Сошедшие с небес
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ниспосланный с небес » ( англ. Heaven Sent ) — одиннадцатая серия девятого сезона британского научно-фантастического телесериала « Доктор Кто ». Премьера серии состоялась 28 ноября 2015 года на канале BBC One . Режиссёром эпизода выступает Рэйчел Талалэй , тогда как сценарий был написан Стивеном Моффатом .
Доктор ( Питер Капальди ), только что переживший гибель своей спутницы Клары Освальд ( Дженна Коулман ), оказывается телепортированным в странный механический замок посреди моря, где его неусыпно преследует существо из его ночных кошмаров, намереваясь убить.
Серия получила единогласное признание критиков и зрителей, многие из которых назвали её одной из самых лучших серий в истории всего шоу. Особое внимание было уделено актёрской игре Питера Капальди, сценарию Стивена Моффата и режиссёрской работе Рэйчел Талалэй.
Оказавшись взаперти в доселе невиданном мире, Доктор сталкивается с величайшей задачей всех своих жизней. Последнее испытание. И пройти его ему придётся в полном одиночестве. Преследуемый жутким существом, известным как Покров, Доктор должен попытаться совершить невозможное. Если у него получится, Галлифрей ждёт .
Став свидетелем гибели своей спутницы Клары Освальд, Доктор оказывается телепортированным в стеклянную камеру, которая находится в месте, напоминающем большой замок. Исследуя коридоры, он обнаруживает телеэкраны, расположенные в различных местах замка. Экраны отображают то, что видит закутанное в мантию создание — Покров, которое медленно, но неустанно преследует Доктора. Повелитель Времени приходит к выводу, что замок и Покров были специально разработаны напугать его с какой-то целью. Когда Покров загоняет Доктора в ловушку, тот признаётся, что не видит выхода из ситуации и боится умереть, отчего существо останавливается. Вся структура замка начинает вращаться и менять своё положение, открывая Доктору путь к спасению. Он оказывается в спальне со старым, потускневшим портретом Клары. Покров идёт следом, и Доктор вынужден выпрыгнуть в окно. Во время падения Доктор представляет, будто он находится в ТАРДИС , где он беседует сам с собой и отвечает на вопросы, написанные на доске безмолвной Кларой, с целью вычислить, как ему не разбиться. Повелитель Времени ныряет в море, окружающее замок, и видит, что его дно усеяно тысячами черепов.
Вернувшись обратно в замок, Доктор находит комнату с камином, возле которого сушится одежда точь-в-точь как у него. Доктор переодевается и оставляет свою мокрую одежду висеть у камина взамен той, что он взял. Выйдя во двор замка, Повелитель Времени обнаруживает свежую могилу с лопатой и приходит к выводу, что он должен её раскопать. Когда наступает ночь, Доктор замечает, что созвездия не соответствуют местности в радиусе телепорта, через который он попал в замок. Докопав достаточно глубоко, он натыкается на камень, надпись на котором гласит: «Я в 12-й». Внезапно появляется Покров и загоняет Доктора в угол могилы. Повелитель Времени снова представляет себя в ТАРДИС и вспоминает, что в прошлый раз монстра остановила сказанная им правда, и тогда понимает, что это создание придумано с целью вытягивать из него признания. Доктор сознаётся, что солгал о том, что покинул Галлифрей из-за скуки; на самом деле, ему было страшно. Это позволяет ему снова временно уйти от Покрова.
Доктор ищет в замке комнату под номером 12. По ходу дела он выясняет, что каждая комната через некоторое время после его посещения возвращается к своему изначальному состоянию. Вернувшись в комнату с телепортом, через который он сюда прибыл, Повелитель Времени замечает на полу надпись на неком песке — слово «птица», а рядом с ней — череп. Снова наблюдая за звёздами, Доктор предполагает, что должно было пройти по меньшей мере 7 тысяч лет с тех пор, как он здесь оказался, хотя телепорт не перемещал его во времени. Повелитель Времени оставляет череп на стене замка, откуда тот позже упадёт и присоединится к остальным черепам на дне моря. Найдя наконец комнату № 12, Доктор обнаруживает за дверью тупик и понимает, что должен ещё раз исповедаться, чтобы помещения замка изменили своё положение, и он смог пройти дальше.
