Астахов, Сергей Валентинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Октябри́нович Балаба́нов ( 25 февраля 1959 , Свердловск , СССР — 18 мая 2013 , Сестрорецк , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский кинорежиссёр , сценарист , продюсер . Один из создателей кинокомпании « СТВ ». Член Европейской киноакадемии .
Автор кинодилогии « Брат » и « Брат 2 », а также других известных работ, среди которых « Война », « Жмурки », « Мне не больно », « Груз 200 », « Морфий », « Кочегар » и « Я тоже хочу ». Обладатель премии « Ника » за режиссёрскую работу в картине « Про уродов и людей ».
Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске . Свою семью Балабанов причислял к « номенклатуре » . Отец — Октябрин Сергеевич (1930—2008), журналист, киносценарист, главный редактор научно-популярных фильмов Свердловской киностудии . Мать — Инга Александровна, доктор медицинских наук, профессор, директор Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии. Имела польские, украинские и молдавские корни и часто ездила за границу . Была депутатом Свердловского горсовета и была хорошо знакома с семьёй Бориса Ельцина — в 1981 году вместе с Борисом Николаевичем ездила в Москву на XXVI съезд КПСС . Балабанов вспоминал, что в 8 классе вместе с отцом побывал на подмосковной даче Министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева и был так впечатлён, что захотел жениться на его дочери . В 1966—1976 годах Алексей Октябринович учился в средней школе №2 . Во время учёбы в школе каждое лето ездил к родственникам по материнской линии в Одессу и Измаил . В старших классах занимался английским языком с репетитором, который был завучем школы и вырос в Шанхае в семье русских эмигрантов . В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков .
В 1980 году Балабанов был отобран в группу студентов для трёхмесячной языковой стажировки в Великобритании , и провёл один семестр в Манчестере . Для разрешения на поездку за рубеж молодые люди прошли 6 или 7 ступеней отбора, включая собеседование в ЦК . В Англию поехали две группы студентов: одна из Горького числом 7 человек, в которую входил и будущий режиссёр, вторая была из Минска . Минчан сопровождал сотрудник КГБ, который плохо владел английским; уже в Лондоне стало известно, что группа из Горького поедет в Манчестер без присмотра, а группа из Минска вместе с сотрудником спецслужб останется в Лондоне . Балабанов вспоминал, что английские преподаватели общались с учащимися на равных, приглашали к себе домой, поили чаем и вином . Советские студенты раз в неделю получали стипендию в размере 11 фунтов; Алексей Октябринович регулярно тратил полученные деньги на музыкальные пластинки — часть его коллекции можно увидеть в фильме « Жмурки » . Перед возвращением в Советский Союз Балабанов с однокурсниками приехали на двухнедельные каникулы в Лондон. Там он впервые увидел скинхедов и подружился с рок-исполнителем Гари Глиттером , в чьей квартире пожил несколько дней .
В 1981 году был призван в звании лейтенанта в Советскую Армию (служил в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в должности борт-переводчика в Витебске ) , летал в страны Африки и Азии . Этот опыт нашёл отражение в картине « Груз 200 ». Воевал в Афганистане . Незадолго до окончания службы в 1983 году был переведён в Военно-морской флот . С тех пор его излюбленной одеждой была десантная тельняшка .
Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии . В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера ).
Свой первый игровой фильм « Раньше было другое время » 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius , с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения . После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов .
С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде (после 1991 года — Санкт-Петербург). В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию « СТВ » , при помощи которой снял большинство фильмов.
Первые два полнометражных фильма режиссёра « Счастливые дни » (по мотивам Сэмюэля Беккета ) и « Замок » (экранизация романа Франца Кафки ) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии , заложенных в литературных источниках . Однако всероссийскую известность принёс Балабанову фильм « Брат ». Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего стали называть героем поколения .
В 1998 году Балабанов поставил фильм « Про уродов и людей » по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи ), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм . А в 2000 году Балабанов снял « Брат 2 » — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США . Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм « Война », местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны .
В 2002 году при сходе ледника Колка в Северной Осетии погибла съёмочная группа фильма Сергея Бодрова-младшего « Связной ». Сам актёр был близким другом Балабанова, который участвовал в подготовке фильма и вместе с Бодровым выбирал места для натурных съёмок, с некоторыми другими погибшими кинематографистами Балабанов работал. По многочисленным воспоминаниям, это событие навсегда сломило режиссёра, он открыто заявлял что его жизнь завершилась в тот день .
В 2005—2006 годах Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма по чужим сценариям: криминальную комедию « Жмурки » и мелодраму « Мне не больно ». Сергей Сельянов в документальном фильме Юрия Дудя «Балабанов — гениальный русский режиссёр» рассказал, что именно он пришёл с чужими сценариями к Балабанову, чтобы отвлечь его от горя связанного с Колкой. До этого Балабанов снимал фильмы по своим сценариям .
В фильме « Груз 200 » автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине . Во многих городах России лента была снята с проката . Позднее был снят фильм « Кочегар » — о якуте, ветеране Афганистана. В фильме рассказывается о мести маленьких людей.
В последней картине « Я тоже хочу » режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм . Однако незадолго до смерти он написал сценарий нового фильма и планировал его съёмки, фильм должен был называться «Мой брат умер».
Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных .
18 мая 2013 года, около 16 часов, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке ( Курортный район Санкт-Петербурга), Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности . Сценарий своего нового фильма «Мой брат умер» он успел закончить за три дня до смерти .
Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе , похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге . В июле 2022 года на могиле был установлен памятник .
Первая жена — Ирина. Сын — Фёдор Балабанов, экономист по образованию.
Вторая жена — Надежда Васильева , художник по костюмам « Ленфильма ». С ней Балабанов познакомился во время работы над фильмом « Замок ». Сын — Пётр Балабанов (род. в 1995) .
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1987 | кор | Раньше было другое время | режиссёр, сценарист |
1988 | кор | У меня нет друга, или One step beyond | режиссёр, сценарист |
1989 | кор | Настя и Егор | режиссёр, сценарист |
1989 | док | режиссёр | |
1991 | ф | Счастливые дни | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | сценарист | |
1994 | ф | Замок | режиссёр, сценарист |
1994 | ф | Откровения незнакомцу ( фр. Confidences a un inconnu ) | продюсер |
1995 | кор | Трофимъ (новелла в киноальманахе « Прибытие поезда ») | режиссёр, сценарист, актёр ( помощник режиссёра ) |
1995 | док | Сергей Эйзенштейн. Автобиография | продюсер |
1997 | ф | Брат | режиссёр, сценарист |
1998 | ф | Про уродов и людей | режиссёр, сценарист |
2000 | ф | Брат 2 | режиссёр, сценарист, актёр ( камео ) |
2002 | ф | Война | режиссёр, сценарист |
2002 | кор | Река (незаконченный) | режиссёр, сценарист, рассказчик |
2005 | ф | Жмурки | режиссёр, сосценарист |
2006 | ф | Мне не больно | режиссёр |
2007 | ф | Груз 200 | режиссёр, сценарист |
2008 | ф | Морфий | режиссёр |
2010 | ф | Кочегар | режиссёр, сценарист |
2012 | ф | Я тоже хочу | режиссёр, сценарист, актёр ( режиссёр ) |
Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов:
Действие большинства фильмов Балабанова происходит в России конца 1980-х — 1990-х годов, представляя собой понимание событий окружающей жизни . Прорывной для Балабанова стала дилогия о Даниле Багрове « Брат » и « Брат 2 ». Данилу стали называть первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим собственную мифологию и систему ценностей .
Героями Балабанова часто являются аутсайдеры, люди, оказывающиеся на грани, находящиеся в поиске своего места, будучи не в состоянии найти гармонию с окружающим миром . По выражению Ксении Чудиновой, это «волки, загнанные в угол» . Такие герои вынуждены взаимодействовать с чуждым им миром через насилие, и в фильмах Балабанова оно фигурирует в различных формах: от криминальных разборок до сексуального насилия . Кинокритик Андрей Плахов назвал ключом к пониманию творчества Балабанова трансгрессию, преодоление человеком своего привычного состояния через нарушение принятых норм . Он же определил Балабанова как социального консерватора, для которого главным становится поиск морали, необходимой обществу, что роднит его с Ф. М. Достоевским и Джоном Фордом .
Одним из наиболее талантливых режиссёров России ещё при жизни называл Балабанова Андрей Кончаловский . «Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек», «Для меня отражение всегда сильнее луча, а Балабанов никогда не шёл по этой формуле — он шёл по прямой, по лучу» , охарактеризовал режиссёра Никита Михалков , снявшийся у Балабанова в мелодраме « Мне не больно » и в чёрной комедии « Жмурки ».
Критик Наталья Сиривля, указывая на присущее Балабанову стремление к мифотворчеству, отмечает, что режиссёр «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения» .
По словам друга Балабанова Сергея Сельянова , бывшего продюсером почти всех его картин, Алексей Балабанов производил впечатление закрытого человека, но на самом деле это был очень искренний, открытый и светлый человек, который «своей деятельностью, своим талантом очень много сделал для страны» .
В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм « Дурак » и посвятил его памяти Алексея Балабанова. В фильме присутствует характерный для некоторых работ Балабанова длинный проход главного героя по улице под рок-музыку.
18 ноября 2016 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Алексея Балабанова на здании гимназии № 2, в которой он учился. Автором идеи и спонсором явился врач из города Екатеринбурга — Артём Бершадский. Проект выполнен при содействии Олега Раковича, эскиз таблички выполнен Александром Коротичем.
15 мая 2018 года, за три дня до пятилетней годовщины смерти режиссёра, на платформе YouTube вышел 130-минутный документальный фильм-интервью «Балабанов — гениальный русский режиссёр». Фильм был создан видеоблогером и журналистом Юрием Дудём и командой канала « вДудь ».
На телеканале « Культура » показан дипломный фильм Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович» .
На «Первом канале» в 2020 году вышел документальный фильм «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться».
В 2021 году была установлена памятная доска Балабанову в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Добролюбова .
Также в 2021 году кадры с Алексеем Балабановым вошли в документальный фильм « Нас других не будет », посвящённый памяти актёра Сергея Бодрова-младшего.
В 2022 году в широкий прокат вышел документальный фильм Любови Аркус « », над которым она начинала работать ещё при жизни режиссёра и в котором подробно зафиксирован его последний год жизни.