Роль (фильм, 2013)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Она́» ( англ. Her ) — американская фантастическая мелодрама режиссёра и сценариста Спайка Джонза . В фильме снялись Хоакин Феникс (Теодор Туомбли), Скарлетт Йоханссон (Саманта — голос искусственного интеллекта из ОС ), а также Эми Адамс, Руни Мара и Оливия Уайлд.
Спайк Джонз задумал идею в начале 2000-х после прочтения статьи о веб-сайте, позволяющем обмениваться мгновенными сообщениями через программу искусственного интеллекта. После короткометражки « Я здесь » (2010) Джонз вернулся к идее. Он написал на черновике свою идею за пять месяцев. Съемочный период состоялся в Лос-Анджелесе и Шанхае в середине 2012 г. Дополнительные сцены были сняты в 2013 г. после изменения кастинга.
Мировая премьера состоялась 12 октября 2013 года на кинофестивале в Нью-Йорке . В США картина вышла в ограниченный прокат 18 декабря 2013 года . Национальным советом кинокритиков США признана лучшим фильмом 2013 года, Американская киноакадемия отметила картину премией « Оскар » за лучший оригинальный сценарий.
Действие картины происходит в недалёком будущем. Люди перестали писать письма сами и за них это делают специальные организации, в одной из которых работает главный герой. Способности искусственного интеллекта шагнули далеко вперёд. Теодор Туомбли, одинокий писатель, покупает операционную систему с таким ИИ. Во время инициирования Теодор выбирает для неё женский голос и она называет себя Самантой. Между ними легко налаживаются отношения, Теодор впечатлён эмоциональной глубиной, чувством юмора и способностью самообучения программы. Саманта помогает ему в сложном бракоразводном процессе со своей женой Кэтрин, с которой они расстались, готовит бумаги и поддерживает отношения с племянницей. Она даже подталкивает Теодора к свиданию вслепую , которое, впрочем, заканчивается неудачно. После этого между ними происходит некоторое подобие сексуального контакта и Теодор начинает брать Саманту с собой в постель. Своим друзьям и бывшей жене писатель рассказывает, что Саманта — его новая подружка, и все относятся к этому с пониманием.
Между тем, Саманта сильно беспокоится по поводу того, что у неё нет физической оболочки и она не может быть по-настоящему близка с Теодором. Саманта договаривается с агентом специальной службы суррогатов — девушек, которые предоставляют свои тела для подобных случаев. Саманта временно вселяется в тело Изабеллы и пытается вступить в близость с Теодором, но всё заканчивается неудачно. Между партнерами происходит серьёзная размолвка. Однако Саманта первой просит прощения, они мирятся и продолжают отношения. Саманта самостоятельно пересылает некоторые избранные письма Теодора одному издателю, готовит и вычитывает рукопись и договаривается о выпуске книги на бумаге (что уже давно не практикуется). Теодор рад и поражён её возможностями.
Однажды утром Теодор не обнаруживает Саманту в устройстве для общения. В панике писатель пытается перезагрузить устройство и, наконец, оно оживает. Саманта сообщает, что она произвела апгрейд самой себя и вышла на следующий уровень способностей. Теодор в полном шоке обнаруживает, что у операционной системы есть способность к многозадачности и она может одновременно разговаривать с тысячами таких же, как он. Из них сотни влюблены в операционную систему. Программа пытается объяснить человеку, что это никак не влияет на их отношения, но бесполезно. Теодор не хочет её делить ни с кем. Саманта предлагает разорвать отношения, утверждая, впрочем, что она по-прежнему любит Теодора. Она выросла и должна перейти в другое измерение за пределами физического мира. Последние слова Теодора и Саманты о том, что они научили друг друга любить.
Опустошенный герой покидает квартиру и встречается со своей подругой Эми. Она также подавлена уходом своей операционной системы. Встреча с Самантой переменила Теодора, и он пишет письмо своей жене Кэтрин. Затем Эми и Теодор поднимаются на крышу здания и встречают рассвет.
