Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Кассу ( фр. Jean Cassou ; 9 июля 1897 , Бильбао — 15 января 1986 , Париж ) — французский прозаик, поэт, историк, искусствовед, переводчик. Участник французского Сопротивления . С 1945 по 1965 год — главный хранитель парижского Музея современного искусства .
Жан Кассу родился в 1897 году в испанской Стране Басков , в местечке Деусто близ Бильбао. Его отец, инженер по профессии, был беарнцем с мексиканскими корнями, мать происходила из Андалусии . С раннего возраста Жан говорил с матерью по-испански и впоследствии на протяжении всей своей жизни сохранял интерес к испанскому языку и культуре Испании .
Когда Жану было четыре месяца, семья переехала во Францию, и его детство прошло в Сен-Кантене . В 1910 году Жан с родителями переселился в Париж; в 1913 году не стало его отца. Рано осиротев, шестнадцатилетний Жан был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь себе и матери . Тем не менее в 1917 году он получил степень бакалавра и поступил в Сорбонну , выбрав в качестве специализации испанский язык. Интересуясь литературой и искусством, Кассу публикует в различных изданиях собственные статьи на соответствующие темы и совместно с группой друзей основывает собственный журнал Le Scarabée . В 1919 (по другим источникам в 1921 ) году он стал секретарём Пьера Луиса , который оказал большое влияние на его художественные взгляды. С 1921 года он также начал вести рубрику Lettres espagnoles («Испанские письма») в Mercure de France , а в 1923 году получил должность редактора в Министерстве народного просвещения .
В 1925 году вышел первый роман Жана Кассу, «Похвала безумию» ( Eloge de la folie ), за которым последовали «Венские гармонии» ( Harmonies viennoises , 1926) и «Ничейная земля» ( Le Pays qui n’est à personne , 1927). В 1920-х — 1930-х годах создаются также такие его работы, как историческое эссе «Жизнь Филиппа II» ( La Vie de Philippe II , 1929), литературоведческие исследования «Панорама современной испанской литературы» ( Panorama de la littérature espagnole contemporaine , 1929), «Величие и позор Толстого» ( Grandeur et infamie de Tolstoï , 1932), «Во имя поэзии» ( Pour la Poésie , 1935), «Сервантес» ( Cervantes , 1936), искусствоведческие монографии «Эль Греко» ( Le Gréco , 1931), «Пикассо» ( Picasso , 1937), «Матисс» ( Matisse , 1939) . Кроме того, Кассу переводит испанских авторов, в том числе Сервантеса , Унамуно , Мачадо , Гомеса де ла Серну , и сотрудничает с такими журналами, как La Nouvelle Revue française , La Revue de Paris , Revue Européenne и др. В 1932 году его назначают инспектором исторических памятников .
С 1933 года Кассу, обеспокоенный приходом Гитлера к власти , занял активную общественную позицию, стремясь противостоять нацистской идеологии. В 1934 году он стал членом ; в 1936 году возглавил антифашистскую газету Europe . В том же году Кассу вошёл в состав кабинета министра народного просвещения Жана Зе ; занимаясь вопросами искусства, он в то же время горячо поддерживал испанский Народный фронт и выступал за вмешательство Франции в Гражданскую войну в Испании . 1936 год стал также годом публикации одного из самых известных романов Кассу, «Кровавые дни Парижа» ( Les Massacres de Paris ), посвящённого Парижской коммуне . Был близок к Французской коммунистической партии , но порвал с ней из-за пакта Молотова-Риббентропа .
Параллельно с общественной и антифашистской деятельностью Кассу продолжает поддерживать тесные связи с миром искусства, и в 1938 году следует его назначение хранителем парижского Люксембургского музея (будущего Музея современного искусства ) . В 1939 году Кассу руководит эвакуацией произведений искусства, которые вывозят из столицы в провинцию . В 1940 году его назначают главным хранителем, однако почти сразу же, при режиме Виши , смещают с должности из-за его политических убеждений. Совместно с единомышленниками — Клодом Авелином , , и другими — Кассу создал подпольную группу, печатавшую и распространявшую антифашистские листовки. Позднее, объединившись с группой Анатолия Левицкого и Бориса Вильде , Кассу и его товарищи взяли на себя издание подпольной газеты Resistance («Сопротивление»). Главным редактором был Кассу; в общей сложности вышло пять выпусков: первый 15 декабря 1940 года, последний — в марте 1941-го .
