Interested Article - Гордость (фильм)
- 2020-10-30
- 1
Гордость ( англ. Pride ) — драматический фильм 2014 года , ставший второй работой в кино для режиссёра после 15 лет театральной деятельности. Лента рассказывает о малоизвестном эпизоде истории Великобритании — о том, как группа геев и лесбиянок из Лондона объединились для того, чтобы собрать деньги для бастующих шахтеров в Уэльсе во время подавления профсоюзного движения премьер-министром Маргарет Тэтчер .
Мировая премьера «Гордости» состоялась в рамках 67-го Каннского кинофестиваля , где картина закрывала программу Двухнедельник режиссёров ( англ. Directors' Fortnight ) . По итогам фестиваля фильм получил награду « Queer Palm » . После этого последовал международный прокат и показы на разнообразных фестивалях, в том числе в Торонто , получение трёх Премий британского независимого кино , включая главную — « за лучший британский независимый фильм » , а также номинация на премию « Золотой глобус » в категории « лучший фильм — комедия или мюзикл » . Фильм был удостоен премии BAFTA в номинации « лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера » .
Сюжет
Действие фильма, основанного на реальных событиях, разворачивается в 1984 году — в период правления премьер-министра Маргарет Тэтчер и в разгар всеобщей забастовки шахтеров в Великобритании . Коммунист и гей Марк Эштон спонтанно организует сбор пожертвований для шахтёров во время лондонского гей-парада , после чего собирает небольшую группу лесбиянок и гей -активистов , чтобы продолжить собирать деньги для семей шахтёров. Кампанию называют Lesbians and Gays Support the Miners , LGSM, помимо Эштона в неё входят лесбиянка Стеф, молодая пара Джефф и Реджи и закрытый гей Джо, а её штаб-квартирой становится магазин Gay’s the Word , который держит гомосексуальная пара среднего возраста: валлиец Гетин и Джонатан, также вступившие в организацию.
Национальный союз горняков отверг собранные средства, не желая брать помощь из рук представителей гей-движения , и LGSM выбрали небольшую шахтёрскую деревню , которой собрались передать финансовую помощь в качестве акта солидарности . Дай Донован, представитель онллуинского забастовочного комитета, встречает LGSM в Лондоне. Узнав, что означают буквы L и G в названии организации, Донован удивляется, но соглашается поблагодарить ЛГБТ-сообщество в гей-баре ; его весёлую и доброжелательную речь встречают аплодисментами. LGSM продолжают собирать деньги.
Онллуинский женский комитет обсуждает, пригласить ли LGSM в деревню в качестве благодарности; Хевина Хидон и несколько других женщин считают, что приглашать нужно всех, но их оппонентка Морин Барри заявляет, что испытывает отвращение к гомосексуалам. Недавно переехавшая в Онллуин Шан Джеймс , помогавшая комитету, рьяно защищает LGSM, после чего принимается решение всё же пригласить их, а Шан вступает в комитет. Официальная часть визита проходит холодно, однако позже Джонатан учит Шан закону о полиции и правам задержанных, что та использует, чтобы заставить полицейских отпустить задержанных во время забастовки мужчин. После того, как онллуинцы узнают об этом, отношение к LGSM теплеет, однако разозлённая Морин сообщает о «нашествии извращенцев» в жёлтую прессу. Таблоиды начинают потешаться над шахтёрами, и Национальный союз горняков созывает голосование, которое должно определить, может ли Онллуин продолжать принимать помощь LGSM.
Эштон решает, что LGSM должны реаппроприировать заголовки газет, и организует масштабный концерт Pits and Perverts (с англ. — «Шахты и извращенцы») в , хедлайнерами которого становятся Bronski Beat . Дай, Хевина, Шан и несколько женщин из Онллуина посещают концерт, планируя успеть домой до голосования, но его неожиданно переносят на три часа раньше. Концерт проходит с большим успехом, LGSM собирает несколько тысяч долларов для Онллуина, но в отсутствие поддержки Хевины и остальных Союз голосует за запрет принимать помощь от этой группы. В это же время Эштон встречает бывшего любовника, умирающего от СПИДа, что приводит его в отчаяние, он покидает группу. Родители Джо обнаруживают, что он гей, и запирают его в доме. Гетин, ранее отказывавшийся помогать шахтёрам из-за того, как негативно его валлийские соседи отнеслись к его каминауту , пытается собирать деньги в одиночку, во время фандрайзинга на улице его избивают, и Гетин попадает в больницу.
