Interested Article - Скола, Этторе

Э́тторе Ско́ла ( итал. Ettore Scola , 10 мая 1931 19 января 2016 ) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр, монтажёр. Создал почти 90 сценариев для кино, режиссёр-постановщик 39 картин.

Биография

Родился в многодетной семье врача из небольшого городка Тревико .

Кино там показывали два раза в год: привозили на грузовике и устанавливали экран на главной площади. Долгожданные киносеансы превращались для мальчика в настоящие праздники. Воспоминания о них навсегда оставят у него ностальгическую оскомину и со временем найдут отражение в его фильме « », история о «взлётах» и «падениях» провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 1980-м годам окончательно разоряет телевидение .

В самом начале своей карьеры, когда одновременно с учёбой на юридическом факультете Римского университета Этторе Скола поступит художником в юмористический журнал «Марк Аврелий», он знакомится с Федерико Феллини .

Окончил юридический факультет, с 1951 года стал выступать с юморесками и скетчами в сатирических журналах и на радио. В 1953 году он дебютировал как сценарист, писал для Дино Ризи и других режиссёров, часто в сотрудничестве с .

Как режиссёр дебютировал в 1964 году с комедией « ». Этот жанр надолго остался его любимым.

Постепенно его фильмы стали более серьёзными, проявляя зрелое социальное беспокойство и поиски значительного драматического контекста, однако ироничная или меланхолическая улыбка просвечивала сквозь самые серьёзные сюжеты.

В его фильмах снялись наиболее интересные итальянские актёры послевоенного периода: Софи Лорен , Марчелло Мастроянни , Альберто Сорди , Витторио Гассман .

Летом 2011 года он прервал все незавершённые творческие проекты (включая уже начатый фильм с Жераром Депардьё ) и заявил о своём уходе из кинематографа, мотивируя это тем, что мир кино не доставляет ему былой радости, счастья и ощущения лёгкости. «Нынешние законы кинопроизводства и дистрибуции мне больше не подходят. Для меня важнее всего иметь свободу выбора и сохранить за собой право сказать „нет“. Я же начал чувствовать, что теперь обязан соблюдать некоторые правила, которые мешают мне чувствовать себя свободным. Сегодня все решает рынок» .

Наиболее значимые фильмы

Драма ревности: Все детали в хронике (1970 год)

« » ( итал. Dramma della gelosia (tutti i particolari in cronaca) ) — история любви к продавщице цветов Аделаиде ( Моника Витти ) сразу двух мужчин — Оресте (Марчелло Мастроянни), безработного коммуниста, и Нелло ( Джанкарло Джаннини ), южанина, шеф-повара пиццерии. В этой ленте Скола добавил к социально-сатирической и эксцентрической традиции своих ранних режиссёрских работ долю мрачной иронии, едкого сарказма, что позднее будет развито в одном из лучших произведений итальянского кино — в трагикомедии « Отвратительные, грязные, злые ». Язвительный юмор, подчас довольно злой, относится вовсе не к несчастным героям, запутавшимся в своих интимных отношениях, а к той действительности, которая калечит людей, заставляет терять контроль над собой, срываться в неистовстве и даже покушаться на убийство. Подзаголовок «все детали в хронике» имеет сюжетное объяснение — уголовная хроника обсуждает обстоятельства криминального дела на почве ревности, что интересно обывателям не только в Италии. Для постановщика же важно восстановить ретроспективу всех подробностей происшедшего, чтобы проанализировать и понять на примере частного случая раздоров двух мужчин из-за одной женщины, явления более общего и общественно значимого порядка (Скола в тот период принадлежал к итальянской компартии и выдвигался в предполагаемый кабинет министров Италии от этой партии).

Первый фильм 39-летнего режиссёра, который получил международную известность, особенно после показа на Каннском кинофестивале , где Марчелло Мастроянни завоевал приз за лучшую мужскую роль.

Мы так любили друг друга (1974 год)

« Мы так любили друг друга » (( итал. C'eravamo tanto amati )) имеет посвящение Витторио Де Сика . Это история трёх десятилетий жизни Италии, показанная сквозь фокус взаимоотношений трёх друзей, участников Сопротивления ( Витторио Гассман , Нино Манфреди и ), любящих одну женщину — Лючиану ( Стефания Сандрелли ). Каждый из них пошёл по жизни своим путём. Один стал юристом-бизнесменом, предав свою любовь ради выгодного брака с богатой женщиной, дочерью своего работодателя. Другой увлекся утопическим проектом улучшения общества, ради чего даже оставил свою жену и ребёнка, подрабатывая на жизнь в телеконкурсе знатоков кино. Третий так и остался простым санитаром, но сумел впоследствии возвратить любовь Лючианы и создать с ней семью. Проходили 50-е , потом 60-е , начинались 70-х — со своими сложными переменами и новыми кинопристрастиями. Благодаря удачному драматургическому ходу, судьбы героев фильма воспринимаются не только в контексте итальянской истории, но и истории итальянского киноискусства: на экране возникают кадры картин Де Сика , Феллини , Антониони .

