Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Джон Уо́ркап Ко́рнфорт ( англ. John Warcup 'Kappa' Cornforth ; 7 сентября 1917 , Сидней — 8 декабря 2013 ) — австралийский химик - органик , лауреат Нобелевской премии по химии «за исследование стереохимии реакций ферментативного катализа» ( 1975 ).
Джон Уоркап Корнфорт родился в Сиднее 7 сентября 1917 года. Его отец, Джон Уильям Уоркап Корнфорт родился в Бристоле , преподавал в Оксфорде. В путешествии по Австралии он познакомился и женился на медсестре Хильде Эйпарт. Когда Каппе было около семи лет, семья Корнфорт переехала в небольшой город Армидейл на севере Нового Южного Уэльса . Здесь Корнфорт получил начальное образование и первый год среднего. Спустя пять лет семья опять вернулась в Сидней . Джон поступил в и получил хорошее образование. В 10-летнем возрасте у него появились первые признаки потери слуха от отосклероза и через 10 лет Корнфорт полностью потерял слух.
В 16 лет поступил в Сиднейский Университет . К этому времени Каппа стал почти полностью глухим. Университет окончил в 1937 году, был награжден Университетской медалью и продолжил обучение в магистратуре . Каппа в университете заслужил репутацию отличного стеклодува , и его часто просили сокурсники восстановить свою разбитую посуду. Именно в университетский период своей жизни Джон получил прозвище « Каппа », которое возникло потому, что он помечал этой греческой буквой свою посуду, чтобы сокурсники не могли сдать его посуду за свою. В химическом сообществе никто не говорит о Джоне Корнфорте, он всегда был Каппа Корнфорт.В Австралии в конце 1930-х годов нельзя было выйти за рамки степени магистра , поэтому для получения докторской степени был необходим выезд за границу. Джон за выдающиеся успехи в 1951 получил стипендию для докторантуры в Оксфорде . Такую стипендию присуждали в год только двум учёным. Вторую стипендию выиграла специалистка в области органической химии . По пути в Оксфорд разгорелась Вторая мировая война , к этому моменту они достигли Кейптаун . Возникли сомнения продолжать ли путешествие в военную Британию или вернуться в не участвующую в конфликте Австралию . Было решено продолжить маршрут.
По прибытии в Оксфорд они начали работу в , где занимались направленным синтезом стероидов . Рита и Каппа проделали колоссальную работу, вследствие чего получили степень D. Phil . уже через два года. В 1941 году, до официального вручения докторских степеней, поженились.
Вслед за изучением стероидов , они стали заниматься военными исследованиями, в том числе и противомалярийными препаратами. Эта же группа впоследствии начала работать со структурой недавно выделенного антибиотика пенициллина . Было понятно, что с помощью него можно спасать жизни на войне, поэтому была проведена большая работа для улучшения пробоподготовки и установления структуры. Каппа был одним из авторов монографии химии пенициллина (1949).
После войны Каппа и Рита в 1946 году переехали из Оксфорда в Хэмпстед при поддержке Роберта Робинсона . Здесь они стали сотрудниками и продолжили синтетическую работу со стероидами .
В 1950 году семья купила дом на Шекспировском шоссе, 22 в , который находился в нескольких минутах езды на автобусе от Института. Они проработали там 16 лет. Здесь Каппа плодотворно работал с учеными биологами , особенно с над биосинтезом холестерина . Каппа был избран членом Королевского общество в 1953 году в возрасте 35 лет.
В 1960 году профессора австралийского Национального Университета в Канберре предложили Каппе работать у них, но он решил остаться в Великобритании , потому что Shell Research Ltd начало финансирование лаборатории химической энзимологии в . Лорд Виктор Ротшильд сделал большой вклад в создание этой лаборатории; он был поддержан Робертом Робинсоном , который имел связи с Shell. Каппа и перебрались в Милстед в 1962 году, чтобы стать содиректорами лаборатории. Здесь они занимались исследованием стереохимии ферментативных реакций . Рита также участвовала в работе: выполняла синтезы изотопно-меченых соединений . Эти исследования и привели Каппу к присуждению ему Нобелевской премии в 1975 году. Корнфорты покинули Милстед в том же году и начали работать в , здесь Каппа узнал о присуждении ему Нобелевской премии .