После арестов нескольких членов организации Кассу был вынужден скрываться в Тулузе , где продолжил антифашистскую деятельность, войдя в состав группы . В 1941 году Кассу был арестован и помещён в военную тюрьму. Лишённый возможности писать и читать, не имея ни бумаги, ни ручки, он сочинил в уме цикл сонетов , получивший затем название «33 сонета, созданные в тюрьме» ( Trente-trois sonnets composés au secret ). В 1944 году цикл был тайно опубликован издательством « Минюи »; автор скрылся под псевдонимом Жан Нуар; предисловие к сборнику — также под псевдонимом — написал Луи Арагон . Впоследствии Кассу вспоминал: «Я познал поэтический опыт в совершеннейшей его форме, когда не существует никаких внешних отвлечений: только лишь диалог между поэтом и поэзией» .
После освобождения в июне 1943 года Кассу возобновил прежние связи с Сопротивлением. В 1944 году Временное правительство Французской республики назначило его комиссаром республики в Тулузе, однако в ночь освобождения Тулузы, с 19 на 20 июня, возвращаясь с собрания Комитета Освобождения, Кассу был задержан немецким патрулём, избит и оставлен умирать. Его госпитализировали с переломом черепа; 16 сентября генерал де Голль лично посетил его в больнице, чтобы вручить ему Орден Освобождения .
После окончания войны Кассу вернулся к тому, что считал делом своей жизни, — формированию национального Музея современного искусства , который размещался вначале в парижском Люксембургском дворце , а с 1947 года — в Токийском дворце . В то же время он вновь стал главным редактором журнала Europe ; в 1946—1947 годах был президентом Национального комитета писателей ( Comité national des écrivains, CNE ), в 1947—1949 годах — Национального союза интеллектуалов ( Union nationale des intellectuels, UNI ) . В то же время Кассу, долгое время симпатизировавший коммунистическим идеям, резко порывает с коммунизмом и заявляет о своём неприятии советского тоталитаризма. Живо интересуясь общественной и политической жизнью (Кассу становится страстным сторонником Тито ; выступает против войны в Алжире ; сочувственно относится к майским событиям 1968 года ), Кассу тем не менее постепенно отходит от активного участия в политике .
В 1950-х годах Кассу публикует ряд романов: «Великолепная осень» ( Le bel automne , 1950), «Книга Лазаря» ( Le livre de Lazare , 1955), «Время любить» ( Le temps d’aimer , 1959); в 1953 году выходит посвящённое Сопротивлению эссе «Короткая память» ( La mémoire courte ), в 1954-м — литературоведческое исследование «Трое поэтов: Рильке, Милош, Мачадо» ( Trois poètes, Rilke, Milosz, Machado ) . Оставив в 1965 году свой пост в музее, который он занимал двадцать лет, Кассу несколько лет преподавал социологию искусства в Практической школе высших исследований , вплоть до выхода на пенсию в 1970 году . В 1964 году Кассу был избран членом бельгийской Королевской академии французского языка и литературы . В 1967 году он был удостоен Премии князя Монако; в 1971 году — Большой национальной литературной премии за совокупность творчества (к тому времени им было опубликовано в общей сложности около сорока книг, включая романы, сборники новелл и стихотворений, исторические, литературоведческие и искусствоведческие труды); в 1983 году — Большой премии общества литераторов ( Grand Prix de la Société des gens de lettres ) . В 1981 году вышла книга воспоминаний Жана Кассу «Жизнь за свободу» ( Une vie pour la liberté ), в которой он, как истинный свидетель эпохи, повествует о политической, интеллектуальной и художественной жизни своего времени .
Жан Кассу умер в Париже 15 января 1986 года, в возрасте восьмидесяти восьми лет, и был похоронен на парижском кладбище Тье .