Вход в пустоту
- 1 year ago
- 0
- 0
«Заполнить пустоту» ( ивр. למלא את החלל ) — израильский фильм- драма 2012 года , снятый режиссёром по собственному сценарию. Лента получила семь призов Израильской киноакадемии « Офир », в том числе за лучший фильм, в 13 номинациях. На 69-м Венецианском кинофестивале фильм участвовал в конкурсной программе, а актриса Хадас Ярон получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль . Фильм также номинировался на премию « Независимый дух » в номинации «Лучший дебют», на главный приз Лондонского кинофестиваля и международного кинофестиваля во Фрибуре и завоевал Гран-при на международном кинофестивале в Сан-Паулу (2012). В 2013 году был удостоен премии Европейской киноакадемии лучшему оператору .
Шира, 18-летняя девушка из тель-авивской хасидской семьи ( Хадас Ярон ), готовится выйти замуж за перспективного юношу, своего сверстника. Однако незадолго до свадьбы умирает во время родов её старшая сестра Эстер. Её муж остаётся вдовцом с младенцем на руках, а свадьба Ширы откладывается. Когда мать Ширы узнаёт, что Йохай — муж покойной Эстер — собирается уехать из Израиля в Бельгию, забрав с собой её единственного внука, она предлагает ему в жёны свою младшую дочь. Теперь Шире предстоит выбор между любовью и желанием родителей, которые хотят оставить ребёнка её сестры в Израиле.
Ширу парализует одна мысль, что ей предстоит выйти замуж за Йохая, к которому она до этого питала чисто сестринские чувства . Она по сути ещё ребёнок, боится дать выход своим чувствам, оказаться уязвимой для Йохая, а тот, уже устав от жизни, ухаживает за ней в надежде на ответную заботу и любовь и не расположен к долгим играм .
Фильм получил преимущественно положительные отзывы критиков и умеренно положительную реакцию публики. На сайте Rotten Tomatoes средняя оценка от критиков (по примерно 70 рецензиям) составляет 7,4 балла из 10, рейтинг от зрителей — 69 %. На сайте Metacritic оценка от профессиональных обозревателей (по более чем 20 рецензиям) составляет 79 из 100, пользовательская оценка — 6,5 из 10. Высшие оценки поставили ленте обозреватели Энтони Скотт ( New York Times ) и Дайана Кларк ( Village Voice ); ниже других её оценили Оливер Литтелтон ( Indiewire , 42 баллов из 100), Фарран Смит-Неме ( New York Post , 50 из 100) и Энджи Эрриго ( , 3 звезды из 5) .
Критики отмечают сходство прямолинейной и старомодной фабулы ленты Бурштейн, в которой центральное место занимают традиционные семейные ценности и их взаимодействие с изменяющимся миром, с книгами Джейн Остин , которые сама Бурштейн называет источником вдохновения для своей работы . В Los Angeles Times «Заполнить пустоту» сравнивается также с выигравшим за год до этого « Золотого медведя » и « Оскар » иранским фильмом « Развод Надера и Симин », сюжет которого тоже строится вокруг конфликта в закрытой общине .
Жюри международного кинофестиваля в Сан-Паулу, присудившее «Заполнить пустоту» главный приз фестиваля, отмечало в своём решении:
Члены жюри никогда раньше не видели такого фильма, так глубоко заглядывающего в культуру, одинаково сложную и далёкую от нашей собственной. Достоинством фильма является то, что он заставляет нас сопереживать ей .
Оригинальный текст (англ.)The jury members had never seen a film quite like this, with such a deep look at a culture so sophisticated yet so different from ours. The film has the merit of making us identify with it.
