Interested Article - Прибытие поезда (фильм, 1995)

«Прибытие поезда» — киноальманах из четырёх короткометражных новелл к 100-летию кинематографа . Парафраз на мотивы знаменитых лент « Прибытие поезда », « Политый поливальщик » братьев Люмьер , « Дорога » Феллини и другие.

Создание

Изначально «Прибытие поезда» задумывался как альманах из пяти новелл , связанных между собой темой столетия кино, а точнее, как парафраз на первые люмьеровские фильмы («Кормление ребёнка», « Политый поливальщик », « Прибытие поезда » и др.), снятый пятью режиссёрами — победителями программы «Номинация. Кино. XXI век» Кинофорума в Ялте-1994 ( А. Хван , С. Сельянов , И. Дыховичный , В. Хотиненко , В. Тодоровский ). В результате И. Дыховичный уступил место Д. Месхиеву , летом 1995 г. выбыл В. Тодоровский, С. Сельянова заменил А. Балабанов . Осталось четверо режиссёров, которые сняли четыре новеллы: «Свадебный марш», реж. А.Хван; «Экзерсис № 5», реж. Д. Месхиев; «Трофимъ», реж. А. Балабанов; «Дорога», реж. В. Хотиненко.

Новеллы

Неклассический любовный треугольник: отец-кинорежиссёр (Кайдановский), сын-студент, любовница отца — она же невеста сына. Последняя роль в кино Александра Кайдановского, персонаж которого сравнивает жизнь с эпизодами из « Гражданина Кейна » и « Последнего танго в Париже ».

Обыкновенная российская история. Мужик приревновал жену к брату, зашиб его топором и ударился в бега, в стольный город Санкт-Петербург. Тут его и взяли — тёпленького — в борделе. Новелла, как бы реставрирующая создание документального сюжета «Прибытие российского поезда», который снимал оператор кинохроники, куда и попал прибывший поездом герой.

Экзерсис № 5

Снимается кино. Группа ждёт погоды. Кто-то пьёт кофе, кто-то пытается репетировать, кто-то решает личные проблемы или предаётся адюльтеру. И за всем этим бесстрастно наблюдает камера, которую забыли выключить. Новелла использует люмьеровский сюжет « Кормление ребёнка ».

Двое беженцев бродят по вокзалам столицы: она поёт русские песни, он — организатор и аккомпаниатор. Кроме случайных слушателей им внимает некто из «новых русских». Новелла обыгрывает люмьеровский сюжет « Политый поливальщик ». Новелла также является парафразом феллиниевской « Дороги », фрагменты которой смотрят герои.

В ролях

Свадебный марш

Трофимъ

Экзерсис № 5

Дорога

Награды

  • 1995 — ОРКФ « Кинотавр » в Сочи — Приз FIPRESCI (Дмитрий Месхиев)
  • 1995 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз FIPRESCI (Александр Хван)
  • 1995 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз FIPRESCI (Владимир Хотиненко)
  • 1995 — Приз кинопрессы — За лучший фильм года (Алексей Балабанов)
  • 1995 — Приз кинопрессы — За лучший фильм года (Дмитрий Месхиев)
  • 1995 — Приз кинопрессы — Лучшему фильму года (Юрий Мороз)
  • 1995 — Приз кинопрессы — За лучший фильм года (Александр Хван)
  • 1995 — Приз кинопрессы — За лучший фильм года (Владимир Хотиненко)
  • 1995 — Приз кинопрессы — Лучшему фильму года (Вячеслав Шмыров)
  • 1996 — МКФ в Берлине — Участие в Основной программе (Андрей Железняков)
  • 1996 — Открытый российский кинофестиваль в Сочи — Приз ФИПРЕССИ, Приз гильдии киноведов и кинокритиков
  • 1996 — Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге — приз «Кентавр» за лучший игровой короткометражный фильм

Критика

Литературный критик и публицист Виктор Топоров отмечал сходство двух работ режиссёра Алексея Балабанова — новеллы «Трофимъ» из этого киноальманаха и фильма « Брат » (1997).

Критик отметил, что в балабановском «Трофиме» главный герой короткометражки отправляется сначала в Петербург, а потом — как и герой Брата Данила Багров — в Москву. При этом сцены прибытия в Санкт-Петербург сняты в обоих фильмах на одном и том же вокзале — Витебском .

Кинокритик Сергей Кудрявцев подтверждает это наблюдение и разворачивает дальше мысль о том, что фильм «Брат» и новеллу «Трофимъ» нельзя рассматривать в отрыве: и Данила, и крестьянин-«убивец» Трофим приезжают в им одинаково враждебный, пугающий их город. Единственное, пожалуй, отличие — современный город утратил приметы имперской столицы и превратился в « некое подобие унылого кладбища ».

Фестивали и премии за новеллу «Трофимъ»:

  • 1995 — ОРКФ « Кинотавр » в Сочи — Приз FIPRESCI (Алексей Балабанов)
  • 1995 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (Алексей Балабанов)
  • 1995 — Приз кинопрессы — Лучшему актеру года (Сергей Маковецкий)
  • 1996 — МКФ «Послание к человеку» — Приз «Кентавр» (Алексей Балабанов)

Примечания

  1. от 3 ноября 2019 на Wayback Machine // Журнал «Сеанс»
Источник —

Same as Прибытие поезда (фильм, 1995)