Мачтовый штык
- 1 year ago
- 0
- 0
Штык (от нем. stich — «укол копьём» ) — холодное колющее оружие , примыкаемое к стволу ружья ( винтовки , карабина , автомата ), что позволяет использовать его в качестве копья во время штыкового боя ; может быть также носимым на поясном ремне (в другом месте) снаряжения военнослужащего .
С XVII века и до Первой мировой войны штык считали основным оружием для атак стрелков (пехоты). В настоящее время штык считают вспомогательным оружием или последним используемым оружием. Более поздней версией штыка является штык-нож .
В XVI веке огнестрельное оружие надёжно закрепилось во всех армиях мира. В Европе огнестрельное оружие постепенно перенимало эстафету «основного оружия» пехоты у пикинёров . Если в начале XVI века лишь шестая часть солдат была вооружена аркебузами и мушкетами , то в начале XVII века уже две трети солдат были мушкетёрами . Это привело к тому, что пикинёры потеряли свои ударные функции и превратились в защитников мушкетёров от кавалерии . Но мушкетёров становилось всё больше, так как была острая необходимость в увеличении огневой мощи подразделений. Из-за чего мушкетёры, лишённые прикрытия пикинёров, становились всё более уязвимы для внезапной атаки кавалерии (хоть их и должна была прикрывать своя кавалерия, но это не всегда удавалось).
Новым словом в решении данной проблемы стал штык, который превращал мушкет в своеобразное копьё. Теперь мушкетёры, теоретически, могли сражаться в рукопашном бою и отражать атаки конницы . Штык впервые был принят на вооружение в 1647 году во Франции под названием «байоне́т» или «багине́т» (в честь французского города Байонн , где он якобы был изобретён в 1641 году). Однако сам термин «байонет» известен ещё с XVI века; так называли охотничий кинжал , который в XVII веке начали вставлять в канал ружейного ствола. Судя по всему, штык является изобретением охотников и лишь впоследствии его стали использовать военные.
В армии багинет долгое время оставался любопытным, но не актуальным изобретением, тяжёлый мушкет плохо годился для фехтования . В качестве дополнительного оружия стрелка использовалась шпага или сабля , а в России — ещё и бердыш (совмещённый с опорной сошкой ), в Швеции — так называемое « шведское перо » (опорная сошка с длинным клинком). Лишь после смены мушкетов в конце XVII века на более лёгкое ружьё ( фузею ) штык стал играть в бою важную роль и постепенно вытеснил (пику, алебарду).
Багинет позволил при необходимости превращать мушкетёров в некое подобие пикинёров. Однако для его использования нужно было вставить рукоять кинжала-багинета в ствол ружья. Стрелять из ружья было невозможно до извлечения багинета. Такие багинеты были введены в России в 1694 году. К тому времени в Западной Европе уже начали изготовлять цельнометаллический штык с трубкой, насаживавшейся на ствол. Это позволяло производить заряжание и стрельбу с примкнутым штыком. Этими новыми багинетами французская армия была оснащена в 1689 году. Бранденбург-Пруссия сделала это в том же году, Дания в 1690 году; в России в гвардии штыки были введены в 1702 году, в армии переход на них завершили к 1709 году. С появлением штыков нового типа (а также с увеличением скорости заряжания) нужда в пикинёрах постепенно отпала и в первой половине XVIII века они исчезли из европейских армий. В настоящее время, в России и ряде других стран, термин «багинет» или «байонет» используют для обозначения старинного штыка, рукоять которого вставляют в ствол оружия.
По данным, взятым из личных формуляров солдат и офицеров русской армии начала XIX века видно, что они довольно редко вступали непосредственно в ближний бой с противником. Лишь 2% от всех солдат и офицеров имели раны от штыков . Это подтверждают и англоязычные источники « At Malplaquet, for example, the best evidence indicates that 2/3 of the wounds received by French troops came from the enemy’s fusils, with only about 2% were inflicted by bayonets. Of the men wounded by gunfire, 60% had been struck in the left side, the side facing the enemy as a soldier stood in line to fire himself » . В этом нет ничего удивительного, по большей части штык использовали как психологическое оружие для атаки на сломленного противника или для обороны от кавалерии.
Первое руководство по обучению штыковому бою было опубликовано в Европе в 1816 году и содержало много искусственных многосложных движений. При этом использовали металлические маски, латы из конских волос и деревянные (по образцу огнестрельных) ружья. В России правила для обучения пехоты драться штыком были изданы в 1837 году .
Самыми распространёнными были съёмные штыки с трубкой для насаживания на ствол и с игольчатой формой клинка. Штык игольчатой формы имеет преимущество в штыковом бою перед клинковым: легче проникает в тело противника, уменьшает шанс увязнуть, а при одинаковой длине клинка игольчатый штык имеет меньшую массу и бо́льшую прочность. Использовать игольчатый штык с трубкой, насаживавшейся на ствол, для других целей, кроме штыкового боя, практически невозможно.
К началу Первой мировой войны возросшая эффективность стрельбы из магазинных винтовок уменьшенного калибра сделала штыковой бой маловероятным и большинство армий приняло на вооружение съёмный штык- тесак с рукоятью для удержания в руке. Этот штык — многофункциональный; его, отомкнув от винтовки, можно использовать в бою как тесак, а в походе — как шанцевый инструмент . Дальнейшее усовершенствование стрелкового оружия в середине XX века привело к замене их более лёгкими и короткими штык- ножами .
