Крамер, Стэнли
- 1 year ago
- 0
- 0
Стэ́нли Эрл Кра́мер ( англ. Stanley Earl Kramer ; 29 сентября 1913 , Манхэттен , Нью-Йорк — 19 февраля 2001 , Вудленд-Хиллз , Калифорния ) — американский кинорежиссёр и продюсер , мастер остросоциальных драм. Наиболее примечательные картины режиссёра — « Нюрнбергский процесс », « Пожнёшь бурю », « Корабль дураков », « Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир » и «Не склонившие головы» («Скованные одной цепью») .
Режиссёр Стивен Спилберг описывал Стэнли Крамера как «невероятно талантливого провидца» и «одного из наших великих кинорежиссеров» — «не только за мастерство и страсть, которые он демонстрировал в своих фильмах, но и за то воздействие, что он оказывал на осознание окружающего нас мира» .
Стэнли Крамер родился в небогатой еврейской семье на Манхэттене , Нью-Йорк , в районе боен и складов, прозванном « Адской кухней » за грязь и жестокие нравы. Родители были разведены, и мальчика вырастили бабушка с дедушкой. В 1933 году Стэнли окончил Нью-Йоркский университет , и мать, работающая на киностудии Парамаунт , устроила его подсобником на студии.
«Они прошли так быстро, что я их не заметил»
- Стэнли Крамер о своих молодых годах
Вскоре стал клерком, потом ассистентом сценариста , редактором , монтажёром . Пройдя нелёгкой дорогой американской мечты , уже в годы Второй мировой войны начал сам делать агитационные антифашистские фильмы. Стремление к независимости, желание не только контролировать, но и управлять сюжетами фильмов заставило его стать продюсером, а в дальнейшем — кинорежиссёром . Сумел завести друзей и нужные связи, скопил денег и сразу после войны начал работать самостоятельно, основав собственную фирму. Создал в качестве продюсера такие фильмы, как « Чемпион » (1949) с Кирком Дугласом , « » (1949), « Ровно в полдень » (1952) с Гэри Купером , « Смерть коммивояжера » (1951), « Бунт на "Кейне" » (1954), « Дикарь » (1953) с Марлоном Брандо , которого Крамер, кстати сказать, первым вывел на экран в 1950 году в фильме Фреда Циннемана « Мужчины ». Спродюсированный Крамером «Дикарь» был первым в ряду картин о бунтующей молодёжи , став во многом символическим для целого поколения. Диалог с участием главного героя «Против чего ты бунтуешь, Джонни? — А что у вас есть?» как нельзя лучше описывает настроение тех неспокойных лет. Всё это вызывало недовольство правых кругов. Спенсер Трейси , снимавшийся во многих картинах Крамера, сказал о нём, что это человек, «который делает больше и проявляет больше упорства, чем кто-либо в американском кино. Он имеет мужество поступать согласно своим убеждениям, тогда как мужество в настоящее время редкое качество, а убеждения — и того реже».
Отстояв свою независимость в годы маккартизма , Крамер сам становится режиссёром и снимает фильм « Не как чужой » (1955) и серию остросоциальных лент, подвергая критике американское общество и ставя под вопрос способность личности защитить свободу и человечность в безумном мире эгоизма, равнодушия, жестокости и предрассудков, — « Не склонившие головы » (в советском кинопрокате — «Скованные одной цепью»), « Конец света », « Пожнёшь бурю », « Нюрнбергский процесс ». Прямой наследник социального реализма Фрэнка Капры , Уильяма Уайлера и Джона Форда , Крамер равнодушен к новаторским поискам и предпочитает традиционный стиль, выдвигая на первое место тему, конфликт, борьбу идей и придавая особое значение игре актёров и сценарию. Он подчёркивал: «…основное в моих фильмах — сюжет и содержание. В конце концов главное — в том, чтобы у тебя было что сказать зрителю». Как заявлял Крамер, он не верит, «что может быть хорошей картина, которая не доходит до широкого зрителя. Если фильм не преодолел грань между специалистами и публикой — значит, в его основе или в его форме скрыт какой-то изъян, значит, фильм сделан плохо».
