Interested Article - Мо Янь
- 2020-01-23
- 2
Мо Янь ( кит. упр. 莫言 , пиньинь Mò Yán , палл. Мо Янь ; род. 17 февраля 1955 года , Шаньдун , КНР ) — современный китайский писатель , почётный доктор филологии Открытого университета Гонконга . Лауреат Нобелевской премии по литературе 2012 года за «его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью» . За пределами Китая наиболее известен как автор повести, по которой был снят фильм « Красный гаолян » .
Китайская критика относит его творчество к «литературе поиска корней» ( ) и « магическому реализму » . Ин Лихуа называет его «несомненно, одним из самых креативных и наиболее плодовитых сегодняшних китайских писателей», секрет успеха которого — в претворении грубого и земного в нечто утончённое для достижения лирической радости, которой проникнуты его труды . Говард Голдблатт утверждает, что его имя знает каждый грамотный китаец, и сравнивает малую родину Мо Яня с фолкнеровской Йокнапатофой , указывая, что писатель предпринял амбициозный проект летописания китайской истории XX века в своих бестселлерах .
Биография
Мо Янь — это псевдоним, в переводе с китайского означает «молчи». Настоящее имя — Гуа́нь Мое́ ( кит. упр. 管谟业 , пиньинь Guǎn Móyè ) .
Родился, по данным Н. К. Хузиятовой и Ин Лихуа, в 1955 году в области Далань уезда Гаоми современного городского округа Вэйфан провинции Шаньдун (в тамошней деревне происходят события ряда его произведений), в 11 лет был вынужден оставить школу из-за « культурной революции ». В 1976 году , после нескольких отказов, смог вступить в армию , где стал кадровым политработником. В армии он продолжил образование, в 1984 году стал слушателем Академии искусств НОАК, позже — аспирантом Литературного института имени Лу Синя Пекинского педагогического университета .
Принят в Союз китайских писателей в 1986 году. Вышел в отставку из рядов вооружённых сил в 1997 году и стал редактором газеты.
В настоящее время Мо Янь занимает пост заместителя председателя Союза китайских писателей .
Творчество
Мо Яня вместе с рядом современников, активно вошедших в литературу во второй половине 1980-х годов , принято относить к четвёртому из пяти поколений современной китайской литературы .
Мо Янь начал литературную карьеру в 1981 году и первые произведения создал в традиционной реалистической манере, с повествованием от третьего лица, к ним относится «Народная музыка» («Миньцзянь иньюэ»). Уже с середины 1980-х годов он заметно усложняет манеру повествования.
Первым произведением Мо Яня, привлёкшим внимание читателей, стала повесть «Редька, красная снаружи, прозрачная внутри», рассказ в которой, смешиваясь с голосом рассказчика, ведётся от лица деревенского мальчика-сироты, обладающего чуткостью восприятия природы.
Повесть «Красный гаолян», опубликованная в 1986 году , была удостоена национальной премии КНР «За лучшую повесть года» и получила мировую известность, также как и её экранизация , которую через год осуществил Чжан Имоу . В небольшом произведении излагается история одной семьи в 1930-е годы на фоне антияпонской войны, повествователем выступает внук участников событий, в эпизодах нарушается линейная последовательность.
В 1987 году был опубликован объединённый одним героем цикл повестей «Красный гаолян: семейная сага», который автор называет романом. Цикл, по оценке Н. К. Хузиятовой, «представляет собой смешение мифов и легенд с историями гротесковой жестокости» .
По словам Ин Лихуа, эпические саги Мо Яня — это смешение непристойного языка, побед сексуального насилия, неумолимой мести и дикарского поведения. Его язык стремится, как поток, соединяясь с фантастическими взлётами воображения .
В романе «Пытка сандалового дерева» («Таньсян син») Мо Янь использует рифмованную прозу, приближая текст к устному исполнению. Это любовная история, действие которой происходит во время восстания 1900 года и включает описания ужасных пыток .
Сюрреалистический роман «Страна вина» («Цзю го», 1992 ) осмеивает китайскую одержимость пищей и «каннибалистическую» культуру, ранее осуждённую Лу Синем . Х. Голдблатт отмечает влияние Рабле .
