Interested Article - Четвёртая стена

Маленький Сэмми чихает (1904—06). Художник Уинзор Маккей . В этом комиксе условные рамки кадра, которые персонаж обычно не замечает, вдруг превращаются в реальную для персонажа рамку, которая может рухнуть

Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре . Термин был придуман Дени Дидро в XVIII веке , но введён в обращение лишь в XIX веке с появлением так называемого «театрального реализма» . Позднее термин стал использоваться не только в театральном , но и в других видах искусства для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями: в литературе, кинематографе , комиксах, компьютерных играх и т. д.

Разрушение четвёртой стены

« Ломкой четвёртой стены » называют действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана , либо «осознание» персонажем своей вымышленности и/или присутствия зрителя, наблюдающего за ним. Данная техника особенно распространена в комедиях и мультфильмах, однако также используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила « » ( 1928 ) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).

Считается, что техника «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события .

Художественная литература

Используя данный приём , авторы заставляют своих персонажей обращаться к читателям напрямую или же делать лирические отступления . Например, в романе Джаспера Ффорде «Четвёртый медведь» герои обсуждают плохую шутку, написанную автором: «Не верится, что это сходит ему с рук» . Ещё одной формой подобной техники являются романы, написанные от первого лица, где рассказчик обращается к читателю напрямую. Подобные примеры можно найти у Шарлотты Бронте в её романе « Джейн Эйр », в книге Лемони Сникета « 33 несчастья ». Благодаря повествованию от первого лица, мысли героя становятся доступны читателям, что позволяет автору выражать внутренние рассуждения и чувства рассказчика, а также самонаблюдения героев.

Иногда в произведении присутствует персонаж автора произведения, к которому обращаются обычные герои. Например, цикл « Тёмная башня » Стивена Кинга , где пару раз героям встречался персонаж Стивена Кинга .

Театр

«Ломка четвёртой стены» в театре связана с традиционными репликами апарт , направленными в публику в театральной постановке. Такая техника широко использовалась в античном театре, также активно к разрушению четвёртой стены прибегал в своих пьесах Шекспир . Например, комедия « Сон в летнюю ночь » заканчивается словами:

Доброй ночи вам, друзья.

Вы похлопайте, а Робин

Вам отплатит, чем способен.

Натуралистический театр также актуализировал это понятие, сделав сцену абсолютно непроницаемой. Установка на жизнеподобие , усвоенная « новой драмой » [ уточнить ] на определённом этапе её развития, подразумевала, что жизнь на сцене протекает совершенно независимо от присутствия всего в нескольких метрах от неё посторонних наблюдателей .

Кинематограф

Одним из первых случаев применения данной техники в кино стал фильм братьев Маркс «Воры и охотники» (1930), в котором Граучо обрывает диалог и делится своими мыслями со зрителями, подойдя к камере . С тех пор режиссёры всё чаще и чаще «ломают четвёртую стену», обращая своих героев напрямую к зрителям репликами или же простым взглядом в камеру. Также встречается у Жана-Люка Годара , например, в фильме « На последнем дыхании ». Более поздним примером является фильм « Бойцовский клуб » . Возвращаясь в конце ленты к первой сцене, голос за кадром вместо «Я не могу ни о чём думать» произносит «Я всё ещё не могу ни о чём думать». Затем следует саркастическая ремарка «А, ретроспективный юмор» .

Австрийский кинорежиссёр Михаэль Ханеке в своём триллере « Забавные игры » показывает один из ярчайших в современном кинематографе примеров «ломки четвёртой стены». Постоянно акцентируя внимание на присутствии зрителя по ту сторону экрана, режиссёр превращает публику не в свидетеля происходящего, а скорее в соучастника . Режиссёр достигает эффекта вовлечённости зрителя в сюжет и чувства реальности происходящего. Не ограничиваясь взглядами в камеру, главный герой периодически обращается к зрителям: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?». Планируя жестокую расправу над героями картины, он интересуется у зрителей, на кого бы они поставили, а в один из моментов берёт пульт от телевизора и отматывает несколько минут кинофильма к началу. Ровно на 80 минуте фильма главный герой произносит фразу «Мы ещё не достигли даже стандартной длины полнометражного фильма», а в последней сцене злодеи обсуждают природу кино и проблему связи реального мира с вымышленным . В интервью Ханеке отмечает, что этим фильмом хотел показать, как легко манипулировать зрителем .

