Interested Article - Жестокий романс

Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм)
Илларион Прянишников «Жестокие романсы». 1881 год

Жестокий романс — разновидность городского романса с яркостью персонажей, контрастностью чувств, мелодраматизмом, остротой ситуации, доходящей до крайности . Возник приблизительно в середине XIX века в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: отходные крестьяне , рабочие, небогатые торговцы, мастеровые и работные люди . Распространённые сюжеты жестокого романса: бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви, разлукой навсегда. Время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX — начало XX века.

Наиболее известные примеры: « На муромской дорожке », « Окрасился месяц багрянцем », « Институтка », « Мурка », « Я милого узнаю по походке ».

Происхождение

Местом рождения жестокого романса считают городскую и пригородную среду, где проживали преимущественно низшие и средние слои населения (« мещане ») — крестьяне , пришедшие на заработки , рабочие , мастеровые, небогатые торговцы. В их среде начала создаваться собственная субкультура , выстраиваясь из элементов городской и деревенской культур. Собранная из разнородных элементов, мещанская, или, как её иногда называют, третья, культура включала в себя поэзию и музыку ( частушка , романс ), танец (например, кадриль ), театр ( балаган ), живопись ( лубок ), декоративно-прикладное искусство и даже архитектуру. Окрепнув, «третья культура» начала влиять уже на традиционную деревенскую культуру .

Основным источником заимствования и стилизации для жестокого романса послужили стихи второстепенных, ныне забытых поэтов. Снижаясь от лучших поэтов к подражателям, от них — к полуграмотным сочинителям, романтический стиль сильно изменялся. Свойственная романтизму «вселенская скорбь» переходила в слезливую сентиментальность, а затем и надрывность, а исключительные характеры и события преобразовывались соответственно в героев и в сюжеты жестокого романса . Как отмечает Борис Ягубов, жестокий романс берет начало, как правило, от конкретного литературного сочинения, подвергаясь затем усиленной фольклоризации при усвоении аудиторией. Также Ягубов отмечает влияние « цыганского романса » на формирование данного жанра .

В XX веке жестокий романс постепенно вытеснял из народной поэзии старинную песню и стал любимым деревенским жанром .

С наступлением советской эпохи жанр жестокого романса попал в опалу. Не было даже серьёзных попыток научного исследования этого жанра. Тем не менее «жестокие романсы» продолжали бытовать в народной среде , повлияв, например, на возникновение городского романса . Как отмечает Борис Ягубов, жанр жестокого романса оказался востребован не только малообразованной публикой: «„Топорность“, „китчевость“, перешедшие из „цыганского“ романса в „жестокий“ романс и городскую балладу, были подхвачены, иронически переосмыслены исполнителями- шестидесятниками , эстетизированы, вследствие чего „жестокий“ романс и городская баллада приобрели такое качество, как эстетическая амбивалентность — часть публики могла принимать их всерьез, тогда как другая наслаждалась именно нелепостями и несуразностями этих поделок» .

Только в 1980-е годы в научных кругах стало меняться отношение к жестокому романсу. Его начали изучать и собирать, а в 1996 году в Санкт-Петербурге вышел первый сборник жестоких романсов с научными комментариями .

Характеристика

В современной фольклористике не существует единого общепризнанного определения жанра жестокого романса .

Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады , лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских песен. Как отмечает «Жестокий романс развился на основе традиционной русской баллады , ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. В решении конфликта и развития сюжета жестокому романсу присущ экзотизм, стремление к смакованию жестокости, мелодраматизм и трагическая концовка» . Жестокому романсу присущи определённая повествовательность, ориентация на книжную поэзию, тем не менее страсти здесь чрезмерны

В жестоких романсах встречаются такие фольклорные образы, как «ягода малина», «красна девица», «мил дружок», «сине море». По форме жестокий романс ближе к городской литературе: для него характерны силлабо-тоническое стихосложение , точная рифма, деление на строфы. Язык во многом литературного происхождения . Переполняющие жестокий романс слова наподобие «роковой», «ужасный», «кошмарный», «безумный» для традиционной народной песни непривычны .

В текстах жестоких романсов могут фигурировать: убийство , измена , предательство, насильственное замужество , бегство с любимым или похищение девушки , адюльтер , инцест , самоубийство , разлука, криминал , суд , каторга , тюрьма . В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе . Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев . Излюбленный сюжет жестокого романса — совращение девушки коварным соблазнителем. Обманутой остаётся либо умереть с тоски, либо свести счёты с жизнью, либо отомстить, либо страдать до конца жизни .

См. также

Примечания

  1. * . — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1999. — С. 132. — ISBN 5-7633-0851-4 . 19 июля 2019 года.
  2. Тростина М. А. от 18 марта 2009 на Wayback Machine // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика (Межвуз сб. науч. тр.). — Вып. IV. Саранск, 2003. — С. 197—202.
  3. Энциклопедия для детей . Русская литература в 2-х частях. — ч. 1 «От былин и летописей до классики XIX века» ч. 1 — 1-е изд. — 1998. — 672 с. — 100 000 экз.
  4. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. — № 3 (21): в 2-х ч. Ч. I. — C. 215—219.
  5. . Дата обращения: 27 января 2016. Архивировано из 2 февраля 2016 года.

Литература

  • Померанцева Э. В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор: сборник статей. — Л.: Наука, 1974. — Т. 14: Проблемы художественной формы. — С. 202—210.
  • Современная баллада и жестокий романс / сост. С. Адоньева, Н. Герасимова. — СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 1996. — 416 с. — ISBN 5-89059-004-9 .
  • // Россия и АТР. — 2002. — № 3 (37) . — С. 117—122 .
  • Тростина М. А. Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика: межвузовский сборник научных трудов. — Саранск, 2003. — Вып. IV . — С. 197—202 .
  • Ягубов Б. А. Об одном из жанрообразующих механизмов жестокого романса // Литературная учеба. 2010. — № 5. — С. 127—137.
  • Ягубов Б. А. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013. — №  3 (21): в 2-х ч. — Ч. I . — С. 215—219 .
  • Кобозева З. М. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2018. — № 4 . — С. 20—25 .
  • Строганов М. В. // Вестник славянских культур. — 2019. — № 1 . — С. 141—155 .

Ссылки

Источник —

Same as Жестокий романс