После окончания забастовки Джо сбегает из дома возвращается в Онллуин, чтобы поддержать шахтёров, и встречает там подавленного Эштона. Последний ругает Джо за нежелание идти на конфронтацию с родителями. Шан подбирает Джо в микроавтобус, подаренный LGSM, и посещает вместе с ним Гетина в больнице, где Джонатан сообщает ей, что болен ВИЧ, а также настоятельно советует ей получить высшее образование. Шан привозит Джо домой в микроавтобусе, что шокирует его родственников, но он пользуется моментом, чтобы забрать вещи и уйти из дома. Стеф решает приютить его.
Утром перед гей-парадом 1985 года Эштон возвращается в магазин Gay’s the Word, извиняется перед присутствующими и возглавляет колонну LGSM на параде, к которой неожиданно присоединяется несколько сотен шахтёров.
Во время титров сообщается, что Эштон умер от СПИДа, Шан окончила университет и избралась в парламент, Джонатан жив и отпраздновал 65-летие, а поддержка Союза горняков позволила Лейбористской партии включить в программу партии защиту прав геев и лесбиянок.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Билл Найи | Клифф |
Имельда Стонтон | Хевина Хидон |
Доминик Уэст | Джонатан Блэйк |
Эндрю Скотт | Гетин Робертс |
Джордж МакКей | Джо Купер |
Бен Шнетцер | Марк Эштон |
Джозеф Гилган | Майк Джексон |
Фредди Фокс | Джефф Коул |
Пэдди Консидайн | Дай Донован |
Фэй Марсей | Стэф |
Стелла | |
Джесси Кейв | Зои |
Шан |
Производство
Во время забастовки
Маргарет Тэтчер
заявила, что такого понятия как общество не существует. Есть лишь отдельные люди — мужчины и женщины, и есть семьи. Главные герои «Гордости» убеждены в обратном. Они верят в силу единства. Обе действующие в фильме группы: и LGSM, и шахтеры настроены на политическую борьбу, но нас куда больше привлекают в них их человеческие качества. Уже монтируя картину, я вдруг осознал, что развитие её сюжета: постепенно формирующиеся и развивающиеся отношения между кажущимися антагонистами, которые каким-то образом все же преодолевают стоящие между ними препятствия, превращает фильм в классическую романтическую комедию. Однако, в отличие от традиционного ромкома, отношения эти развиваются не между двумя людьми, а между двумя группами, двумя сообществами. И движет ими не романтическая любовь, а сочувствие. Именно это чувство и лежит в основе того, что мы называем обществом.
Режиссёр картины
Сценарист рассказал, что услышал об этой реальной ситуации «в начале 1990-х, во время второго раунда закрытия шахт. Как наивный 21-летний человек, я задал вопрос: почему мы должны поддерживать шахтеров, они не поддерживают нас. Кто-то отвел меня в сторону и сказал: Позвольте я расскажу вам небольшую историю» — «и услышав её, в ту минуту я подумал „ничего себе“. Это полностью изменило мой взгляд» . Данный сюжет заинтересовал продюсера , занимавшегося маркетинговыми кампаниями . Он говорил, что во время работы над фильмом «было очень много детективной работы, так как было очень мало информации. LGSM были молоды и неопытны, но мне удалось выследить некоторых из них. Я нашёл Майка Джексона, который был их секретарем, и он мне здорово помог. У него были записи всех встреч до каждой минуты и все газетные вырезки, и этот поиск был похож на открытие гробницы Тутанхамона . Я сделал несколько визитов в Уэльс , в , чтобы поговорить с участвовавшими в этом женщинами и мужчинами. Я не был уверен, какой приём я получу, но они были так счастливы рассказать свою историю» .
Актёр Билл Найи заявил, что «это один из величайших сценариев, которые я когда-либо читал в своей жизни. Хорошие сценарии редки, а смешные ещё реже, но я смеялся от начала и до конца. И даже после нескольких раз я никогда не оставался без слёз», потому что «две основные темы очень близки моему сердцу. Если бы ваши внуки задали вопрос о том, какими событиями в вашей жизни вы больше всего гордитесь, то одним из них может быть движение за гражданские права в Америке , а другим будет эмансипация геев и лесбиянок » , добавив, что гордится тем, что «был свидетелем развития обоих феноменов социальной жизни. Фильм рассказывает в том числе и об этом тоже, но не назидательно, а в легкой, развлекательной манере» . В свою очередь, Эндрю Скотт отметил, что «это не гей-фильм, он о человечности. Все на съёмках ответили на это чувство очень страстно. Они чувствовали огромную ответственность, будь они мужчины, женщины или геи. Наши личные истории нет ничего общего с тем, что мы хотим для общества в целом» .