«Крамер начал как продюсер, и именно в этом качестве он до сих пор наиболее известен в Америке. Дело в том, что он сразу стал независимым и очень влиятельным продюсером и в создании своих фильмов конца 40-х — начала 50-х годов играл чуть ли не большую роль, чем режиссёр. <…> Он первым начал ставить не развлекательные, а серьёзные фильмы. Фильмы, затрагивающие жизненно важные темы в их реальном аспекте. И Крамера ждала участь любого бунтаря. Следующее поколение кинематографистов подняло бунт против него. Его сентиментальность, его неспешный стиль, сама его серьёзность стали символами вопиющей старомодности. Серьёзность отношения к жизни в конце 40-х и в 50-х годах, когда на сцене царил Теннесси Уильямс , а на экране Стенли Крамер, была одним из главных направлений в театре и в кино. После Крамера она стала скорее шокирующим исключением».
- Ричард Корлисс , кинокритик журнала «Тайм»
В 1963 году Стэнли Крамер обратился к редкому для себя комедийному жанру и снял « Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир » — трёхчасовой фильм о бешеной гонке за спрятанными сокровищами, в котором были заняты известнейшие комедийные актёры нескольких поколений — Милтон Берл , Сид Сизар , Фил Сильверс , Бастер Китон , Микки Руни и Терри-Томас . Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.
В дальнейшем его фильмы, такие как « Корабль дураков », « Благослови зверей и детей », « Оклахома, как она есть », « И спотыкается бегущий » характеризуются печальным осознанием неспособности преодолеть зло в обществе и в человеке.
«Когда я делал „Корабль дураков“, я думал, что он станет величайшим фильмом всех времен и народов, но ошибся. Пересматривая его сейчас, вижу, что это была неплохая работа, и фильм не зря получил 9 номинаций на „Оскара“. Но от совершенства далёк. Как, впрочем, и всё остальное. Это моя вечная ошибка. Когда я делал „Безумный мир“, я рассчитывал, что это будет самая смешная комедия на свете. И опять просчитался. Я всегда хотел больше, чем мог. Впрочем, о „Нюрнбергском процессе“ я не жалею, хотя едва на нём окупил затраты. Но что-то сейчас этот фильм довольно часто показывают по телевидению. Похоже, что его посыл не стареет. Конечно, действия там немного. Но зато драма настоящая».
- Стэнли Крамер
В течение всей творческой жизни Крамера отличало внимание к сложным проблемам жизни общества. Он снимал фильмы о расизме , о военных преступлениях нацистов , о социальной справедливости , о ядерной катастрофе . При этом он говорил, что не хотел бы, чтобы на него навешивали ярлык «проблемного» режиссёра. На вопрос о том, почему же он тогда так часто снимает именно такие фильмы, Крамер отвечал, что работает над теми темами, которые затрагивают его эмоционально. По словам режиссёра, характерная черта его творчества — «утверждение человеческой личности, которая сможет жить в обществе справедливости. В этом и состоит цель кинематографа: помочь человеку стать лучше».
В Советском Союзе Крамер приобрёл репутацию прогрессивного режиссёра, и многие его картины, такие как « Не склонившие головы » («Скованные одной цепью»), « Пожнёшь бурю », « Нюрнбергский процесс », « Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир », « Корабль дураков », « Благослови зверей и детей », « Принцип домино » с успехом прошли в советском прокате .
Стэнли Крамер был женат трижды. (род. в 1926), актриса театра, кино и телевидения. Брак заключён 15 сентября 1945 года, аннулирован 9 октября того же года. Детей нет.
Энн П. Крамер (1926—2000), киноактриса. Брак заключён 3 июня 1950 года, 10 июля 1964 года последовал развод. Дочь — Кейси (род. в 1950-х), стала актрисой кино и телевидения ; и сын Ларри (1950—2010), кинематографист .
Карен Шарп (род. 1934), актриса кино и телевидения, продюсер. Брак заключён 1 сентября 1966 года и продолжался до самой смерти мужа. Дочери: Кэт (род. в конце 1960-х), актриса и продюсер ; и Дженнифер (род. в начале 1970-х), актриса .
неполный список
За всю свою долгую карьеру Стэнли Крамер создал 40 фильмов, которые в целом получили 80 номинаций на « Оскара ». Этой премии удостоились почти все актёры Крамера, его сценаристы, его композитор (всего 16 наград), но сам Крамер получил от Академии лишь награду имени Ирвинга Тальберга в 1961 году, хотя 9 раз был номинирован на «Оскара» как режиссер и как продюсер .