Классическим примером «ломки четвёртой стены» стал фильм Вуди Аллена « Энни Холл », герои которого то и дело обращаются к своим воспоминаниям. Примечательна сцена, в которой главный персонаж Сингер, не стерпев неверную цитату известного философа Маршалла Маклюэна, выводит в кадр самого Маршалла Маклюэна , который с удовольствием поправляет персонажа .

В советском кинематографе примерами являются фильмы « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён » (в конце фильма пионер говорит в камеру: « А чего это вы тут делаете? Кино-то уже кончилось! ») и « Иван Васильевич меняет профессию » ( Жорж Милославский после обворовывания квартиры стоматолога Шпака говорит: « Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть ») .

Известный комедийный фильм Терри Гиллиама и Терри Джонса « Монти Пайтон и Священный Грааль » пронизан использованием данного приёма (например, монстр исчез из-за проблемы с сердцем у художника-аниматора ), что, в данном случае, направлено на усиление комичности.

Критики использования данной техники в кино считают, однако, что само обращение героев к зрителям ненормально для данного жанра, что оно разрушает «визуальную иллюзию» кино .

Телевидение

Исследование, проведенное в США в конце 20 века, показало, что комедийные телешоу, в которых применяется эффект «ломки четвёртой стены», намного больше нравятся зрителям, чем их традиционные аналоги. Авторы исследования пришли к выводу, что аудитория любит чувствовать себя частью медиа, а чувство вовлечённости в происходящее при обращении к аудитории возрастает .

Создатели британского комедийного сериала « Летающий цирк Монти Пайтона » не раз прибегали к приёму «ломки четвёртой стены» , например:

  • Группа персонажей, потерянных в джунглях, осознаёт, что они спасены, заметив камеры операторов.
  • Испанские инквизиторы торопятся, так как начались титры и серия подходит к концу.
  • Персонажи сверяются со сценарием, потому что не помнят, что должно произойти в следующей сцене.
  • Комментарий персонажа: «Это конец сезона, они могли бы придумать что-нибудь более смешное!».

В современном телевидении также нередко используется приём «ломки четвёртой стены». Ярким примером является сериал « Карточный домик », в котором общение главного героя Фрэнка Андервуда со зрителями стало неотъемлемой частью повествования. Герой объясняет зрителю свои поступки, посвящая его в свои планы, и даже, кажется, испытывает эмоции по отношению к аудитории . Так, в одном из эпизодов расстроенный Андервуд обращается в камеру: «А ты на что уставился?» .

Создатели британского сериала « Шерлок » показали связь персонажей и реального мира. Так, после прыжка Шерлока, роль которого исполнил Бенедикт Камбербэтч , с крыши здания, фанаты сериала строили разные догадки насчёт того, как герой мог выжить. Позже создатели сериала ввели в сюжет фан-клуб Шерлока (являющийся прямым отражением реальных фанатов сериала), участники которого давали свои версии, как детектив мог выжить. Многие из версий и были взяты из обсуждений реального фан-клуба сериала . Показывая как интернет-пространство может соединять реальное и вымышленное, [ источник не указан 254 дня ] создатели сериала воссоздали тот самый интернет-блог доктора Ватсона, который сделал аудиторию сериала и его персонажей ещё ближе.

«Слом четвёртой стены» можно увидеть в таких телесериалах, как « Сообщество », « Студия 30 », « Симпсоны », « Сверхъестественное », « Офис », « Замедленное развитие », « Юристы Бостона » и др .

