Эффект штурмовика
- 1 year ago
- 0
- 0
Эффе́кт штурмовика́ , или « синдро́м штурмовика́ » ( англ. Stormtrooper effect ) — кинематографическое либо литературное клише , заключающееся в том, что второстепенные герои («пушечное мясо») в голливудских блокбастерах , развлекательной литературе и комиксах неадекватно слабы в бою с главными героями . Впервые термин употреблён в книге кинокритика Роджера Эберта «Little Movie Glossary» . Название произошло от имперских штурмовиков из классической трилогии « Звёздных войн », которые, несмотря на стрельбу с близкого расстояния, хорошее оружие и хорошие показатели в бою с незначительными персонажами, были совершенно неспособны сладить с протагонистами (некоторые объясняют это необходимостью (приказом) дать героям уйти живыми ). Обычно такая несуразность служит для поддержания зрителей в напряжении или подчёркивает боевую доблесть главных героев.
Эффект штурмовика может проявлять себя по-разному:
Некоторые поклонники даже вывели формулу , описывающую эффект штурмовика :
где:
Вероятность подстрелить героя тем меньше, чем больше штурмовиков. Однако, если героев слишком много, то шансы потерять одного из них существенно возрастают. Впрочем, если присутствует хотя бы один джедай, то штурмовики обречены на поражение.
Формула не учитывает возможность появления противника, равного джедаям, так как была выведена до появления приквельной трилогии: в « Скрытой угрозе » функции штурмовиков переданы дроидам Торговой Федерации, при этом Квай-Гон и Оби-Ван уничтожают дроидов, не пострадав при этом, однако появление равного противника ( Дарт Мол ) изменяет ситуацию. Если учесть, что появление хотя бы одного ситха, как правило, нивелирует преимущество, обеспечиваемое джедаями, то, вероятно, формула выглядит так:
где:
С одной стороны, эффект штурмовика в играх присутствует — протагонист убивает врагов сотнями, а то и тысячами. С другой стороны, это компенсируется тем, что с увеличением числа врагов сложность боя всё-таки возрастает. Следовательно, даже самые лёгкие противники могут убить персонажа игрока. Но игрок, в большинстве игр, может делать сохранения прогресса игры. Выходит, он обязательно выиграет, если только ему не надоест игра.
Похожий киноштамп, суть которого в том, что в телесериалах положительные эпизодические персонажи появляются в кадре только для того, чтобы умереть страшной смертью, тем самым предупредив об опасности главных героев.
Существует родственное понятие обратной зависимости эффективности ниндзя («закон сохранения ниндзюцу»), согласно которому один ниндзя представляет для главного героя почти смертельную опасность, тогда как десять одновременно нападающих ниндзя будут побеждены практически без проблем .
Часто встречающиеся в кинематографе и видеоиграх правило, согласно которому противники положительного персонажа вместо того, чтобы напасть одновременно и быстро победить героя, превосходя его количеством, нападают на него по одному или небольшими отрядами, предоставляя возможность герою победить врагов по одному. Роджер Эберт так описывает правило:
В любой ситуации, где герой находится один в окружении десятков плохих парней, они всегда будут услужливо атаковать его по одному за раз.
Оригинальный текст (англ.)In any situation where the hero is alone, surrounded by dozens of bad guys, they will always obligingly attack one at a time.— «Little Movie Glossary»