По форме клинка:
По виду крепления:
Отъёмный штык облегчает вес оружия (это тем более важно, что прикреплённый штык увеличивает нагрузку именно на переднюю часть ствола). Также только отъёмный штык можно использовать в качестве ножа или универсального инструмента.
С другой стороны, неотъёмный штык всегда находится в боевой готовности или приводится в неё намного быстрее (если он на шарнире). Его почти невозможно потерять в бою. Однако эти качества не слишком важны для современных вооружённых сил и большинство штыков относится к отъёмному типу.
Инструментальные штыки являются довольно экзотическим типом. Время от времени происходят попытки совместить штык с неким инструментом (лопата, пила) или полезным приспособлением (шомпол, сошки). Как правило, такой «гибрид» оказывается малопригодным. Как исключение, можно указать на то, что большинство современных штыков имеет на обухе пилу, а также может быть использовано для резки проволоки, распиливания древесины для различных оборонительных работ, а также для разделки скота . Он был первоначально принят Германией в 1865 году, Бельгией в 1868 году, Великобританией в 1869 году и Швейцария в 1878 году (последние представили свою последнюю модель в 1914 году). До середины Первой мировой войны примерно 5 % штыков дополняли пилами . Позднее немецкие пилы были скорее индикатором ранга, чем функциональной пилой. Штыки-пилы оказалось относительно неэффективным в качестве режущего инструмента и вскоре были признаны устаревшими из-за улучшений в военной логистике и транспорте; большинство стран отказались от штыков-пил к 1900 году . Немецкая армия прекратила использование штыка-пилы в 1917 году после протестов против того, что его зазубренный клинок вызвал излишне тяжёлые раны .
Штык-лопата имела другой дизайн, предназначенный для использования как в качестве наступательного оружия, а также черпака для создания окопов . С 1870 года армия США выпустила штыковые лопаты для пехотных полков по проекту подполковника Эдмунда Райса, офицера армии США и ветерана гражданской войны, которые были изготовлены в Спрингфилдской оружейной палате . Помимо полезности в качестве фиксированного штыка и копающего орудия, такой штык можно было использовать для строительства бревенчатых хижин и каменных дымоходов для зимних помещений; заострённый на одном краю, он мог разрезать палки и штыри . В конечном счёте было выпущено десять тысяч таких штыков . В 1877 году Райсу было дано разрешение продемонстрировать свой штык в нескольких европейских странах . Штык-лопата была объявлена устаревшей армией США в декабре 1881 года .
В 1940—1960-х годах в СССР существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводили чемпионаты СССР и Вооружённых Сил по штыковому бою. Эти соревнования являлись дополнительной подготовкой бойца к ведению рукопашной схватки с оружием, психологической готовности к бою и психологической устойчивости во время схватки.
В современной подготовке военнослужащего ВС России , предусмотренной в наставлениях по физической подготовке (НФП-87, глава 3), установлены общий дополнительный и специальный комплексы приёмов рукопашного боя, в содержание которого входят приёмы с оружием.
Комплексная подготовка к штыковому бою позволяет уверенно вести поединок как с оружием, так и без него. Общие законы защиты и принципы нападения карабином в спортивно-игровой форме обучения перекладывают на современное оружие и усваивают защитные действия с действиями перехода на контратаки.
Всё это позволяет военнослужащему быть психологически готовым в случае израсходования боеприпасов принять рукопашный бой на автоматах, не бросая оружия.
Самостоятельным разделом курс штыкового боя преподают в школе оперативного карате и рукопашного боя по системе подразделений специального назначения КГБ СССР (Травников А. И.). Особенностью курса является оптимальный набор технических действий, доведённых до автоматизма, для чего разработан собственный метод подготовки и принцип боевого моделирования действий в вероятных ситуациях рукопашного боя. Используют собственный учебный технический комплекс с автоматом, набор стандартных приёмов действия примкнутым к АК штыком и без него, базовый курс подготовки и раздел соревновательных практик. Общий курс штыкового боя по системе ОКРБ включает в себя все 4 базовых направления и рассчитан на 3 месяца занятий.
В марте 2010 года Армия США приняла решение отказаться от штыка и обучения солдат приёмам штыкового боя. Решение обосновано тем, что, по мнению Пентагона , в условиях современной войны штык больше не является необходимым и надёжным оружием. Тем не менее, Морская пехота США объявила, что отказываться от использования штыков пока не будет .
В сентябре 2009 года лейтенант Королевского шотландского полка Дж. Адамсон награждён Военным Крестом за то, что в ближнем бою убил пулемётчика талибов штыковым ударом (патроны в его винтовке закончились, а менять магазин времени не было) .
В пользу сохранения штыка в современных ВС играет его чрезвычайная эффективность при добивании раненых солдат противника на поле боя и при конвоировании пленных или задержанных, однако это соображение не афишируется во избежание негативного общественного восприятия.
Слово «штык» в начале XX века использовали также как синекдоха в смысле «боец в пехоте», например, «… после боя в полку в строю осталось только чуть более 200 штыков » (в кавалерии при этом говорили о «саблях»).