В своих произведениях, называемых «взрывом жизненных энергий», Мо Янь превозносит изначальные силы, которые, по его мнению, подавлялись две тысячи лет конфуцианской цивилизацией, и рассматривает либидо как существенный стимул. Он считает, что древнему китайскому народу для обновления необходимы «большие груди и широкие бёдра». Роман с таким названием — летопись жизни сексуально мощной, плодовитой и мудрой женщины начиная с конца Цин до эпохи после смерти Мао .
Писатель исследует человеческую жестокость, бюрократическое разложение и индивидуальный героизм .
Одна из последних книг Мо Яня «Устал рождаться и умирать» («Шэнсы пилао», 2006 ) исследует отношения крестьянина с землёй и, в отличие от прежних работ, содержит меньше насилия и более созерцательна. История, которую многие считают лучшим произведением Мо Яня, рассказана от лица помещика, казнённого во время земельной реформы 1950 года и наблюдающего за событиями последующих 50 лет, перерождаясь в различных домашних животных .
Это произведение было удостоено . А в 2011 году писатель получил Литературную премию Мао Дуня за книгу «Лягушка». В 2012 году удостоен Нобелевской премии по литературе .
Особое влияние на творчество Мо Яня, по собственному признанию писателя, оказали Ф. Рабле , П. Уайт , Г. Гарсиа Маркес и У. Фолкнер .
Произведения Мо Яня переведены на более чем десять языков, включая английский , французский , немецкий и норвежский . Первым полноценным переводом на русский язык стал рассказ «Тетушкин чудо-нож» («姑妈的宝刀», «Гума дэ баодао»). Ещё до вручения нобелевской премии в периодике публиковались отрывки романов «Красный гаолян» и «Страна вина». В настоящее время в переводах Игоря Егорова на русский язык вышли романы «Страна вина», «Большая грудь, широкий зад» и «Устал рождаться и умирать», а в переводе Н. Власовой — роман «Перемены».
Произведения
- «Красный гаолян», роман, первая публикация на китайском — 1987 год, на английском — 1993 год .
- «Чесночные баллады», первая публикация на английском — 1995 год , на русском не изданы.
- «Взрывы и другие истории», сборник рассказов, на русском не издан.
- «Страна вина» ( ), роман, первая публикация на китайском — 1992 год, на английском — 2000 год , на русском — 2012 ( ISBN 978-5-367-02229-2 ).
- «Шифу, ты пойдешь на все, чтобы посмеяться», сборник рассказов, первая публикация на английском — 2002 год , на русском не издан.
- «Большая грудь, широкий зад», первая публикация на китайском — 1996 год , на английском — 2005 год , на русском — в марте 2013 года .
- «Белая собака на качелях», русский перевод издан в 2012 году
- «Человек и животное»
- «Повыше́ние»
- «Стальной ребёнок»
- «Кюре»
- «История любви»
- «Сад Шэнь»
- «Брошенный ребёнок»
- Сборник «Тоумин дэ хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»)
- «Шисань бу», роман («Тринадцать шагов»), первая публикация на китайском — 2012 год.
- Мо Янь вэньцзи, 12 цз. (Собрание сочинений Мо Яня в 12 томах). Пекин, 2004.
Переводы на русский язык
- Тетушкин чудо-нож / Пер. Д. Маяцкого // Современная китайская проза. Багровое облако : антология составлена Союзом китайских писателей. — М. ; СПб., 2007. — С. 335—351.