Мультипликация

Техника разрушения четвёртой стены активно используется в анимации . Так, герои короткометражных мультипликационных фильмов Warner Bros. Багз Банни и Даффи Дак систематически ломают четвёртую стену, обращаясь к зрителям, а в некоторых фильмах мультипликационная природа историй подчёркивается и обыгрывается через взаимодействие персонажей с художником-мультипликатором или через реплики, обращённые к сценаристу. Во многих мультфильмах Текса Эйвери The Early Bird Dood It! », « Who Killed Who? », « King-Size Canary » и др.) четвёртая стена разрушается путём прямых обращений персонажа к зрителю (в вербальной форме, а зачастую при помощи табличек с написанными на них репликами), а также выходом героев за пределы анимационного кадра.

Компьютерные игры

Сама по себе интерактивная природа видеоигр подразумевает активное вовлечение игрока в действие, и видеоигры часто обращаются к игроку (с предложением ввести имя персонажа, название населённого пункта и т. п.; с просьбой нажать определённую кнопку на клавиатуре или джойстике). Однако эти операции не являются разрушением четвёртой стены до тех пор, пока персонажи игры не начинают обращаться к игроку напрямую или не проявляют осознания того, что они находятся в игре .

Данный приём активно используется, например, в играх от широко известного производителя, компании Blizzard Entertainment . Так, в The Lost Vikings главные герои начинают шутить и обращаться к игроку при его бездействии, один из героев делится с друзьями: « Мне кажется, что на меня кто-то постоянно смотрит. Вон оттуда, из-за стекла… », в ответ на что другой замечает: « А мне кажется, будто кто-то посторонний управляет каждым моим движением ». В Warcraft II , Warcraft III , Starcraft , Starcraft II и Heroes of the Storm , при многократном щёлканьи мышью по боевой единице или герою, они начинают выражать недовольство игроком и отпускают комментарии в его адрес. [ источник не указан 254 дня ]

Макс Пэйн, герой одноимённой игры , находясь под действием наркотика валькирина, сперва осознаёт, что он персонаж комиксов, а после, что он персонаж компьютерной игры. [ источник не указан 254 дня ]

В ролевой игре « Mother 2 » в ходе финальной битвы с инопланетным захватчиком Пола Джонс девочка с псионическими способностями обращается к игроку с просьбой помолиться за героев .

Приём слома четвёртой стены периодически используется в серии Metal Gear . [ источник не указан 254 дня ]

Комиксы

Фотокомикс про отравительницу, в котором антигероиня явно «видит» зрителя

Джокер , суперзлодей из вселенной комиксов DC регулярно ломает четвёртую стену: он обращается со страниц комиксов к редактору или художнику, в некоторых ситуациях взаимодействует с собственным пузырём с текстом ; в мини-серии «Emperor Joker» Джокер даже переворачивает за читателя страницу .

Техника ломки четвёртой стены регулярно используется героем комиксов Marvel Дэдпулом (в частности, он отдаёт себе отчет в том, что он нарисованный герой и его действия являются выдуманной историей).

Герои комикса « Скотт Пилигрим » вообще постоянно ломают четвёртую стену .

«Пятая стена»

Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее и обозначает невидимую границу между критиками (читателями) и вымышленным миром . Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.

Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре « Глобус » в 2004 году .

Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты ; и экран, на который проецируются образы в « театре теней » .