В 1975 году Рита приняла решение о выходе на пенсию, был куплен дом в Льюисе на склоне холма с прекрасным видом на Сассекс и пивоварней внизу. Каппа практически каждый день ездил в Университет: синтезировал вещества необходимые другим сотрудникам для работы и читал лекции студентам вплоть до 80 лет. Он поставил свою подпись под « Предупреждением человечеству » (1992).
Работу в Сассексе он прекратил в 2005 году, Рита была уже не в состоянии ему помогать. Джон Уоркап Корнфорт умер от обширного инсульта утром 8 декабря 2013 года.
Основные труды посвящены изучению механизма биосинтеза стероидов (например, холестерина ) и терпеноидов методом «меченых предшественников».
Корнфорт начал научные исследования в Университете Сиднея . Опубликовал здесь три исследования по химии гетероциклических соединений , одно из них вместе с Во время учёбы в магистратуре опубликовал еще пять исследований по химии живых систем, два из которых были опубликованы Каппой как единственным автором.
В 1942 году, получив докторскую степень в Оксфорде , Каппа совместно с Робертом Робинсоном начали исследования структуры пенициллина . Корнфорт внес ряд важных вкладов , включая идентификацию и синтез пеницилламина , ключевого продукта распада пенициллина. Эта работа сподвигла Корнфорта на дальнейшую работу в отношении оксазолонов , включая тип химической перегруппировки, который теперь носит его имя. Итоги исследований были опубликованы в отчёте «Химия пенициллина» , вышедшем в 1949 году.
После проведения ряда работ по химии гетероциклических соединений , было обнаружено, что неионогенное поверхностно-активное вещество Тритон А-20 подавляет туберкулёз у мышей. Это открытие привело к целой серии публикаций с 1951 по 1973 год по изучению аналогичных структур как противотуберкулёзных препаратов.
Каппа вскоре стал снова интересоваться химией стероидов . Ранее было доказано, что синтез холестерола начинается с ацетил - КоА . Далее Корнфорт совместно с провели синтез , в котором ацетил-КоА восстанавливается до мевалоновой кислоты и через несколько последующих стадий уже происходит образование сквалена . Далее после процессов циклизации образуется ланостерин из которого образуется холестерол , путём отщепления трёх метильных групп. Структура всех соединений была подтверждена методом «меченых предшественников» , реагенты с мечеными атомами были приготовлены Ритой. Далее и Корнфорт начали исследования стереохимии реакции. Было выяснено, что все фермент - субстратные взаимодействия являются стереоспецифическими .
Во время учёбы в Оксфорде Рита сломала дефицитную колбу Кляйзена . Ее друзья знали о репутации Каппы как стеклодува и посоветовали ей обратиться к нему. К тому времени он смог получить паяльную лампу и с удовольствием сделал ремонт. После этого у них начались отношения. В 1941 году, до официального вручения докторских степеней , поженились.
Первый ребенок Риты и Каппы, Бренда, родилась в 1943 году во время пенициллинового периода, семья расширился еще с рождением Джона (1946) и Филиппы (1948). Когда Бренда была маленькой, семья получила сильную поддержку от Дороти Ходжкин , они остались близкими друзьями на всю жизнь.
Рита, безусловно, оказывала огромную поддержку Каппе. Она организовала всё для него и для семьи: ухаживала за домом, отвечала за техническое обслуживание дома и ремонт, ходила за покупками, занималась приготовлением пищи, следила за тремя детьми и занималась научной деятельностью. Рита водила автомобиль в заграничных командировках, занималась покупкой авиабилетов и бронированием отелей. Если бы не эта замечательная женщина, то Каппа не смог бы добиться таких больших успехов, часть Нобелевской премии по праву принадлежит ей.
Семейная жизнь Корнфортов была неизбежно связана с глухотой Каппы. Во всем этом Рита оказывала ему большую и терпеливую поддержку, передавала ему содержания разговоров, особенно при разговоре группы людей. Она поддерживала постоянный зрительный контакт с Каппой, который давал ему уверенность в том, что он не изолирован и не одинок.
У него были теплые отношения с детьми, когда они были маленькими. Они наслаждались рассказами, которые он сам себе рассказывал, учил их играть в Scrabble и в теннис . Также часто показывал детям созвездия на звёздном небе. Из более активных занятий было плавание на берегу моря и в горных бассейнах. Каппа был отличным отцом и товарищем для своих детей, давал нужный совет и поддерживал в трудных ситуациях. У него был прекрасный голос и пел песни детям и внукам, хотя не слышал этих песен с детства.
