Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бульвар Са́нсет» , «Сансет бульвар» , «Сансет-бульвар» ( англ. Sunset Boulevard , 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда . Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон . Фильм снискал репутацию одного из лучших фильмов Уайлдера , «лучшей кинокартины в истории о „подводных камнях“ Голливуда» и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён , например, по версии IMDb .
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот, и она была убрана .
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет ; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд . Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой женщиной, работающей на киностудии, Бетти Шефер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась.
Актёр | Роль |
---|---|
Уильям Холден | Джо Гиллис |
Глория Свенсон | Норма Десмонд |
Эрих фон Штрогейм | Макс фон Майерлинг |
Нэнси Олсон | Бетти Шефер |
Фред Кларк | Шелдрейк, кинопродюсер |
Ллойд Гоф | Марино |
Джек Уэбб | Артур «Арти» Грин |
Сесил Б. Демилль | играет себя |
Хедда Хоппер | играет себя |
Бастер Китон | играет себя |
Анна К. Нильссон | играет себя |
Г. Б. Уорнер | играет себя |
Рэй Эванс | играет себя |
играет себя | |
Рут Клиффорд | секретарь Шелдрейка (в титрах не указана) |
Гертруда Астор | служанка (в титрах не указана) |
Ева Новак | courtier (в титрах не указана) |
Иветт Викерс | девушка, хихикающая по телефону на вечеринке (в титрах не указана) |
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру , характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей , от которой немало натерпелся и Эрих фон Штрогейм в процессе работы над фильмом « Весёлая вдова » .
Уайлдер, будучи давним поклонником постановщика Штрогейма, буквально напичкал «Бульвар Сансет» многочисленными отсылками к его работам: старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинотеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как « Королева Келли » с молодой Глорией Свенсон в главной роли, а в некоторых сценах мелькает герань — цветок, внимание которому Штрогейм уделял едва ли не в каждой своей ленте .
Доподлинно известно, что на закрытом показе фильма на киностудии Paramount Pictures маститый продюсер Луис Майер категорически его не принял, придя в ярость: «Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дёгтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!» — кричал он Уайлдеру .
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст (она потребовала переписать все её реплики), Пола Негри (Уайлдер разговаривал с ней по телефону и обнаружил, что она так и не избавилась от польского акцента, который стал причиной того, что она не смогла утвердиться в звуковом кино), Грета Гарбо (фильм её не заинтересовал), Мэри Пикфорд (Уайлдер и Брэкетт во время личной встречи с ней поняли, что она совершенно не годится для такой роли), Норма Ширер (ей не понравилась роль). После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф , чего так и не дождалась героиня фильма.
Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Демилль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарли Чаплина , Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер , кинодива Анна Нильсон и другие .