Прокат
Показы на фестивалях и кинотеатрах
Премьера фильма «Гордость» прошла на 67-м Каннском кинофестивале , где он снискал овации зрителей и получил специальную награду — « Queer Palm » . Затем фильм был показан на Кинофестивале в Торонто , после чего был выпущен в кинотеатрах по всей Великобритании 12 сентября 2014 года компанией « Pathé », равно как и во Франции . В США фильм был выведен компанией « CBS Films » в ограниченный прокат 26 сентября в Нью-Йорке , Лос-Анджелесе и Сан-Франциско .
3 ноября картина была номинирована на несколько наград Премии британского независимого кино , наряду с фильмами « 71 » и « Игра в имитацию » . Церемония вручения премии состоялась 7 декабря в под председательством Тома Хупера . Гордость выиграла три ведущих награды — « за лучший британский независимый фильм », «лучшей актрисе второго плана» и «лучшему актёру второго плана» .
Споры об определении категории рейтинга
Решение о выдаче фильму категории рейтинга «R» было принято Американской ассоциацией кинокомпаний , согласно которому, просмотр данного фильма запрещен лицам, не достигшим возраста 17 лет без сопровождения взрослых . Данное решение было подвергнуто критике со стороны сторонников ЛГБТ-движения , описавшим его как гомофобное и «драконовское» . Параллельно, другие фильмы, связанные с темой ЛГБТ, такие как « Когда лучший друг – гей » (2013) и « » (2014) также получили рейтинг «R» . Первоначально в Ассоциации не давали комментарий по этому поводу , но позже член правления Джоан Грэйвс заявила, что под категорию «R», попадают фильмы «независимо от направления их сюжетных линий», приведя в пример « Эрин Брокович », « » и « Фрост против Никсона » из-за наличия «материалов с насилием, сексом, употреблением наркотиков или ругательствами» . Британский ЛГБТ-активист Питер Тэтчелл по этому поводу отметил, что «в „Гордости“ нет никакого существенного акцента на сексе или насилии, оправдывающем высокие рейтинги. Американская классификация после просмотра любого фильма даже с самым мягким гей-содержанием, кажется, автоматически признаёт его непригодным для людей до 17 лет» .
В Великобритании картина получила Британского совета по классификации фильмов за сцены в гей-клубе с людьми, «носящими бондажную одежду», а также из-за случая, когда «женщины хохочут, после того как нашли фаллоимитатор и несколько порно журналов в спальне», и кроме того из-за нескоольких случаев применения наркотиков и кадров «очень мягкого насилия» .
Кассовые сборы
В первый уик-энд в Великобритании «Гордость» собрала 718 778 фунтов стерлингов , став третьей самой кассовой лентой выходных после мультфильма « Семейка монстров » и фильма « Люси » . Тем временем, в Мемориальный фонд памяти Марка Эштона , умершего в возрасте 26 лет от болезни, вызванной СПИДом, было пожертвовано больше 10 тысяч фунтов стерлингов. Его друг Крис Берч отметил, что «он был ирландцем, коммунистом , агитатором, непрактикующим католиком , тем не менее продолжавшим изредка ходить на мессы. Он был очень харизматичным. Его коммунизм определял все, что он сделал. Он провел несколько месяцев в Бангладеш в 82-м и бедность действительно политизировала его» . После начала проката, продюсер Стивен Бересфорд сообщил, что обсудил с Уорчусом возможность превращения фильма в мюзикл, и убедился, что проект может заработать . Во втором уик-энде «Гордость» сохранила свою третью позицию с 578 794 £ . За третьи выходные фильм упал до шестого места с выручкой в размере 400 247 £ , а на четвёртый уик-энд фильм оказался на десятом месте с 248 654 £ и общей суммой в 3 265 317 £ .
В США за первый уик-энд картина собрала 84 тысячи долларов , после чего началось медленное расширение проката в дополнительных городах с 10 октября .
Критика
С самого начала проката «Гордость» была встречена положительными отзывами, в частности, на сайте « Rotten Tomatoes » фильм получил рейтинг 94 % на основе 101 отзыва ( ) , а на « Metacritic » — 80 % по 36 отзывам ( ) .
