Interested Article - Особняк Шехтеля на Большой Садовой

Особняк Шехтеля на Большой Садовой — городская усадьба , построенная русским архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в 1910 году . Здание известно как третий и последний дом, который он построил для себя. Находится по адресу: Москва, Большая Садовая улица , дом 4, строение 1.

После революции особняк занял Роберт Эйдеман — советский деятель. В начале 1940 годов в доме разместились ясли , а после войны и до 1957 года находился детский дом . С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ . В настоящее время особняк находится в собственности общественной организации «Гуманитарный и политологический центр „Стратегия“». Реставрация особняка началась в 1993 году и завершилась в 2002 году к 150-летию со дня рождения Шехтеля .

История

Ф. О. Шехтель (1859—1926). Проект собственного дома на Большой Садовой улице в Москве, 1910 год

Строительство

Участок дома вблизи Большой Садовой отделялся от улицы широким фасадом одного из двух стоящих на нём зданий, форма участка была вытянутая и уходила вглубь от красной линии . 17 декабря 1909 года владелец участка, академик архитектуры Федор Шехтель, попросил разрешения возвести на нём два новых каменных здания: двухэтажное с полуподвалом и каменное трехэтажное жилое строение. Проект полностью не был выполнен: корпус во дворе, как и фасадный, был построен двухэтажным .

В 1909 году архитектор закончил работу над чертежами собственного дома в стиле неоклассицизма . Фасад здания сочетал асимметрию , не свойственную архитектуре города начала XIX века . Такое оформление стало прообразом особняков 1910-х годов .

При разработке проекта усадьбы вместо двух старых зданий Шехтель оставил во владении каменный сарай 1891 года постройки, а на месте вытянутого двора поместил свою студию-мастерскую. По его мнению, такое решение было наиболее выгодным, но ограничивало возможность к оформлению декоративного убранства. Таким образом, была украшена только парадная часть особняка. Земля соседствовала со двором здания Московского архитектурного общества , возглавляемого Федором Шехтелем .

Дом был построен в 1910 году в кратчайшие сроки — за три месяца, семья архитектора прожила в нём около восьми лет. Первоначально в комнате с большим тройным окном, выходящим на Большую Садовую улицу , предполагалось обустройство студии-мастерской Шехтеля, но впоследствии её занял сын архитектора — художник Лев Жегин , взявший фамилию матери из-за войны с Германией . В начале двадцатого века в доме часто собиралась творческая интеллигенция того времени, по отзывам современников, Федор Шехтель был гостеприимным человеком. Также в усадьбе часто бывали друзья его сына. Городскую усадьбу посещали в разное время философ Павел Флоренский , авангардистка Наталья Гончарова , поэт Владимир Маяковский . В 1913 году в этой комнате Жегин вместе с другом живописцем Василием Чекрыгиным оформляли иллюстрации к первой книге Владимира Маяковского «Я!»: её уникальность состояла в ремесленном, а не в типографском способе изготовления .

Также в одной из комнат в 1910-х годах поселилась внучатая племянница Шехтеля — художник-авангардист Вера Попова .

Особняк после Шехтеля

Ф. О. Шехтель в холле собственного дома на Большой Садовой улице, 1910 год

В 1918 году особняк на Большой Садовой был национализирован , а семью архитектора выселили. После 1917 года Шехтель уже ничего не строил. Архитектор тяжело болел, жил в квартире дочери и умер от рака желудка 7 июля 1926 года .

После революции в доме проживал военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман . В 1930-х дворовый флигель занимала мастерская скульптора Ивана Дмитриевича Шадра . В начале 40-х годов XX века в доме разместили ясли, а после войны и до 1957 года — детский дом. В 1990-х особняк занимали бездомные. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен. В 1993 году здание выкупила общественная организация и философско-политологический клуб «Гуманитарный и политологический центр „Стратегия“» .

С 1995 года особняк относится к объектам культурного наследия регионального значения . Здание остается коммерческим — в нём располагаются офисы. По одной из версий, последнее десятилетие в помещениях размещались технические службы, по другой — здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей «Пекин» . По данным на 2016 года главный дом занимает центр «Стратегия» . В 2004 году центр «Стратегия» был признан лауреатом премии «Лучшая реставрация». В 2017-м Мосгорнаследие обратили внимание собственников на незаконченный ремонт, а также мансардные окна , водостоки и крышу, которые не подходят историческому облику здания .

Особняк закрыт для свободного посещения, но изредка сотрудники проводят экскурсии для туристов. Здание также иногда используют для кинематографических съемок .

В 2016 году московский проезд неподалеку от особняка, между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком , параллельный Большому Козихинскому переулку , был назван аллеей Архитектора Шехтеля .

Архитектура

Жилой комплекс Патриарх рядом с особняком, 2010 год
Москва, Большая Садовая улица — дом Шехтеля, 2009 год

Фасад

Здание на Большой Садовой в стиле русского неоклассицизма — полная противоположность другому особняку архитектора в Ермолаевском переулке, который выполнен в готическом стиле . В особняке на Большой Садовой присутствуют как свойственная модерну , так и чуждая неоклассицизму, асимметрия в симметрии, контраст и взаимоисключающие характеристики .

Фасад дома состоит из двух частей: слева — одноэтажное здание с проездной аркой, а правая двухэтажная часть, несимметричная по архитектонике , украшена небольшим балконом с кованой решеткой. Строение понижено и слегка утоплено относительно главной фасадной плоскости здания, которая уравновешивает одновысотные секции особняка. Кроме этого, левое крыло возведено вплотную и на одном уровне с проездной аркой, с общей горизонтальной рустовкой .

