Белая лента (Россия)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Белая лента » ( нем. Das weiße Band , подзаголовок фильма — «Немецкая история о детях» нем. Eine deutsche Kindergeschichte ) — чёрно-белый художественный фильм , экзистенциальная притча австрийского режиссёра Михаэля Ханеке , повествующая о загадочных событиях в отдалённой деревне на севере Германии накануне Первой мировой войны . Удостоен множества наград, в том числе « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля и двух номинаций на премию « Оскар ».
Германия, 1913 год. Во вполне благополучной германской деревне внешне всё тихо и благопристойно. Но однажды в этом «медвежьем углу» начинают происходить зловещие, таинственные события, вроде насилия, учинённого неизвестными над умственно отсталым мальчиком. Подозрение падает на детей отличающегося строгим нравом местного пастора , которые с младенчества носят белые повязки «как символ чистоты и невинности, а в душе у них в результате прорастают в знак протеста ложь, зло, тяга к насилию» .
Молодой сельский учитель пытается разобраться во всём этом, но почти за каждым из жителей деревни стоят свои тёмные тайны, и никто не хочет, чтобы они выплыли наружу. Почти у каждого персонажа две стороны — одна внешняя, привычная и «благопристойная», а другая — внутренняя, отягощённая какой-либо тайной или неблаговидным действием.
Сюжет фильма остаётся недосказанным и заканчивается во время начала Первой мировой войны , причём имена преступников остаются нераскрытыми.
Актёр | Роль |
---|---|
Кристиан Фридель | школьный учитель |
Эрнст Якоби | школьный учитель (голос за кадром) |
пастор | |
Леони Бенеш | Ева |
Ульрих Тукур | барон |
Урсина Ларди | баронесса |
Зиги | |
домашний учитель | |
жена пастора | |
Клара | |
Мартин | |
Адольф | |
Маргарете | |
Густав | |
Йозеф Бирбихлер | управляющий поместьем |
Габриэла Мария Шмайде | жена управляющего поместьем |
Эрна | |
Георг | |
Фердинанд | |
доктор | |
Сусанна Лотар | акушерка |
Карли | |
фермер | |
фермер (озвучка) | |
Биргит Минихмайр | Фрида |
Макс | |
Карл | |
Эльза | |
Софи | |
Курти | |
Детлев Бук | отец Евы |
мать Евы |
Мировая премьера картины состоялась 21 мая 2009 года на 62-м Каннском фестивале , где он удостоился главного приза и получил положительные отзывы кинопрессы . В конце года картина получила ряд наград: Премия Европейской киноакадемии за лучший фильм и за режиссуру , «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и многие другие. Подводя итоги первого десятилетия 21-го века, мировые аналитики включили «Белую ленту» в список лучших фильмов 2000-х .
Каннское жюри под председательством Изабель Юппер (сыгравшей свою лучшую роль в « Пианистке » Ханеке) присудило фильму « Золотую пальмовую ветвь ». Среди других кинокритиков выбор жюри предсказал Андрей Плахов , который определил «Белую ленту» как кино «сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом, но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей» .
Ханеке работал над проектом более 10 лет, изначально он планировал снять мини-сериал для австрийского телевидения. На роли детей были проведены пробы более 7000 человек во время шестимесячного подбора актёров. На роли взрослых героев Ханеке в основном взял актёров, с которыми уже работал ранее. Роль пастора должен был исполнить Ульрих Мюэ , однако он умер в 2007 году до начала съёмок. Его вдова Сусанна Лотар сыграла роль акушерки.
Структурно и тематически «Белая лента» напоминает предыдущий фильм Ханеке, « Скрытое », но вместо частной жизни одного семейства в объектив режиссёра в этот раз попадает целый народ . Ханеке вновь рисует систему тотального доминирования над личностью и приходит к неутешительным выводам о цикличности насилия в человеческом обществе . Холодный монохром кинематографии напоминает фотографии Августа Зандера . Белые повязки приобретают дополнительную символическую нагрузку как предтеча нацистских нарукавных повязок и жёлтой звезды еврейских гетто . Как и в «Скрытом», открытый финал имитирует вечную незавершённость жизни.
Режиссёр продолжает тему насилия в более глобальном плане на примере мировой истории . Сюжет развивается постепенно и ставит риторические вопросы . Главной проблемой становится зарождение жестокости среди юного поколения, намекая на грядущее становление фашистской диктатуры .
Картина собрала резко полярные оценки мировой кинопрессы, критики хвалили её за сильную операторскую и режиссёрскую работу, продуманные диалоги, но в то же время обвиняли в монотонности и недосказанности :