Шипов, Иван Павлович (1865)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Па́влович Машко́в (урожд. Иван Михайлович Соколов-Евдокимов; 1 [13] января 1867 , Тамбовская губерния — 13 августа 1945 , Москва ) — русский, советский архитектор , реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества .
Большинство построек Машкова принадлежит к русскому стилю и неоклассицизму , но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле . Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени , Герой Труда .
Сын деревенского кузнеца Михаила Евдокимовича Соколова-Евдокимова и его жены Евфимии Денисовны . Родился 1 ( 13 ) января 1867 года в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область ); по другим данным, Машков родился в Липецке .
В 3-х летнем возрасте потерял родителей и был вместе с другими детьми Соколовых-Евдокимовых перевезён в Липецк к родной тётке, едва сводившей концы с концами . В 1875 году тётка отдала Ивана на усыновление в липецкую семью Павла Карповича и Наталии Ефимовны Машковых. П. К. Машков был выходцем из мещан и начинал приказчиком в небольшом мануфактурном магазине, а впоследствии, выкупив этот магазин, стал купцом II гильдии . В 1878—1879 годах приёмный отец тяжело заболел и был вынужден продать свой магазин для погашения кредитов, а вскоре скончался; Наталия Ефимовна с приёмным сыном, после сравнительно обеспеченной жизни, вынуждены были существовать на весьма скромные средства . Большое влияние на воспитание Ивана и выбор его будущей профессии оказал брат приёмной матери, Алексей Ефимович Андреев, который служил землемером и учителем рисования и чистописания в Уездном училище, а также исполнял обязанности липецкого городского архитектора . Андреев после смерти приёмного отца взял Ивана к себе помощником, научил его чертить и снимать с натуры планы местности и составлять оценки для страхования недвижимого имущества .
В 1881 году Наталия Ефимовна собрала последние оставшиеся средства и, по совету брата, отвезла приёмного сына в Москву для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) . Осенью того же года 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс училища. Сразу же после поступления его приютила жившая при училище семья бывшего письмоводителя Ионова, в которой также квартировали сыновья академика живописи К. Трутовского .
В те годы в училище преподавали архитекторы А. С. Каминский , К. М. Быковский , А. П. Попов , художники А. К. Саврасов , И. М. Прянишников , В. Г. Перов. Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин , И. И. Левитан , А. Архипов , А. С. Голубкина , К. Ф. Юон и другие. За проект на тему «Губернское собрание», выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён Малой серебряной медалью. Каминский тепло относился к Машкову, называл его любимым учеником .
В 1886 году он окончил МУЖВЗ с Большой серебряной медалью за проект на тему «Почтамт» и званием классного художника архитектуры с правом производства строительных работ. Факт получения полноценной строительной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет) . После окончания МУЖВЗ Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста .
После окончания МУЖВЗ Машков поступил помощником в мастерскую работавшего в Москве венского архитектора Августа Вебера , которая была создана специально для проектирования и наблюдения за строительством нового южного крыла Политехнического музея . В мастерской Вебера Машков познакомился с архитектором Н. А. Шохиным — автором центральной части музея и директором его Архитектурного отдела. Позднее Машков помогал Шохину в организации отдела и много сотрудничал с ним в ходе архитектурной практики .
В 1885—1888 годах Машков работал помощником К. М. Быковского на проектировании и строительстве Университетских клиник на Девичьем Поле . Вместе с ним у Быковского в то время работали С. У. Соловьёв , А. Ф. Мейснер , , и другие начинающие архитекторы. В те же годы Машков сотрудничал с архитекторами братьями Дмитрием и Михаилом Чичаговыми; принял участие в строительстве зданий Московской городской думы и театра Корша .
В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке , где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм ). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в русском стиле небольшие сооружения — дом Братолюбивого общества, Дом трудолюбия имени Горбовых и ряд других. В 1888 году вступил в Московское архитектурное общество (МАО), активным членом которого он оставался до закрытия общества в 1932 году. В 1889 году по предложению Н. А. Шохина он вошёл в состав архитектурно-художественной и строительной комиссии Политехнического музея, а уже в следующем году стал заместителем Шохина по Архитектурному отделу . В 1899 году Иван Машков женился на Анне Николаевне Гранау — сироте, воспитывавшейся в семье почётного гражданина Москвы А. Моженского .
С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика . С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. В 1895 году Машков стал членом-корреспондентом Императорского Московского археологического общества (ИМАО), в 1898 году был избран действительным членом Общества, а вскоре стал его Учёным секретарём и товарищем (заместителем) председателя. В ИМАО он возглавлял Комиссию по сохранению древних памятников, занимался исследовательской работой, самостоятельно участвовал в реставрации ряда старинных построек, являлся бессменным редактором «Древностей» — сборника трудов Общества, в котором была опубликована большая часть научных работ Машкова . С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.
В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту . «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица , развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера , при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь» . Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым ( Мир Искусства ), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького , и отражением чайки , украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.
После революции 1905 года , когда публика отвернулась от модерна, Машков, как и многие современники, перешёл в лагерь неоклассиков . Два его наиболее известных здания той поры — городской ломбард ( 1911 — 1915 , Большая Бронная улица , 23) и доходный дом Ю. П. Эггерс ( 1913 — 1914 , улица Россолимо , 4) — выполнены в строгом петербургском стиле. Тогда же, Машков реализовал свой крупнейший проект — неоклассическую Преображенскую психиатрическую больницу (ныне больница имени П. Б. Ганнушкина ). В 1908 году И. П. Машков спроектировал архитектурную часть памятника первопечатнику Ивану Фёдорову (скульптор С. М. Волнухин ).