Когда Рита стала слаба, Каппа заботился о ней с большим трепетом и нежностью. Он научился готовить, используя рецепты, написанные Ритой. Она скажет: «Химики делают хороших поваров»; он стал готовить не только из-за необходимости, ему понравилось этим заниматься. Даже в таком состоянии Рита продолжала помогать Каппе, чтобы передать разговор, когда их навещали друзья. Смерть Риты в ноябре 2012 года была огромным ударом для Каппы, и чувство одиночества, которое он чувствовал на протяжении всей своей жизни из-за глухоты, еще больше усилилось. Но к счастью, у него была большая поддержка со стороны его любящей семьи, которая помогала ему в последние годы.
Каппа в университете заслужил репутацию отличного стеклодува , и его часто просили сокурсники восстановить свою разбитую посуду. Именно в университетский период своей жизни Джон получил прозвище « Каппа », которое возникло потому, что он помечал этой греческой буквой свою посуду, чтобы сокурсники не могли сдать его посуду за свою. В химическом сообществе никто не говорит о Джоне Корнфорте, он всегда была Каппа Корнфорт.
Каппа очень любил рассказывать шутки и истории за ужином, после которых очень заразительно смеялся. Он был душой компании, интересным человеком с огромным кругозором. Каппа всегда любил докопаться до самой сути обсуждаемого вопроса и дома, и в университете.
Все уважали Каппу за то, что он мог сделать уместный комментарий и задать хороший вопрос даже по теме, которая очень далека от его научных интересов. Он любил энергичные дискуссии с хорошим юмором, и состязаться с Каппой в остроте ума было очень непросто.
Каппа и Рита сохраняли связь с Австралией на протяжении всей жизни; они оставались гражданами Австралии и держали как британские, так и австралийские паспорта.
У Каппы было огромное количество интересов. С ранних лет он занимался шахматами . В 1933 году он выиграл Чемпионат Южного Уэльса в категории «до 16 лет», а в 1937 году он уже играл на чемпионате Австралии в Перте. Там он установил австралийский рекорд в «слепых» шахматах на 12 досках – 8 побед и 2 ничьи. Рекорд был побит только в 1970-х годах. В Англии он играл за Хэмпстед , Мидлсекс , Ситтингборн, Брайтон и Сассекс . Роберт Робинсон также любил шахматы , и они с Каппой играли в «шахматы по переписке», что доставляло им большую радость.
Также он обожал теннис , играл даже в возрасте 80 лет. Другим увлечением были велосипедные прогулки. Рита и Каппа ездили не только в окрестностях Оксфорда , но и на достаточно длинные расстояния, например, в Шотландию .
Его интерес к походам, начавшейся еще в детстве, разделяла и Рита. Он ходил на длинные дистанции на протяжении всей жизни вплоть до глубокой старости. Часто ходил по крутой тропе за домом в Сассексе и возвращался с полной корзиной грибов. Он любил природу, особенно деревья и дикие цветы. Рита и Каппа также занимались садоводством: выращивали фруктовые деревья и содержали небольшой овощной огород. Каждый год из Севильских апельсинов и айвы они делали мармелад по собственному рецепту, который есть в коллекции Королевского Общества .
Он очень любил поэзию. Благодаря феноменальной памяти он мог читать длинные стихи, которые читал много лет назад. Его любимым автором был Уильям Йейтс , в частности его произведение «Остров на озере Иннисфри». Также Каппа был заядлым читателем детективов и фантастики. Он всегда читал газету за столом утром и вечером. Поначалу читал News Chronicle, но когда издание прекратилось, стал читать The Guardian. Также регулярно читал New Statesman и New Scientist.
Также он занимался письменной работой: написание писем, переводом немецких стихов на английский. У Каппы была потрясающая способность на ходу придумывать лимерики – мог придумать в любом месте и на любую тему. Конечно, любимой была химическая тема:
A mosquito was heard to complain
That a chemist had poisoned her brain
The cause of her sorrow
Was para-dichloro-
Diphenyltrichloroethane.
Дословный перевод:
Стало слышно как комар начал жаловаться,
Что химик отравил его мозг
Причина его печали
Был пара-дихлор-
Дифенилтрихлорэтан