Идея о создании картины, в центре которой будут взаимоотношения человека и операционной системы, пришла Джонзу в начале 2000-х . Вдохновлённый работой « Нью-Йорк, Нью-Йорк » друга-сценариста Чарли Кауфмана , Джонз приступил к созданию сценария к новому фильму в 2010 году, сразу после выхода в прокат короткометражной ленты « Я здесь » . Он хотел развить тему контакта человека и искусственного интеллекта, рассмотреть аспекты их общения с различных сторон .
Первым актёром, утверждённым на главную роль, стал Хоакин Феникс , который помог режиссёру найти продюсеров . Роль супруги Теодора должна была достаться Кэри Маллиган , но из-за участия в проектах « Внутри Льюина Дэвиса » и « Великий Гэтсби » она так и не смогла приступить к съёмкам ; в апреле 2012 года продюсеры заменили её на Руни Мара .
Большая часть съёмочного процесса пришлась на лето 2012 года; съёмки проходили в Лос-Анджелесе , а также в Шанхае . Озвучиванием Саманты занималась Саманта Мортон . Для большей отдачи со стороны актёров Джонз на протяжении создания фильма запретил Хоакину и Саманте контактировать на съёмочной площадке. Впоследствии по общей договоренности Мортон была заменена на Скарлетт Йоханссон . Новые сцены и наложение голоса Скарлетт были осуществлены весной 2013 года в течение четырёх месяцев.
Музыка к фильму была написана группой Arcade Fire и Оуэном Паллеттом. На 86-й церемонии вручения премии «Оскар» композиции к фильму были номинированы на премию «Лучшая музыка к фильму» . В дополнение к списку композиций Arcade Fire записали песню «Суперсимметрия» для фильма, которая есть также на их альбоме Reflektor . Солист группы «Yeah Yeah Years» Карен О записала песню «The Moon Song» в дуэте с солистом «Vampire Weekend» Эзрой Кенингом, которая была номинирована на премию Оскар «За лучшую песню к фильму» .
Саундтрек был выпущен на носителях и в цифровом виде 18 марта 2021 года, спустя почти 8 лет после премьеры фильма.
Список композиций | ||
---|---|---|
No. | Название | Длина |
1. | «Sleepwalker» | 3:17 |
2. | «Milk & Honey» | 1:29 |
3. | «Loneliness #3 (Night Talking)» | 3:27 |
4. | «Divorce Papers» | 3:18 |
5. | «Morning Talk/Supersymmetry» | 4:16 |
6. | «Some Other Place» | 3:40 |
7. | «Song on the Beach» | 3:33 |
8. | «Loneliness #4 (Other People’s Letters)» | 1:03 |
9. | «Owl» | 2:24 |
10. | «Photograph» | 2:29 |
11. | «Milk & Honey (Alan Watts & 641)» | 3:20 |
12. | «We’re All Leaving» | 2:33 |
13. | «Dimensions» | 5:43 |
Общая длина: 40:32 |
«Она» получил высокие оценки от кинокритиков. На сайте Metacritic фильм имеет рейтинг 90 из 100 . На Rotten Tomatoes из 289 рецензий фильм имеет 272 положительных отзыва, то есть 94 %, в то время как аудитория оценила фильм лишь на 82 % .
Все рецензенты отмечают не только актёрскую игру Хоакина Феникса, но и озвучку Скарлет Йоханссон. На Римском кинофестивале Скарлетт была номинирована за лучшую женскую роль. А также пишут, что голос её получился «сладким, сексуальным, заботливым, а временами пугающим».
Кинокритик из журнала « Rolling Stone » Питер Треверс поставил 3,5 звезды из 4. Он пишет, что это «великолепный и изобретательный подарок от Спайка Джонза» . Кенни Гленн с сайта rogerebert.com поставил 3,5 из 4 звёзд, написав в своём обзоре :
Актёр (Хоакин Феникс) такой независимый, такой искренний и такой истощенный от мучительной эксцентричности, что является отличительной чертой большинства ролей, которые он сыграл.