- Белая собака на качелях / Мо Янь [пер. с кит. М. Завьяловой] — Институт Конфуция № 6 (15) 2012
- Страна вина : [роман] / Мо Янь; [пер. с китайского, примечания И. А. Егорова]. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. — 446 с. — (Нобелевская премия 2012). ISBN 978-5-367-02229-2
- Большая грудь, широкий зад: [роман] / Мо Янь; [пер. с кит., примеч. И. А. Егоров]. — Санкт-Петербург : Амфора. ТИД Амфора, 2013. — 830, [1] с. — (Нобелевская премия 2012). ISBN 978-5-367-02653-5
- Устал рождаться и умирать: [роман] / Мо Янь; [пер. с кит., примеч. И. Егорова]. — СПб.: Амфора, 2014. — 703 с. — (Нобелевская премия 2012). ISBN 978-5-367-03281-9
- Перемены / Мо Янь; [пер. с кит. Н. Власовой]. — М.: Эксмо, 2014. — 144 с. — (Интеллектуальный бестселлер). ISBN 978-5-699-70036-3
- Лягушки / пер. с китайского И. Егорова. — М.: Эксмо, 2020. ISBN 978-5-04-106548-5
- Красный гаолян / Мо Янь: [пер. с кит. Н.Власова] - ISBN: 978-5-7516-1474-4
- Сорок одна хлопушка / Мо Янь: [пер. с кит., примеч. И. А. Егоров]. - Inspiria, ISBN: 978-5-04-117698-3
Экранизации
- « Красный гаолян », Китай, 1987 г.
- « Счастье на час », Китай, 2000 г.
Примечания
- Mo Yan // (фр.) — 2007.
- . Дата обращения: 15 октября 2012. 14 октября 2012 года.
- от 10 сентября 2013 на Wayback Machine (кит.)
- « от 11 октября 2012 на Wayback Machine ». Nobelprize.org. 11 Oct 2012. (англ.)
- от 9 октября 2012 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Хузиятова Н. К. Мо Янь // Духовная культура Китая (энциклопедия) . В 6 т. Т. 3. Литература. Язык и письменность. М.: Вост. лит. 2008. С. 360.
- Li-Hua Ying . Historical Dictionary of Modern Chinese Literature. The Scarecrow Press, 2010. P. 140, 141
- ↑ Howard Goldblatt . Mo Yan. // Encyclopedia of Modern China. In 4 vol. Vol. 2. P. 617—618.
- от 27 июня 2013 на Wayback Machine (англ.)
- Духовная культура Китая (энциклопедия) . В 6 т. Т. 3. Литература. Язык и письменность. М.: Вост. лит. 2008. С. 172
- Erin Carlson. . The Hollywood Reporter (11 октября 2012). Дата обращения: 11 октября 2012. 22 ноября 2012 года.
- ↑ Li-Hua Ying . Historical Dictionary of Modern Chinese Literature. The Scarecrow Press, 2010. P. 141
- Li-Hua Ying . Historical Dictionary of Modern Chinese Literature. The Scarecrow Press, 2010. P. 141, 142
- Megan M. Ferry . Mo Yan. // Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. Routledge, 2005. P. 558.
- варианты английских переводов: Fatigue of Life and Death или
- Li-Hua Ying . Historical Dictionary of Modern Chinese Literature. The Scarecrow Press, 2010. P. 142
- (рус.)
Литература
- Хузиятова Н. К. Мо Янь // Духовная культура Китая (энциклопедия) . В 6 т. Т. 3. Литература. Язык и письменность. М.: Вост. лит. 2008. С. 360.
- Li-Hua Ying . Historical Dictionary of Modern Chinese Literature. The Scarecrow Press, 2010. P. 140—142.
- Megan M. Ferry . Mo Yan. // Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture. Routledge, 2005. P. 558.
- Howard Goldblatt . Mo Yan. // Encyclopedia of Modern China. In 4 vol. Gale, 2009. Vol. 2. P. 617—618.
- Мо Янь яньцзю цзыляо (Материалы для исследования творчества Мо Яня). / Под ред. Ян Яна. Тяньцзинь, 2005.
- A Subversive Voice in China: The Fictional World of Mo Yan. Shelley W. Chan. (Cambria Press, 2011).
- Yang Xiao-bin . The Chinese Postmodern: Trauma and Irony in Chinese Avant-Garde Fiction. Ann Arbor, 2002.
- Chinese Writers on Writing featuring Mo Yan. Ed. Arthur Sze. (Trinity University Press, 2010).
- Безносов Денис . ] // Новый мир . — 2015. — № 2 .
- Родина М. В. Образ матери в творчестве Мо Яня (на примере романа «Большая грудь, широкие бёдра)» // Филологическая регионалистика. — Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина. — 2013. № 1. — C. 72-74
Ссылки
- 2020-01-23
- 2