Рецензенты отмечают личное близкое знакомство Рамы Бурштейн с миром ортодоксального иудаизма , к которому та пришла в зрелом возрасте, обучаясь в киношколе в Израиле (в прессе «Заполнить пустоту» называли первым художественным фильмом, снятым ультраортодоксальной женщиной-режиссёром ). По мнению Дайаны Кларк, «пустота» в названии фильма относится не только к личной жизни Йохая и семьи Ширы, но и к взаимоотношениям ультраортодоксальной общины и светского Тель-Авива: Йохай встречает Ширу на автобусной остановке, они гуляют по бульвару Ротшильда , выделяясь строгим ультраортодоксальным платьем на фоне окружающей публики, но никогда с ней не смешиваются, как будто существуя в параллельных мирах . Однако в отличие от других израильских фильмов, где «харедим» показаны в пренебрежительном или публицистическом ракурсе либо с любопытством исследователя-натуралиста, «Заполнить пустоту» предлагает взгляд на эту общину изнутри .
Элла Тейлор из National Public Radio пишет, что Бурштейн избегает атмосферы культурной войны, характерной для более ранних фильмов на схожую тематику (в частности, снятой в 1999 году ленты Амоса Гитая « ») и предлагает зрителю взглянуть на ультраортодоксальных евреев непредвзятым, свежим взглядом, и это ей удаётся. Её персонажи не чувствуют себя угнетёнными и не пытаются бежать из своего тесного мирка; Тейлор соглашается, что взгляд Бурштейн на положение женщины в религиозной общине чрезмерно оптимистичен, но пишет, что это обстоятельство искупается раскрытием мельчайших подробностей повседневной жизни ультраортодоксальных женщин, которые для этого общества являются центральной ценностью. Неизбежный религиозный аскетизм ей удаётся совместить с глубокой, физической чувственностью и атмосферой романтической любви . В то же время критик New York Post высказывает мнение, что, в отличие от хорошо раскрытой социальной составляющей, эмоциональная сторона событий проработана недостаточно и режиссёр часто сворачивает сцену преждевременно, именно в тот момент, когда зритель ожидает увидеть на экране кульминационный взрыв чувств или апогей конфронтации между персонажами . Обозреватель Indiewire пишет о неоднородности стиля, из-за которой от сцены к сцене происходит переход от романтической комедии к слезоточивой мелодраме и в итоге комедийные моменты снижают впечатление от драматической основной линии .
Похвал удостоилась игра исполнительницы главной роли — Хадас Ярон. Кеннет Тьюран из Los Angeles Times отмечает, как Ярон преображается по мере того, как меняется жизнь её персонажа, в конце фильма становясь совершенно непохожей на себя же в его начале . Энтони Скотт пишет, что эта молодая светская актриса сумела раскрыть внутренний мир своей религиозной героини — скромной и рассудительной, честной в выражении своего мнения и стесняющейся собственных чувств; по мнению Скотта, раскрытию этого образа наравне с Ярон способствовал кинооператор Асаф Судри .
Хороших отзывов в New York Times удостоились и исполнители других ролей — Йохая, который в исполнении получился мрачновато-мягким и загадочным, родителей Ширы и Эстер, острой на язык тётушки Ханны, раввина . В Indiewire Оливер Литтелтон отмечает многочисленные мелкие детали, заставляющие зрителя с самого начала проникнуться симпатией к героям, такие как раздача милостыни отцом Ширы Аароном, постоянно курящий тайком Йохай и так далее . В то же время в New York Post Фарран Смит-Неме пишет, что образы персонажей раскрыты недостаточно, что не могут компенсировать «жалостные крупные планы» .
Хотя оператор фильма Асаф Судри был удостоен как израильского «Оскара» - премии « Офир », так и премии Европейской киноакадемии лучшему оператору , не все критики разделяют высокую оценку его работы. Резко критически отзывается об этом аспекте фильма Indiewire , упоминая о нездоровом блеске, слишком мягком фокусе и чересчур ярком свете в кадре и композициях, которые временами становятся невыносимы для глаз. Также отрицательно Оливер Литтелтон отзывается о музыке — вариациях на тему традиционного еврейского молитвенного канона, исполняемых а капелла в стиле популярных в США самодеятельных ансамблей и снижающих серьёзность сюжета картины .