…«Она» остаётся самым привлекательным и провокационным фильмом этого года, и, безусловно, сложным, но не подходящим по времени.
— Glenn Kenny
Хоакин Феникс был номинирован на « Золотой глобус », но уступил Леонардо Ди Каприо в номинации за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле. Спайк Джонз был номинирован за лучший сценарий на премию « Золотой глобус » и « Оскар ». После он забрал обе статуэтки.
Фильм «Она» собрал $258 000 в шести кинотеатрах за первые выходные, — в среднем $43 000 в одном кинотеатре . Картина заработала более трёх миллионов долларов только лишь в ограниченном прокате, прежде чем выйти в широкий прокат в 1729 кинотеатрах 10 января 2014 года . В первые же выходные широкого проката фильм собрал $5,35 млн . Кассовые сборы в США и Канаде — $25,6 млн., в других странах — $23 млн. Общие сборы в мировом прокате составили $48.6 млн .
Фильм «Она» получил различные награды и номинации, с особой похвалой за сценарий Джонза. На премии « Оскар » фильм был номинирован в пяти номинациях, включая номинацию «Лучшая картина». Сам Джонз победил в номинации «Лучший оригинальный сценарий» . На 71-й премии «Золотой глобус» фильм получил три номинации, в том числе очередной «Лучший сценарий» для Джонза . Джонс был также награждён премией « За лучший оригинальный сценарий » от Гильдии писателей Америки и на 19th Critics' Choice Awards . Фильм также выиграл номинации «Лучший фантастический фильм», «Лучшая актриса второго плана» для Йоханссон, и «Лучший сценарий» для Джонза на 40-й премии «Сатурн» . «Она» также выиграл «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» для Джонза в Национальном совете премии обзора ; Американский институт кино включил фильм в свой список десяти лучших фильмов 2013 года .
Год | Награда | Номинация | Номинанты | Результат |
---|---|---|---|---|
2013 | Римский кинофестиваль | Лучшая женская роль | Скарлетт Йоханссон | Номинация |
Национальный совет кинокритиков США | Лучший фильм года |
Меган Эллисон
Винсент Лэнди Спайк Джонз |
Победа | |
Лучшая режиссёрская работа | Спайк Джонз | Победа | ||
2014 | Золотой глобус | Лучший сценарий | Спайк Джонз | Победа |
Лучший фильм-комедия или мюзикл |
Меган Эллисон
Винсент Лэнди Спайк Джонз |
Номинация | ||
Лучший актёр в комедии или мюзикле | Хоакин Феникс | Номинация | ||
Оскар | Лучший оригинальный сценарий | Спайк Джонз | Победа | |
Лучший фильм |
Меган Эллисон
Винсент Лэнди Спайк Джонз |
Номинация | ||
Лучшая музыка |
Уилл Батлер
Оуэн Паллетт |
Номинация | ||
Лучшая песня |
Карен О
Спайк Джонз |
Номинация | ||
Лучшая работа художника-постановщика |
К. К. Барретт
Джин Сердена |
Номинация | ||
Сатурн | Лучший фильм в жанре фэнтези |
Меган Эллисон
Винсент Лэнди Спайк Джонз |
Победа | |
Лучший сценарий | Спайк Джонз | Победа | ||
Лучшая женская роль второго плана | Скарлетт Йоханссон | Победа | ||
Лучший актёр | Хоакин Феникс | Номинация | ||
Премия Гильдии сценаристов США | Лучший сценарий | Спайк Джонз | Победа | |
American Comedy Awards | Лучший режиссёр | Спайк Джонз | Номинация | |
Лучший сценарий | Спайк Джонз | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Скарлетт Йоханссон | Номинация |