Правая часть двухэтажного здания украшена портиком из четырёх приставных полуколонн дорического ордера , между ними большое трехчастное застекленное окно- портик . Именно окно-портик — смысловой центр главного фасада. Средняя одноэтажная часть здания образует единое целое с правой двухэтажной. Ей противостоит более низкая, но и более протяженная самостоятельная входная часть. В здании сочетаются горизонтальные протяженные поверхности: аттика над центральной и правой частью, антаблемента портика, пояса рельефа над входом. Все эти украшения соотносились с несуществующей теперь решеткой палисада, которая, как и широкие участки зелени по обе стороны Садовой, просуществовали до середины 1930-х годов — до начала реализации Генерального плана реконструкции столицы .

Над аркой установлена фриза с античными фигурами. Композиция фигур напоминает изображение на стенах храма античной Греции — Парфенона на Акрополе в Афинах . В центре композиции барельеф с изображением богини Древней Эллады — Афины , выполненной по рисунку Шехтеля. К ней по обеим сторонам шествуют музы .

В доме традиционно два входа. Парадный расположен в боковой стене дома сразу за аркой ворот и ведет в левую невысокую одноэтажную часть, где находился вестибюль, и в холл. Вход внутри двора давал доступ в жилую, хозяйственную и рабочую части дома, также этим путём можно было добраться до жилых комнат членов семьи на втором этаже. Комнаты выходили окнами на здание Архитектурного сообщества .

Интерьеры

По мнению историка Гацунаева Константина Николаевича, статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского двухэтажного холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора. Здесь на стенах висели основные произведения богатейшей художественной коллекции Шехтеля . Уют этому помещению придавала открытая лестница, которая позже была демонтирована . В настоящее время гостиная используется для проведения различных семинаров, лекций, концертов, выставок и презентаций книг .

В боковой части особняка размещались холл и столовая. Семиметровым потолкам холла противопоставлена небольшая высота боковых и задних жилых помещений обоих этажей. Жилая зона с несколькими спальнями была устроена на двух этажах, с которых был выход в гостиную. Кроме этого, в здании имелась внутренняя лестница, ведущая прямо на открытую мансарду, расположенную над гостиной. С неё открывается вид на Большую Садовую. Попасть во двор владения можно было или из кабинета, или из чертежной комнаты, которые размещались за вестибюлем на первом этаже . После реставрации эти две комнаты были оформлены как библиотека и актовый зал , а спальни членов семьи трансформированы в рабочие кабинеты. Все интерьеры оформлены в офисном стиле.

При реставрации фонд стремился воссоздать исторический облик усадьбы, её планировку по сохранившимся чертежам и фотографиям. Отреставрированы витражи и камин, а за многочисленными наслоениями красок на стенах открылась рельефная кладка . Внешне дом Федора Шехтеля практически не изменился: окна, балконы, барельефы сохранились до наших дней. Здание выглядит довольно скромно, если сравнить его с другими постройками Шехтеля .

Мероприятия

В октябре 2009 года в особняке проходило празднование 150-летия со дня рождения архитектора Федора Шехтеля, а также Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна» . В 2010-м состоялась презентация книги Ирины Оболенской «Архитектурная сказка Федора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения мастера» . В апреле и в июне 2016-го прошел лекторий по литературе и архитектуре . С апреля по май 2017 года в особняке были лекции об архитектурных стилях в рамках Дней исторического и культурного наследия .

См. также

Примечания

  1. Ирина Левина. . um.mos. Дата обращения: 10 июля 2017. 5 июля 2017 года.
  2. Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М. : Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9 .
  3. , с. 72.
  4. . . livejournal.com (10 ноября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017. 28 января 2018 года.
  5. Дмитрий Опарин. . Большой город (26 апреля 2013). Дата обращения: 10 июля 2017. 8 июля 2017 года.
  6. shellbars. . progulkipomoskve (1 июня 2014). Дата обращения: 10 июля 2017. 16 июня 2017 года.
  7. . Узнай Москву (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017. Архивировано из 15 мая 2017 года.
  8. toptigki. . livejournal.com (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017. 23 апреля 2017 года.
  9. , с. 77.
  10. Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М. : Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9 .
  11. , с. 14—23.
  12. Светлана Волкова. . Комсомольская правда (30 марта 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
  13. Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Дата обращения: 10 июля 2017. 17 июня 2018 года.
  14. , с. 503.
  15. , с. 38.
  16. , с. 154.
  17. , с. 110—120.
  18. , с. 358.
  19. , с. 431.
  20. . Телеканал ”Россия Культура” (22 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017. 12 июля 2017 года.
  21. . Российская академия художеств (20 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017.
  22. Наталья Сергеева. . Известия (22 декабря 2010). Дата обращения: 10 июля 2017.
  23. . Институт стратегии развития образования Российской академии образования (26 октября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017. (недоступная ссылка)
  24. . facebook.com (22 июня 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
  25. . vk.com (20 мая 2017). Дата обращения: 10 июля 2017. 27 сентября 2019 года.

Литература

  1. Кириченко Е. И. Маленький дом на большой садовой. — 24-е. — М. : Московский рабочий, 1989. — 80 с. — ISBN 5-239-00693-8 .
  2. Иконников А.В. Архитектура Москвы. XX век. — М. : Московский рабочий, 1984. — 222 с.
  3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. — М. : Искусство, 1985. — 175 с.
  4. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. — М. : Архитектура-С, 2004. — 399 с. — ISBN 5-9647-0010-1 .
  5. Гацунаев Константин Николаевич. Дом Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой улице как объект культурного наследия. — М. : Вестник МГСУ, 2016.
  6. Латур А. «Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре». — 2-ое. — М. : «Искусство-XXI век», 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-98051-063-3 .
  7. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. — М. : Московского университета, 1979. — 214 с.
Источник —

Same as Особняк Шехтеля на Большой Садовой