В 1908—1933 — заведующий архитектурным отделом Политехнического музея (предшественник нынешнего Музея Архитектуры ). Самостоятельно написал и издал десятки книг и пособий по архитектуре, в том числе один из лучших путеводителей по Москве (1895 и 1913). В 1913 году И. П. Машков получил чин надворного советника .
Несмотря на свою деятельность по охране памятников, Машков был сторонником строительства небоскрёбов в Москве и в 1913 году предложил к постройке проект 13-этажной башни на Тверской , заблокированный городской думой.
В октябре 1917 года Машков — заместитель главного архитектора города Москвы — сохранил за собой этот пост и некоторое время исполнял обязанности главного архитектора города, занимаясь в основном ремонтами обветшавшего городского хозяйства. После 1918 года И. П. Машков служил старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва» . В 1929 году Машков и скульптор Н. А. Андреев создали памятник А. Н. Островскому у Малого театра . В течение всех двадцатых-тридцатых годов Машков продолжал документировать московскую старину (нередко — накануне сноса), и отреставрировал Пашков дом , тогда ещё известный как Румянцевский музей. В годы НЭПа совместно с В. Д. Адамовичем учредил арендно-строительное акционерное общество «Строитель», специализирующееся на постройке разного рода зданий и сооружений .
В 1934—1937 годах преподавал архитектуру в МАРХИ , с 1935 года и до конца жизни возглавлял кафедру архитектуры в Вечернем Строительном институте имени Моссовета. В 1937 году был удостоен звания Героя Труда (по статуту 1927 года). В 1945 году, последнем году жизни, вновь реставрировал Смоленский собор Новодевичьего монастыря.
Умер 13 августа 1945 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1, ряд 30, место 1), могила архитектора является объектом культурного наследия регионального значения . Книга Машкова о Новодевичьем монастыре издана посмертно в 1949 году.
С 1888 года Машков — действительный член Московского архитектурного общества (МАО) . В течение десяти лет, с 1893 по 1903 годы, являлся секретарём МАО. В качестве члена Общества принимал активное участие в подготовке и проведении II и V Съездов русских зодчих . В 1895 году был избран секретарём II Всероссийского Съезда зодчих в Москве и под собственной редакцией выпустил для членов Съезда «Спутник зодчего по Москве». На V Съезде зодчих, состоявшемся в Москве в 1913 году, был избран Товарищем Председателя Съезда. Ко времени открытия Съезда под редакцией Машкова для членов Съезда был издан «Путеводитель по Москве». С 1895 года И. П. Машков состоял членом Комиссии МАО по сохранению древних памятников, занимал сначала должность секретаря Комиссии, а с 1913 года являлся товарищем её председателя. По инициативе и под редакцией Машкова Московским архитектурным обществом издавались «Труды Комиссии по сохранению древних памятников». Машков занимался исследованием и обмерами древнерусских памятников, документировал святыни Дмитрова , Боровска и Москвы, редактировал художественно-исторические журналы. Архитектор руководил реставрацией Сухаревской башни , кремлёвских соборов, храма Василия Блаженного . С 1908 по 1918 годы был товарищем председателя МАО Ф. О. Шехтеля . В качестве одного из руководителей Московского архитектурного общества, Машков выступил организатором постройки Дома Архитекторов МАО в Ермолаевском переулке (ныне Музей современного искусства ).
С 1887 по 1891 годы Машков преподавал рисование орнамента и перспективу в Училище изящных искусств , организованном художником и архитектором А. О. Гунстом . По воспоминаниям Машкова, это было училище «с широкими задачами и значительным составом лучших по тому времени преподавателей» (вместе с ним там работали К. М. Быковский , Ф. О. Шехтель , А. Н. Померанцев , И. И. Левитан , Л. О. Пастернак и другие) .
С 1894 года он начал преподавать архитектуру в МУЖВЗ, издал там литографированные лекции по архитектурной перспективе. В числе его учеников были ставшие впоследствии известными архитекторы С. Е. Чернышёв , И. А. Голосов , В. К. Олтаржевский , художники К. Ф. Юон , Н. П. Крымов , П. В. Кузнецов , скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Конёнков . В январе 1907 года у Машкова возник крупный конфликт со студентами: учащиеся архитектурного отделения на общем собрании высказали недовольство работой трёх преподавателей — И. П. Машкова, А. Ф. Мейснера и З. И. Иванова , посчитав, что те не уделяют студентам достаточного внимания и не считаются «с их мнениями и запросами». Несмотря на то, что Совет училища признал претензии студентов несостоятельными, московский генерал-губернатор С. К. Гершельман принял решение предложить всем трём преподавателям подать в отставку и баллотироваться на занятие должностей в МУЖВЗ заново; И. П. Машков в том же году вышел в отставку, но повторного заявления подавать не стал .
Машков вернулся к преподаванию лишь в советское время: в 1931—1933 годах он работал со студентами Учебного комбината Наркомтяжпрома , а в 1935—1937 годах преподавал архитектурное проектирование в Московском архитектурном институте . С 1935 года и до конца жизни И. П. Машков заведовал кафедрой архитектуры в Московском инженерно-строительном институте (к которому к тому времени был присоединён и Учебный комбинат Наркомтяжпрома). Он так формулировал задачи кафедры: «Подготовить культурного инженера-строителя, для чего дать ему знание основ архитектурного проектирования, развить в нём вкус, понимание и сознательное отношение к выполняемому им в натуре проекту, что необходимо для совместной работы с автором проекта — архитектором». Машков стал автором двух учебников — «Тени в ортогональных проекциях» (1934 г.) и «Линейная перспектива на плоскости» (1935 г.), по которым долгое время занимались студенты ВУЗов архитектурно-строительного профиля .
Сверстники Машкова — архитекторы 1867 года рождения: