Interested Article - Ставки на завтра

« Ставки на завтра » ( англ. Odds Against Tomorrow ) — фильм-нуар Роберта Уайза . Премьера состоялась 15 октября 1959 года .

По утверждению кинокритика « Нью-Йорк таймс » Стивена Холдена, это был «первый фильм нуар с чёрным главным героем» . Продюсером фильма выступил популярный негритянский музыкант Гарри Белафонте , сыгравший в этом фильме свою лучшую драматическую роль в кино.

В 1960 году фильм был номинирован на « Золотой глобус » как «лучший фильм, содействующий международному взаимопониманию» .

Создатели фильма и исполнители главных ролей

В основу фильма положен одноимённый роман 1957 года криминального автора . Помимо данного фильма, по его книгам было снято ещё несколько сильных полицейских фильмов нуар, среди них « Большая жара » (1953), « » (1954) и « Полицейский-мошенник » (1954). Сценарий фильма написал Абрахам Полонски . Так как его фамилия фигурировала в « чёрных списках » лиц, которым по политическим мотивам было запрещено работать в Голливуде, он написал сценарий под именем своего друга, чернокожего писателя . В 1996 году Гильдия писателей Америки восстановила его имя в титрах фильма .

Режиссёр Роберт Уайз снял немало успешных фильмов, наиболее известные среди них — музыкальные драмы « Вестсайдская история » (1961) и « Звуки музыки » (1965), фантастические фильмы « Похитители тел » (1945), « День, когда остановилась Земля » (1951) и « Штамм Андромеда » (1971). Среди его нуаров наиболее значимые — « Рождённый убивать » (1947) и « Подстава » (1949), также с Робертом Райаном в главной роли.

Роберт Райан снялся в нуарах « Перекрёстный огонь » (1947), в основе которого также лежит мотив национальной ненависти, « Акт насилия » (1948) и « На опасной земле » (1951). В криминальном триллере « Плохой день в Блэк Роке » (1955) Райан исполнил роль хозяина городка на Диком Западе, убившего фермера-японца «из-за ненависти к японцам» . Эд Бегли сыграл значимые роли второго плана во многих фильмах нуар, среди них « Бумеранг! » (1947), « Улица без названия » (1948), « Извините, ошиблись номером » (1948), « На опасной земле » (1951) (с Райаном) и в очень успешной судебной драме « 12 разгневанных мужчин » (1957). Шелли Уинтерс снялась в нуарах « Двойная жизнь » (1947), « » (1948), « Ночь охотника » (1955) и « Большой нож » (1955), а также у Уайза в драме « Номер для директоров » (1954). Среди многочисленных фильмов нуар с участием Глории Грэм наиболее важными стали « Перекрёстный огонь » (1947, с Райаном), « В укромном месте » (1950), « » (1952), « Большая жара » (1953) и « Человеческое желание » (1954).

Сюжет

В Нью-Йорке бывший полицейский Дэвид Бёрк ( Эд Бегли ), уволенный со службы за нечистоплотность, предлагает высокомерному и раздражённому крутому парню Эрлу Слейтеру ( Роберт Райан ) ограбить банк, обещая ему 50 тысяч долларов в случае успеха. Хотя Эрл уже дважды сидел за серьёзные преступления, включая убийство, он не считает себя грабителем, и поначалу отказывается от предложения, но, соблазнённый суммой гонорара, соглашается.

После этого Бёрк пытается вовлечь в дело страдающего игровой зависимостью музыканта ночного клуба Джонни Инграма ( Гарри Белафонте ), который уже проиграл более семи тысяч долларов на скачках, взятых в долг у местного криминального ростовщика Бакко (Уилл Кулува). Поначалу Джонни также отказывается от предложения и уходит. По просьбе Бёрка вечером Бакко приходит к Джонни в клуб и угрожая ему, его жене и ребёнку, требует, чтобы тот выплатил долг в течение суток. Когда на следующее утро во время прогулки с дочерью в Центральном парке Джонни понимает реальность угрозы, видя, что за ними ведут слежку двое подручных Бакко, он звонит Бёрку, и соглашается принять участие в ограблении.

Эрл вместе с Бёрком едут в небольшой городок Мелтон недалеко от Нью-Йорка, где Бёрк показывает банк, который предлагается ограбить, и на месте объясняет план ограбления. В четверг вечером перед днём зарплаты из сейфов банка извлекается большое количество наличных, которые кассиры распределяют для поставки предприятиям. Каждый вечер чернокожий курьер приносит из соседнего ресторанчика кофе и бутерброды, которые через служебную дверь забирают сотрудники банка. С помощью подставного чернокожего курьера Бёрк и предполагает проникнуть в банк. Однако услышав, что в деле будет участвовать чернокожий, Эрл отказывается принимать в нём участие.

Эрл живёт у нелюбимой, но влюблённой в него подруги Лорри ( Шелли Уинтерс ). Она вскоре будет назначена управляющей магазином, и готова содержать их обоих. Однако Эрл не удовлетворён таким положением, он хочет иметь свои деньги и чувствовать себя независимым. В отсутствие Лорри Эрл занимается любовью с соседкой Хелен ( Глория Грэм ), которая почти ежедневно заходит к нему в гости, видимо, возбуждённая как самим Эрлом, так и тем фактом, что он когда-то убил человека. В конце концов Эрл решает пойти на дело с Бёрком.

Рут ( ), бывшая жена Джонни, приходит забрать дочь. Из разговора становится ясно, что Джонни любит Рут, и она как будто тоже любит его, однако не вернётся к нему до тех пор, пока он не избавиться от зависимости от азартных игр. Джонни разгневан тем, что Рут способна сама наладить свою жизнь, и поддерживает близкие деловые и личные связи с белыми. Он говорит, что белые и чёрные живут в различных мирах, и когда Рут пытается вписаться в мир белых людей, она только обманывает себя.

Вечером накануне ограбления Бёрк, Эрл и Джонни встречаются для обсуждения плана. Эрл всячески подчеркивает своё пренебрежительное отношение к Джонни, но Бёрк пытается убедить его, что все они равноправные партнёры в этом деле. На следующее утро Джонни добирается до Молсона на электричке, Бёрк едет на собственной машине, а Эрл - на специальном автомобиле с форсированным двигателем, на которой предполагается скрыться после ограбления. При встрече на берегу реки, Эрл и Джонни снова начинают пререкаться. Затем все расходятся до вечера в ожидании начала ограбления.

В шесть часов вечера Бёрк подъезжает к ресторану около банка. Увидев направляющегося в банк курьера, он подходит к нему, чтобы опрокинуть поднос, но в этот момент посторонние мальчишки толкают курьера, в результате еда и кофе падают на дорогу. В этот момент Джонни, загримированный под курьера, подходит к банку и стучит в дверь. Когда охранник открывает дверь, чтобы забрать поднос с едой, в помещение врывается вся тройка грабителей. Пока Эрл держит на мушке сотрудников банка, Джонни и Бёрк складывают деньги в сумку. По плану, чтобы не привлекать внимание прохожих, за машиной из банка должен был выйти замаскированный под курьера Эрл. Но Джонни из отвращения к Эрлу отказывается передать ему ключи. В итоге за машиной выходит Бёрк.

Вид выходящего из банка незнакомого человека с сумкой вызывает подозрение проезжающего мимо полицейского патруля, который требует Бёрка остановиться и предъявить документы. В этот момент срабатывает система сигнализации, которая провоцирует перестрелку, в ходе которой Бёрк получает серьёзное ранение и падает на тротуар, а Джонни и Эрл, отстреливаясь, успевают спрятаться за угол здания. Однако они не могут воспользоваться автомобилем, поскольку ключи остались у Бёрка. Видя, что он обречён, Бёрк кончает жизнь самоубийством. Джонни приходит в ярость от поведения Эрла, и начинает стрелять в него, а затем преследует его. Отстреливаясь, Эрл забирается на территорию находящегося по соседству нефтеперерабатывающего завода. Джонни загоняет Эрла на крышу огромных цистерн с горючим, и, когда они стреляют друг в друга, цистерны взрываются.

Уже после взрыва представители властей разбирают завалы и находят останки двух тел. Один спрашивает: «Кто из них кто?», второй отвечает: «Выбирай сам».

В ролях

Оценка критики

Журнал « Варайети » в 1958 году написал о фильме: «С одной стороны, «Ставки на завтра» представляет собой напряжённую криминальную мелодраму. С другой стороны, это аллегория на темы расизма, алчности и человеческой предрасположенности к саморазрушению. Не вполне удавшись во втором смысле, фильм тем не менее преуспел в первом. Суть сценария, в основу которого положен одноимённый роман Уильяма П. МкГивена, заключается в том, шансов на завтра может вовсе не быть, если не будет понимания и терпимости сегодня. Эта мысль изложена в форме криминальной истории, но такие рамки не в полной мере способствуют её донесению до аудитории... Гарри Белафонте, Роберт Райан и Эд Бегли (формируют) плохо сочетающееся трио, успех которого может быть основан только на самом тесном командном взаимодействии. Белафонте, играющий на скачках музыкант ночного клуба, похож на подростка. Райан – психопат. Бегли, уволенный за нечестность бывший коп, вынес из жизни понимание, что главное – это не быть пойманным. Режиссёр Роберт Уайз добился от актёров тонкой игры. Белафонте демонстрирует свою самую крепкую и стабильную игру. Райан заставляет мурашки бежать по телу в роли нетерпимого фанатика. Бегли создаёт великолепный портрет глупого, сбитого с толку человека, который умирает, как и жил, так и не поняв, во что он впутался. Чёрно-белая операторская работа Джозефа Брана улавливает мрачный дух истории, подчёркивая его мерцающей атмосферической съёмкой. Невротически-резкий прогрессивный джаз Джона Льюиса должным образом поддерживает атмосферу картины» .

В 1959 году Босли Кроутер написал в « Нью-Йорк таймс »: «В предприятии, столь тонком и опасном, как ограбление банка, очень неразумно, чтобы двух его участников разделяли расовые предрассудки. Это единственная необычная идея, которую несёт фильм «Ставки на завтра», острая, жёсткая, полная саспенса мелодрама… Нарастание драматизма в этой криминальной драме поднимается на художественный уровень, редко достижимый на экране. При лаконичном и действенном режиссёрском реализме Роберта Уайза, последней сходной работой которого был тюремный фильм « Я хочу жить! », эта драма накапливает энергию с быстрой и легкой ясностью, придавая произведению в целом интенсивно-острое, истинно живописное качество. Следуя зарекомендовавшей себя технике так называемого «документального стиля», мистер Уайз ставил уличные сцены непосредственно в Нью-Йорке и городе Гудзон , что придало прекрасной операторской работе Джозефа Брана реалистический вид. А его отличные актёры создали чёткие и убедительные образы. Мистер Райан великолепен, холоден и резок, в роли никчёмного человека с Юга, чья ненависть глубоко укоренена и порочна, напоминая об убийце-антисемите, которого он сыграл в фильме «Перекрёстный огонь» десять лет назад. Твёрдый и уверенный в себе, мистер Белафонте абсолютно убедителен в роли гарлемского музыканта, страсть которого к игре на ипподроме толкает на отчаянное преступление. Мистер Бегли создаёт образ крепкого, коварного, хладнокровного коррумпированного копа, а Шелли Уинтерс, Глория Грэм и Ким Хэмилтон хороши в своих небольших ролях»

Джонатан Розенбам написал в «Чикаго ридер»: «Этот претенциозный, но по большей части неудачный чёрно-белый триллер об ограблении … основывается на метафорической ситуации, хотя съёмки фильма на Манхэттане и в штате Нью-Йорк представляет интерес. Три отчаянных человека планируют ограбить банк, но расовый конфликт между двумя из них угрожает испортить всё дело. Бегли, в некоторых смыслах, самый интересный член трио, к сожалению, наименее проработан, а джазовая музыка Джона Льюиса, также как и роли Шелли Уинтерс и Глории Грэм стали лишь демонстрацией других упущенных возможностей. Жан-Пьер Мельвиль боготворил этот фильм, хотя я не очень понимаю, за что…» .

Кинокритик Деннис Шварц в 2005 году назвал картину «мощным фильмом нуар с акцентом на социально значимые вопросы», продолжив: «Это мрачная история об ограблении, тревожная по причине расовой напряжённости, которую она вскрывает, и пессимистичности истории, которая выразила потаённые страхи 1950-х годов, вырвавшиеся наружу в следующем десятилетии. Гарри Белафонте купил права на экранизацию романа, и его компания работала над сценарием. Режиссёр Роберт Уайз предложил сделать его более жёстким. Авторы Нельсон Гиддинг и внесённый в «черные списки» Абрахам Полонски (используя имя своего друга Джона О. Килленса) переработали прежний оптимистический финал, в котором цвет денег приводил к расовой гармонии, на финал, в котором белый фанатичный рецидивист и озабоченный проблемами чёрный музыкант сгорают дотла при взрыве, так и не примирившись, несмотря на деньги. После того, как они разрывают своё вынужденное партнёрство, которое основывалось на алчности, устраивая перестрелку на нефтеочистительном заводе (окончание, немного напоминающее « Белое каление »), их сожжённые трупы становятся не отличимыми друг от друга. Фильм более всего запомнился великолепной черно-белой атмосферической операторской работой Джозефа Брана и обогащающей его мрачной джазовой музыкой пианиста Джона Льюиса… Несмотря на свои претензии, фильм оказался не в состоянии сказать о расизме так, как, наверное, думали об этом авторы (слишком многое было очевидным и упрощённым), но он очень сильно снят Уайзом и хорошо сыгран великолепным актёрским составом. В нём были свои необычные, западающие в память моменты. В частности, трудно забыть соседку Райана сверху в исполнении горячей Глории Грэм, которая спрашивает у него, какое испытываешь чувство, когда убиваешь человека, а сразу после этого занимается с ним любовью» .

Примечания

  1. . Дата обращения: 1 октября 2017. 8 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 1 октября 2017. 11 сентября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 27 ноября 2013. 19 декабря 2013 года.
  4. . Дата обращения: 27 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  5. . Дата обращения: 1 октября 2017. 25 августа 2017 года.
  6. . Дата обращения: 27 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  7. . Дата обращения: 27 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Ставки на завтра