Отвратительные, грязные, злые (1976 год)

Один из образцов «комедии по-итальянски» в её трагикомическом варианте. Этторе Скола рассказывает о жизни «отверженных мира сего», поселившихся в жалких лачугах на окраине Рима . Горькое повествование о патриархальной семье одноглазого Джасинто (Нино Манфреди), который пытается утаить от многочисленных родственников свои сбережения, пронизывается комедийными, феерическими, почти пародийными сценами. Отвращение и злость перемешаны с неожиданной любовью и нежностью. Скола принимает своих героев такими, какие они есть, не желая вызвать жалость к убожеству или приукрасить отверженных для того, чтобы зрители полюбили их. В круговороте жизни, из которого почти невозможно вырваться, единственной надеждой может быть не абстрактная вера в добрую природу человека, а во вполне конкретных детей. В тех, что заперты в клетке-яслях на пустыре, или в ребёнка, который должен родиться у их юной воспитательницы, одной из внучек Джасинто.

Необычный день (1977 год)

« Необычный день » ( итал. Una giornata particolare ) — аллегорическое описание короткой любовной связи Антониэтты (Софи Лорен) и Габриэля (Марчелло Мастроянни) на фоне массового ликования жителей Рима по случаю прибытия в город Гитлера накануне Второй мировой войны . Май 1938 года. К Бенито Муссолини прибывает с официальным визитом Адольф Гитлер. Горожане отправляются в центр Рима приветствовать парадный кортеж. Отправляется туда и муж одной из римских домохозяек. Красавице становится скучно одной. Она использует отлучку мужа, чтобы завести знакомство с обаятельным соседом. Он — интеллектуал, журналист. Им предстоит провести вместе весь этот день, который сыграет решающую роль в их судьбе.

Бал (1983 год)

В фильме «Бал» ( фр. Le Bal ) без единого слова — средствами музыки и танца, цвета и света рассказывалась история Франции и французского кино за последние полвека: победа Народного фронта в 1936 году, нацистская оккупация, первые послевоенные годы, война в Алжире , майские события 1968 года . В картине звучат самые популярные мелодии прошедшего века, среди её персонажей возникают образы Жана Габена , Жана Марэ [ источник не указан 4558 дней ] и других звезд французского кино. Сердечный приступ, случившийся с 52-летним режиссёром во время съёмок, не помешал ему завершить этот фильм.

Семья (1986 год)

« » ( итал. La famiglia ) — история итальянской семьи с 1906 до 1986 года, любовные и житейские перипетии в жизни профессора литературы Карло . Кажется, почти ничего не происходит в старом семейном доме в Риме — кто-то рождается, подрастает, сочетается браком, уходит на фронт, ищет работу, переживает личные неурядицы, постепенно стареет, а потом взирает с недоумением на прошлое: а была ли жизнь?! И только многочисленные родственники, собравшиеся на 80-летие главы дома, запечатленные на очередной семейной фотографии, подтверждают своим присутствием, что с момента первого появления героя на экране ещё в младенчестве прошло очень много лет — и сменилось несколько поколений. Фильм получил 5 призов «Давид ди Донателло» — за фильм, режиссуру, сценарий, главную мужскую роль (Витторио Гассман) и монтаж, 6 «Серебряных лент» — за режиссуру, сценарий, женскую роль второго плана ( Оттавия Пикколо ), лучшей иностранной актрисе ( Фанни Ардан ), музыку, а также лучшему продюсеру ( ).

Нечестная конкуренция (2001 год)

« » ( итал. Concorrenza sleale ). Италия, Рим 1930-х годов. Вся Европа заражена вирусом фашизма. У двух торговцев одеждой, еврея и итальянца, магазины стоят бок о бок. Конкуренты прибегают к разным уловкам, чтобы опередить друг друга. Но антисемитская политика Муссолини заставляет двух конкурентов по-другому взглянуть на мир вокруг себя. Вскоре, из-за новых законов, Леоне лишается возможности зарабатывать себе на жизнь. Даже у туго соображающего типичного «маленького» итальянца-конкурента в последнюю минуту пробуждается совесть. В конце концов, вместе переживая трудности фашистской оккупации, они становятся друзьями.

Избранная фильмография (полнометражные фильмы)

Награды

Номинации

Примечания

  1. Ettore Scola // (англ.) — 2000.
  2. Ettore Scola // — 2005.
  3. — 2016.
  4. Юрий Коваленко. . «Известия» (30 августа 2011). Дата обращения: 2 сентября 2011. 16 июня 2012 года.
  5. Stefano Lo Verme. (итал.) . filmedvd.dvd.it (4 августа 2007). Дата обращения: 2 сентября 2011. Архивировано из 12 апреля 2008 года.
  6. (итал.) . «LA REPUBBLICA» (18 июля 1989). Дата обращения: 2 сентября 2011. 13 апреля 2012 года.
  7. Dave Kehr. (англ.) . Сhicagoreader. Дата обращения: 2 сентября 2011. 13 апреля 2012 года.
  8. Roger Ebert. (англ.) . rogerebert.com (1 января 1979). Дата обращения: 2 сентября 2011.
  9. Raimund Gerz. (нем.) . filmzentrale.com (март 1984). Дата обращения: 2 сентября 2011. 13 апреля 2012 года.
  10. Rita Kempley. (англ.) . The Washington Post (26 марта 1986). Дата обращения: 2 сентября 2011. 13 апреля 2012 года.
  11. . Дата обращения: 2 сентября 2011. 7 января 2013 года.
  12. Jake Wilson. (англ.) . Дата обращения: 2 сентября 2011. 13 апреля 2012 года.
  13. Enrico Lancia. I Nastri d'argento // I premi del cinema. — Gremese Editore, 1998. — P. 244. — 448 p. — ISBN 88-7742-221-1 .

Ссылки

Источник —

Same as Скола, Этторе