках «Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности, сотворенной по образу Божию». Духовное преобразование и обновление цивилизации Маритен связывал с выдвигаемым им проектом «интегрального гуманизма», преодолевающего отпадение человека от Бога через восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В такой новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными институтами. Источником суверенитета государства будет Бог, главными целями государства станут социальные, и христианские идеалы станут для социальной политики государства каноном. В такой христиански инспирированной демократии религия будет регулировать на высшем уровне отношения между индивидами, и человеческая свобода будет развиваться. Фашизм и коммунизм искореняли такую свободу, а либерализм, поощряющий эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Интегральный же гуманизм рассматривает человека как единство божественного и человеческого начал. Маритен не считает свою концепцию, в отличие от марксистского гуманизма, утопичной. Социалистический гуманизм абсолютизирует коллективное начало, либеральный — индивидуальное, а интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая обновление с сохранением традиционных ценностей.
Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода.
Чтобы охарактеризовать значение интегрального гуманизма Маритена для развития католической церкви в XX веке, достаточно упомянуть, что в 1967 г. в энциклике «О прогрессе народов» (« ») Павел VI писал о стремлении католической церкви к реализации идеала «интегрального гуманизма».

Научные труды

Переводы на русский язык
  • Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли : Реф. сб. Вып. 1 / Отв. ред. Р. А. Гальцева. — М. : ИНИОН , 1990.
  • Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 2 / Отв. ред. Р. А. Гальцева. — М. : ИНИОН , 1992.
  • Маритен Ж. / Пер. с фр. Б. Л. Губмана . — М. : Высшая школа , 1994.
  • Маритен Ж. О человеческом знании/ Предисловие к публикации А. В. Апполонова // Вопросы философии . — 1995. — № 5 . — С. 106—117 .
  • Маритен Ж. Знание и мудрость / Пер. с фр. Л. М. Степачева. — М. : Научный мир, 1999.
    • Маритен Ж. // Знание и мудрость. — М. : Научный мир, 1999.
    • Маритен Ж. // Знание и мудрость. — М. : Научный мир, 1999.
  • Маритен Ж. / Пер. с англ. Т. Лифинцевой. — М. : Идея-Пресс, 2000. — ISBN 5-7333-0033-7 .
  • Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики / Отв. ред. и сост. Р. А. Гальцева; пер. с фр. В. П. Гайдамака. — РОССПЭН , 2004. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0508-0 .
  • Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. — М. : РОССПЭН , 2004. — 400 с. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0413-0 .
  • Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики / Пер. с фр. В. П. Гайдамака. — М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы , 2006. — (Bibliotheca Ignatiana). — ISBN 5-94242-015-7 .

Литература

На русском языке
На других языках

См. также

Примечания

  1. Jacques Maritain // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Jacques Maritain // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. — С. 22.
  4. . Дата обращения: 13 июля 2022. 19 октября 2016 года.
  5. . Дата обращения: 4 января 2014. 30 сентября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Маритен, Жак