При очередном столкновении с Покровом Доктор признаётся, что ему известны личность и местонахождение Гибрида — создания двух рас воинов из пророчества Повелителей Времени. Это открывает путь за дверью 12-й комнаты, за которой оказывается огромная стена из азбантия — материала в четыреста раз твёрже алмаза. Доктор понимает, что слово «птица» в комнате с телепортом — отсылка к сказке братьев Гримм « », в которой птица медленно проделывала себе клювом путь сквозь гору. Приближается Покров, и Доктор снова представляет ТАРДИС, где признаётся самому себе, что из-за смерти Клары и осознания масштаба и природы своего заточения он потерял волю продолжать бороться. На этот раз Клара говорит ему смириться с её гибелью и не сдаваться. Повелитель Времени бьёт кулаком стену из азбантия до тех пор, пока Покров не дотрагивается до него и сжигает без возможности запустить процесс регенерации. Умирающий Доктор ползёт по замку обратно в помещение с телепортом. Комната восстановила своё исходное состояние, в котором находилась до его первого прибытия, и значит, на жёстком диске телепорта хранится копия Доктора, каким он оказался здесь изначально. Повелитель Времени понимает, что переживает эти события снова и снова уже 7 тысяч лет и каждый раз жертвует собой, чтобы активировать телепорт и создать новую копию своей ранней версии, начав всё заново. Доктор пишет на полу «птица», прежде чем обратиться в прах, оставив после себя лишь череп.
Весь этот цикл повторяется на протяжении более четырёх с половиной миллиардов лет, и каждый раз Доктор пробивает себе путь сквозь стену, пока Покров его не коснётся. В конце концов ему удаётся разбить стену, и монстр прекращает своё существование. Доктор проходит через портал, оказавшись в пустынной местности, и видит перед собой Цитадель Галлифрея . Портал за ним закрывается, и выясняется, что замок находился внутри его исповедального диска. Доктор замечает маленького мальчика и просит того передать Повелителям Времени о его возвращении. Доктор заявляет, что Гибрид, которому суждено завоевать Галлифрей и стоять в его руинах, — это Я .
Доктор говорит самому себе: «Поверь, что выживешь. Всегда верь в это». То же самое о Докторе сказала Клара в « Фамильяре ведьмы »: «Он всегда верит, что сможет победить. Он всегда знает, что есть способ спастись» .
Доктор признаётся, что сбежал с Галлифрея, потому что ему было страшно, а не скучно, как ранее заявлял своим спутникам Второй Доктор в серии « Военные игры » .
После возвращения на Галлифрей Доктор говорит маленькому мальчику, что он пришёл «окольным путём». Одиннадцатый Доктор в « Дне Доктора » утверждал, что собирается домой «окольным путём» .
Историей, которую Доктор на протяжении многих лет рассказывает Покрову, пока разбивает стену, является отрывок из сказки о мудром пастушке и короле « » братьев Гримм :
Есть у нас в Дальней Померании алмазная гора — час пути в вышину, час пути в ширину, час пути в глубину; на ту гору через каждые сто лет прилетает птичка и вострит на той горе клюв свой… Вот когда она всю ту гору источит, тогда и первая секунда вечности пройдет.
Эпизод примечателен своим экспериментальным и необычным форматом — основное действие в нём принимает только Доктор . Помимо него присутствует лишь монстр, не имеющий диалогов, в исполнении Джейми Рид-Куоррелла (который играл роль колонии Сарффа в двухсерийной истории « Ученик волшебника »/«Фамильяр ведьмы» ранее в сезоне), а также кратко появляются Клара Освальд и мальчик-галлифреец, не указанный в титрах .
Ещё до выхода восьмого сезона на экраны Стивен Моффат пообещал устроить неожиданный поворот в девятом сезоне, сообщив в выпуске Doctor Who Magazine № 475: «Я придумал клиффхэнгер в предпоследнем эпизоде девятого сезона. Просто грандиозный. Думаю, такого вы точно не ожидаете!»
Серия вошла в шестой съёмочный блок. Читка сценария состоялась 18 июня 2015 года. Съёмки начались 24 июня и продолжались в течение июля 2015 года . Для съёмок интерьеров замка использовались Кардиффский замок , а также замок Кайрфилли , помимо сооружённых площадок в студии .