Примечания

  1. Bell, Elizabeth S. (2008), Theories of Performance , Los Angeles: Sage, p. 303, ISBN 9781412926379 .
  2. Wallis, Mick; Shepherd, Simon (1998), Studying plays , London: Arnold, p. 214, ISBN 0340731567 .
  3. «The Fourth Wall and the Third Space» by John Stevenson, creator or Playback Theatre.
  4. Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано из 22 декабря 2016 года.
  5. Abelman, Robert (1998), Reaching a critical mass: a critical analysis of television entertainment , Mahwah, N.J.: L. Erlbaum Associates, pp. 8—11, ISBN 0805821996 .
  6. Jasper Fforde. The Fourth Bear: a Nursery Crime. — Penguin Books, 2007. — 378 p.
  7. Дата обращения: 14 марта 2019. 6 июля 2019 года.
  8. Salingar, Leo (1972). Shakespeare and the Traditions of Comedy. Cambridge: Cambridge University Press.
  9. перевод М. Л. Лозинского
  10. Зарубежная литература XIX — начала XX века / под ред. В. М. Толмачёва. — М. , 2003.
  11. Martin A. Gardner. The Marx Brothers as Social Critics: Satire and Comic Nihilism in Their Films. — McFarland, 2009. — p. 5.
  12. от 25 октября 2015 на Wayback Machine Christopher Hooton
  13. от 1 апреля 2015 на Wayback Machine сценарий фильма «Бойцовский клуб»
  14. от 5 марта 2016 на Wayback Machine В. Баева
  15. Funny Games 4th Wall Scene на YouTube
  16. Remote Scene на YouTube
  17. . Дата обращения: 16 октября 2015. 13 августа 2015 года.
  18. от 29 сентября 2015 на Wayback Machine by Brad Becker-Parton
  19. Woody Allen and Marshall McLuhan destroy the 4th wall in Annie Hall на YouTube
  20. Влад (scavenz). . Shazoo (5 июня 2017). Дата обращения: 28 ноября 2023. 6 августа 2021 года.
  21. . Film.ru (31 октября 2014). Дата обращения: 28 ноября 2023. 5 мая 2021 года.
  22. от 4 марта 2016 на Wayback Machine Tom Brown
  23. от 4 марта 2016 на Wayback Machine By Philip J. Auter and Donald M. Davis
  24. Darl Larsen. Monty Python’s Flying Circus: An Utterly Complete, Thoroughly Unillustrated, Absolutely Unauthorized Guide to Possibly All the References.- Scarecrow Press, 2008. — p. 16
  25. от 30 января 2021 на Wayback Machine by Zach Seward
  26. House of Cards - What are you looking at? на YouTube
  27. от 4 марта 2016 на Wayback Machine by Alfred Joyner
  28. от 8 октября 2015 на Wayback Machine Charlie Jane Anders
  29. . Дата обращения: 16 октября 2015. Архивировано из 11 сентября 2015 года.
  30. . Дата обращения: 22 декабря 2016. Архивировано из 1 июля 2020 года.
  31. . Дата обращения: 22 декабря 2016. 22 декабря 2016 года.
  32. . Дата обращения: 23 декабря 2016. 24 декабря 2016 года.
  33. Hunte, Lynette; Lichtenfels, Peter (2005), Shakespeare, Language, and the Stage , London: Arden Shakespeare, p. 1, ISBN 1904271499 .
  34. Knowles, Richard Paul (2006), "Shakespeare, Language and the Stage, The Fifth Wall: Approaches to Shakespeare from Criticism, Performance and Theatre Studies (review)", Shakespeare Quarterly , 57 (2): 235—237, doi : .
  35. Newcomb, Horace (2004), Encyclopedia of Television (2nd ed.), New York: Fitzroy Dearborn, ISBN 1579583946 .
  36. Koepnick, Lutz P. (2007), Framing Attention: Windows on Modern German Culture , Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0801884896 .
  37. Kent, Lynne (2005), Breaking the Fifth Wall: Enquiry into Contemporary Shadow Theatre , Queensland University of Technology Creative Industries Faculty .

Литература

  • А. П. Варламова. // Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев. СПб. , 2005. Вып. 1. С. 241—242.

Ссылки

  • . Статья В. Шпакова о театре Владимира Малышицкого. « Нева » № 9 за 2004 год. Проверено 18-05-2010
  • (англ.) на сайте artandpopularculture.com
Источник —

Same as Четвёртая стена