Польская школа кинематографа
(
польск.
Polska Szkoła Filmowa
) — неформальное социальное и художественное объединение режиссёров и сценаристов
Польши
в период середины 1950-х — начала 1960-х годов.
Содержание
Художественные особенности
Творческие принципы и художественные приёмы Польской школы кинематографа находились под сильным влиянием
итальянского неореализма
. Основным толчком в развитии направления послужила общая либерализация взглядов в социалистическом лагере,
последовавшая в начале 1950-х годов
. Главной для национального кинематографа темой стал анализ места Польши во время Второй мировой войны, немецкой оккупации,
Варшавского восстания
, судьбы бывших солдат
Армии крайова
. Происходящие демократические перемены временно позволили говорить об этих событиях достаточно открыто. При этом политическая цензура в социалистическом государстве влияла на творческий процесс и этим обусловила отличие Польской школы кинематографа от совершенно открытого итальянского неореализма. Тем не менее, авторы направления первыми в Восточной Европе ярко подчёркивали национальные особенности характера и открыто выступали против навязанных стандартов
социалистического реализма
. При этом существовали две основные тенденции развития движения: молодые режиссёры, как
Анджей Вайда
, исследовал героику польского народа (что по-разному оценивалось в различные исторические периоды)
, а другая группа (наиболее заметный из которых —
Анджей Мунк
) анализировали польский характер через иронию, юмор и развенчание национальных мифов. Среди не менее ярких режиссёров Польской школы кинематографа нужно назвать
Ежи Кавалеровича
,
Войцеха Ежи Хаса
,
Тадеуша Конвицкого
.
«
Человек на рельсах
» (
польск.
«Człowiek na torze»
, 1956 год) — о путево́м рабочем, уволенном по обвинению в саботаже;
«
Эроика
» (Героика,
польск.
«Eroica»
, 1958 год) — две новеллы, балансирующие на грани трагедии и комедии, о гранях проявления героизма;
«
Косоглазое счастье
» (
польск.
«Zezowate szczęście»
, 1960 год), в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика» — история незадачливого героя, который по недоразумению оказался в
исправительном заведении
и только там почувствовал себя на своём месте.
Ежи Кавалеро́вич
«
» (
польск.
«Prawdziwy koniec wielkiej wojny»
, в прокате СССР — «Этого забыть нельзя», 1957 год) — о повторной встрече мужа и жены, которые на долгие годы были разлучены войной и заключением в концентрационном лагере. Груз прошлого, препятствующий созданию будущего, затяжной психологический конфликт и эмоциональные травмы, вызванные войной — эти темы фильма оказали значительное влияние на картины польского кинематографа этого периода.
«
Загадочный пассажир
» (название в оригинале — «Поезд»,
польск.
«Pociąg»
, известен также как «Night Train» или «Baltic Express»
, 1959 год) — психологическая драма с детективным сюжетом. Фильм является «напряжённым, убедительным, проницательным портретом толпы, её поведения, эмоциональных потребностей, (подверженности) истерии».
«
Мать Иоанна от ангелов
» (
польск.
«Matka Joanna od Aniołów»
, 1961 год) — историко-психологическая драма. Фильм «Мать Иоанна от ангелов» служит «провокационным и навязчивым отображением вечной духовной борьбы человека с неопределимой природой греха и телесного существования».