Премьера серии состоялась 28 ноября 2015 года на канале BBC One . За ночь эпизод посмотрели 4,51 миллиона британских зрителей, что составило 20,7 % зрительской аудитории . Финальный рейтинг увеличился до 6,19 миллионов зрителей с долей 24,9 %, поместив «Ниспосланного с небес» на седьмое место среди самых просматриваемых программ недели на BBC One . В рамках L+7 количество зрителей возросло до 6,92 миллионов . Индекс оценки составил 80 баллов из 100, что соответствует оценке «отлично» .
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Rotten Tomatoes (томатометр) | 89% |
Rotten Tomatoes (средняя оценка) | 9,81 |
IMDb | |
PopMatters | |
Radio Times | |
New York Magazine | |
TV Fanatic | |
SFX Magazine | |
Paste Magazine | 10.0 |
IGN | 9,5 |
The A.V. Club | A |
Indiewire | A+ |
Серия «Ниспосланный с небес» получила высокие оценки от критиков, большинство из которых назвали эпизод лучшим в данном сезоне и одним из лучших за всю историю сериала. Крайне высокой похвалы удостоились сценарий Стивена Моффата и режиссёрская работа Рэйчел Талалэй. Актёрская игра Питера Капальди получила единогласные положительные отзывы. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг серии составляет 89 % со средней оценкой 9,81 из 10 на основе 19 рецензий .
Патрик Малкерн из журнала Radio Times присвоил эпизоду идеальные 5 звёзд, назвав сольник в исполнении Капальди классикой. Малкерн заявил: «Это звёздный час Питера Капальди, которого он заслуживал. Этот блестящий, мощный театр одного актёра — просто мастер-класс от великолепного Капальди». Он продолжил: «Стивен Моффат выстраивает сюжет с присущей ему витиеватостью, и Капальди отыгрывает каждое его мгновение в совершенстве. Рэйчел Талалэй придаёт действию атмосферности и поддерживает нарастающий ход повествования до самой развязки» . Морган Джеффри с сайта Digital Spy назвал серию «психоделическим шедевром», добавив, что это — «один из самых сюрреалистичных эпизодов на данный момент» .
Скотт Коллура, пишущий для IGN , поставил оценку 9,5 из 10 баллов и заявил, что будучи великолепным эпизодом «Доктора Кто», приближающим финал этого превосходного сезона, «Ниспосланный с небес» представляет собой захватывающее шоу одного актёра в исполнении Питера Капальди с неожиданной развязкой, делающее эту серию одной из лучших в возрождённом сериале . Подобным «эпическим сольным представлением» эпизод назвал и Тим Лью из газеты Metro : «Стивен Моффат сделал смелый шаг, отбросив всё лишнее и возложив груз непосредственно на плечи Питера Капальди. И тот выкладывается на 100 % в каждой сцене, показывая все грани своего Доктора: гнев, ужас, игривость, интенсивность, смирение и наконец яростный отказ делать что-либо иное, кроме того, что он делал всегда: искать путь к победе» .
Марк Роземан из Paste Magazine дал эпизоду максимальные 10 баллов, назвав его «первоклассным шедевром» , тогда как Йен Берриман из SFX Magazine также наградил серию максимальными 5 звёздами и написал, что «„Ниспосланный с небес“ является лучшим эпизодом в своём сезоне: безумно сюрреалистичный, искусно обескураживающий, очень жуткий и откровенно суровый на последних стадиях с чрезвычайно впечатляющей развязкой» . Обозреватель сайта The A.V. Club Аласдер Уилкинс в пятый раз за сезон поставил эпизоду оценку A, прокомментировав это следующим образом: «Этот сезон стал выдающимся достижением для „Доктора Кто“, и, в преддверии финальной серии, у него есть все шансы войти в историю как лучший сезон в возрождённом сериале» .
В 2023 году по результатам опроса фанатов журнала «Доктор Кто» эпизод признали лучшим в истории сериала .
В 2016 году «Ниспосланный с небес» получил номинацию на премию «Хьюго» за лучшую постановку в малой форме . Также впервые за всю историю сериала эпизод получил право номинироваться на премию « Эмми »: Питер Капальди стал первым Доктором, попавшим в претендентов в категории « Лучшая мужская роль в драматическом телесериале » , тогда как Стивен Моффат и Рэйчел Талалэй были представлены как лучший сценарист и режиссёр соответственно , в дополнение к другим техническим номинациям .