Сен-Сезер-сюр-Сьянь
- 1 year ago
- 0
- 0
Эме́-Ферна́н-Дави́д Сезе́р ( фр. Aimé Fernand David Césaire ; 26 июня 1913 , Бас-Пуэнт , Мартиника — 17 апреля 2008 , Фор-де-Франс ) — французский мартиникский писатель, поэт и общественный деятель. Антиколониалист , сторонник независимости Мартиники , один из создателей концепции негритюда .
Родился в многодетной негритянской семье чиновника и портнихи. Читать его научила бабушка, одна из немногих грамотных женщин Мартиники. В 1919–1924 годах учился в школе в Бас-Пуэнте, затем в Фор-де-Франсе. В 1931 Сезер переехал в Париж , где, поступив в престижный лицей Людовика Великого , познакомился с Леопольдом Сенгором , впоследствии крупным сенегальским писателем и первым президентом страны; их дружба продолжалась до смерти Сенгора в 2001 году.
Вместе с учившимися во французской столице студентами из африканских стран Сезер начал выпускать журнал « » ( L'Étudiant noir , 1934). На страницах этого издания он впервые изложил концепцию негритюда — единства чёрной расы, порабощённой и разбросанной по свету в результате колониальной экспансии европейцев. Несмотря на демонстративный вызов официальной колониальной идеологии , негритюд первоначально носил культурный характер и служил для отстаивания ценностей африканских народов, подавлявшихся колонизаторами. Сам Сезер заявлял: «Я принадлежу к расе тех, кого угнетают» ( Je suis de la race de ceux qu’on opprime ). В 1935 году он поступил в Эколь нормаль и, отдыхая в Далмации , начал работать над «Дневником возвращения в родную страну» ( Cahier d’un retour au pays natal ) — произведением, с которого началась его слава (завершено в 1938). В этой написанной свободным стихом поэме Сезер яростно отстаивал достоинство своей расы. Завершив образование, он вместе с женой Сюзанной Русси вернулся на Мартинику и стал работать преподавателем в Фор-де-Франсе, в лицее, который некогда сам окончил.
Во время Второй мировой войны Сезер издавал журнал «Тропики» ( Tropiques ), содержавший критику вишистского режима ; журнал просуществовал два года (1941–1943) и был закрыт по требованию цензуры. В этот же период на Мартинику переехал отец сюрреализма Андре Бретон ; знакомство с ним оказало огромное влияние на творчество Сезера и привело его в стан сюрреалистов. Новая манера письма выразилась уже в следующем сборнике стихов «Волшебное оружие» ( Les Armes miraculeuses , 1946). Сюрреализм привлекал Сезера как революционное искусство, ниспровергающее господство традиции и дающее абсолютную свободу самовыражения.
В 1945 году, баллотируясь от партии коммунистов , Сезер был впервые избран мэром Фор-де-Франса . На этом посту он оставался более 55 лет — до 2001 года. Первым его успехом было признание за Мартиникой прав департамента Франции (1946). В 1947 году Сезер становится одним из основателей журнала Présence africaine , выражающего идеологию панафриканизма ; через год выходит составленная им «Антология негритянской и малагасийской поэзии» с предисловием Жан-Поля Сартра , благословившего движение негритюда. В знаменитой «Речи о колониализме» (1950) Сезер прямо ставил знак равенства между колониализмом и нацизмом .
Выйдя из коммунистической партии из-за разногласий вокруг десталинизации (1956), он создал Прогрессивную партию Мартиники и успешно баллотировался в Национальную ассамблею. За годы, проведённые на посту мэра, Сезер много сделал для экономического и культурного развития города и всего острова, периодически высказываясь о необходимости превращения Мартиники в независимое государство.
Послевоенное творчество Сезера тесно связано с темами расовой и культурной идентичности, борьбы за права африканских народов (пьесы «Трагедия короля Кристофа» (1963) и «Сезон в Конго» (1966), посвящённая Патрису Лумумбе , сборник стихов «Металлические оковы» (1960). Сезер скончался от острой сердечной недостаточности в больнице Фор-де-Франса и был удостоен государственных похорон, на которых присутствовал президент Франции Николя Саркози .