Interested Article - Paléographie musicale

Об одноимённой научной дисциплине см. статью Музыкальная палеография

Paléographie musicale. 1889

Музыкальная палеография ( фр. Paléographie musicale , сокращённо PM , также PalMus ; подзаголовок: Les principaux ms. de chant grégorien, ambrosien, mozarabe, gallican, publiés en facsimiles phototypiques par les Bénédictins de Solesmes ) — фундаментальная серия факсимильных изданий нотированных рукописей церковной монодии католиков ( лат. cantus planus , фр. chant), преимущественно эпохи Средних веков.

Краткая характеристика

Издатель серии «Музыкальная палеография» — бенедиктинское Солемское аббатство во Франции (за исключением тт. I,18–20, которые были выпущены издательством Peter Lang в Берне ). Главными редакторами «Музыкальной палеографии» были монахи-бенедиктинцы: с 1888 по 1930 гг. Андре Моккеро́ (Mocquereau; 1849–1930), с 1930 по 1972 гг. — Жозеф Гайя́р (Gajard; 1885–1972); в серийных выпусках последующих лет главный редактор не обозначен. Основной массив издания составили 23 тома так называемой Первой серии; в рамках Второй серии вышло два тома. Помимо факсимильно воспроизведённых старинных рукописей в «Музыкальную палеографию» также вошли (выборочные) транскрипции cantus planus в классическую пятилинейную нотацию, а также (часто весьма обширные) статьи по литургике и нотации cantus planus, научные комментарии. Среди авторов статей — Моккеро, М.Югло , Ж.Фроже (Froger), Т.Ф.Келли (Kelly), К.Ливлянич (Livljanić) и др.

Рукописи для публикации палеографы заимствовали из различных (не только французских) кодексов монастырских и государственных библиотек Европы, среди которых швейцарские Библиотека монастыря св. Галла и библиотека Айнзидельнского аббатства , британские библиотеки и Британского музея , французские Национальная библиотека , университета Монпелье («Медицинской школы»), шартрская и ланская , итальянские ( Рим ), капитулярные и , Ватиканская (апостольская) библиотека и другие.

Обзор содержания

Первая серия

  • I (1889): Codex 339 St. Gallen
  • II/III (1891, 1892): Градуал «Justus ut palma» (ок. 200 рукописей IX-XVII вв.)
  • IV (1894): Codex 121 Einsiedeln. Antiphonale missarum Sancti Gregorii (X-XI вв.)
  • V-VI (1896,1900): Brit. Museum, Add. 34209. Antiphonarium Ambrosianum (XII в.)
  • VII (1901): Antiphonarium tonale missarum (Codex H. 159 Montpellier, XI в.; исследование )
  • VIII (1905): Antiphonarium tonale missarum (Codex H. 159 Montpellier, XI в.; факсимиле )
  • IX (1905): Codex 601 Lucca. Antiphonaire monastique (XII в.)
  • X (1909): Codex 239 Laon. Antiphonale missarum Sancti Gregorii (начало X в.)
  • XI (1912): Codex 47 Chartres. Antiphonale missarum Sancti Gregorii (X в.)
  • XII (1922): Codex F. 160 Worcester. Antiphonaire monastique (XIII в.)
  • XIII (1925): . Градуал из Сент-Ирье (Аквитания, XI в.)
  • XIV (1931), Codex lat. 10673 Bibl. Vaticana. Graduel bénéventain (XI в.)
  • XV (1937-51): Codex VI.34 Benevent. Graduel de Bénévent avec prosaire et tropaire (XI-XII вв.)
  • XVI (1955): Le manuscrit du Mont-Renaud (X в.)
  • XVII (1958): Fragments des manuscrits de Chartres
  • XVIII (1969): Codex 123 de la Bibliothèque Angelica de Rome. Graduel et tropaire de Bologne (XI в.)
  • XIX (1974): , ms. 807. Graduel de Klosterneuburg (XII в.)
  • XX (1983): , Cod. 33. Missale Antiquum (X-XI вв.)
  • XXI (1992-93): Les Témoins manuscrits du chant bénéventain, par Thomas Forrest Kelly
  • XXII (2001): Codex 21 de la bibliothèque capitulaire de Bénévent. Antiphonale monasticum (XII-XIII вв.)
  • XXIII (2014): Montecassino, Archivio dell’Abbazia, ms. 542. Ed. Katarina Livljanić. Антифонарий XII в.

Вторая серия

  • I (1900): Antiphonaire du B.Hartker (Codex 390/391 St. Gallen, 980-1011)
  • II (1924): Codex 359 St. Gallen. Cantatorium (X в.)
  • III (1960): Hourlier J. La notation musicale des chants liturgiques latins, présentée par les moines de Solesmes. 72 p.

Ссылки

Same as Paléographie musicale