Джефри Макнаб из « The Independent » сказал, что этот фильм — «действительно вдохновляющая история. Его привлекательность заключается не только в его юморе, но и в его радостном торжестве порядочности, терпимости и консенсуса в одной из самых спорных тем новейшей британской социальной истории» . Питер Брэдшоу из « The Guardian » отметил, что этот «страстный и привлекательный фильм» несёт в себе «торжествующий стимул для прав геев и прав человека, самоуважения и гордости», и «убеждает вас в том, что хорошие парни в конце концов на самом деле могут выиграть» , а Марк Кермод сказал, что «этот неистовый рассказ о маловероятном союзе между бастующими валлийскими шахтерами и гордыми лондонскими геями является одним из самых неотразимых и поднимающих настроение фильмов года — для любой аудитории» . В блоге Просперо в « The Economist » отмечается, что несмотря на некоторое перерождение фильма в девичник с грубыми шутками, «„Гордость“ остается одним из самых воинственно политических британских фильмов за последнее время», являясь «горячим гимном к понятию того, что если достаточное количество людей будут держаться идти вместе, то они могут изменить мир» .
Джордан Хоффман из « Vanity Fair » сказал, что этот фильм — «абсолютное добро, напоминающее, соответственно, оптимистичным образом, скольким мы обязаны этому поколению гей-активистов. Происходящие прямо сейчас нынешние победы в борьбе за гражданские права находят свои корни в мучениках 80-х, так трудно сражавшихся даже перед лицом погибели от чумы СПИДа», благодаря чему, он «немного наполняет мое сердце (о, Боже, он собирается сказать!) Гордостью» . Анна Пауэр из « » заметила, что это «смешной, трогательный, праздничный фильм», «мгновенно заслуживающий места в британской классике», является «симпатичным кусочком современного британского кино, которому удается поднять настроение и в то же время быть душераздирающим» . Виктория Джонс из « Wales Online » отметила, что «это фильм о самоуважении. Это неизвестная история, и в то время, когда однополые браки является законными и наши угледобывающие деревни есть тень самих себя в прошлом, он является своевременным напоминанием о том, как мы добрались до этой точки», в результате чего «„Гордость“ является триумфом во многих отношениях» .
Энн Хорнадэй из « The Washington Post » заметила, что «эта политико-историческая драма показывает Великобританию 1980-х годов, когда премьер-министр Маргарет Тэтчер стремилась сломать вековое профсоюзное движение, втянув шахтеров страны в мучительную затяжную забастовку», но хоть «„Гордость“ и заканчивается поражением горняков, она также оканчивается на ноте торжества того, как союз шахтеров поддержал гражданские права геев на платформе Лейбористской партии» . Питер Трэверс из « Rolling Stone » отметил, что фильм «является любимцем публики в лучшем смысле этого слова» . Хизер Мэги из « National Post » сказала, что «„Гордость“ режиссёра Мэтью Уорчуса, является своевременной правдивой историей и добрым напоминанием о том, как можно положить разногласия в сторону и жить в духе терпимости и мира, что так же важно сегодня, как и в 84-м» .
Саундтрек
Pride
Music From and Inspired by The Motion Picture |
|
---|---|
Саундтрек и разнообразных авторов | |
Дата выпуска | 15 сентября 2014 |
Жанры | драматический фильм , комедийный фильм и |
Длительность | 153:09 |
Продюсер |
|
Лейбл | Universal Music |
Саундтрек к фильму включил в себя поп-хиты 1980-х годов таких групп и исполнителей как « Queen », « Frankie Goes to Hollywood », « Bronski Beat », « Wham! », « Pet Shop Boys », « Soft Cell », « Culture Club », , « UB40 », Смоки Робинсон , равно как и оригинальные произведения композитора .
Сборник из двух CD-дисков был выпущен 15 сентября 2014 года компанией « Universal Music » .
Полный список композиций :
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | « I Want to Break Free » | Queen | 4:23 | ||||||
2. | « » | 3:47 | |||||||
3. | « » | Bronski Beat | 4:04 | ||||||
4. | « » | 3:21 | |||||||
5. | « Relax » | Frankie Goes to Hollywood | 3:57 | ||||||
6. | « Tainted Love » | Soft Cell | 2:37 | ||||||
7. | « West End Girls » | Pet Shop Boys | 4:01 | ||||||
8. | « Karma Chameleon » | Culture Club | 4:02 | ||||||
9. | « » | Грейс Джонс | 4:42 | ||||||
10. | « You Spin Me Round » | Dead or Alive | 3:19 | ||||||
11. | « » | Wham! | 5:20 | ||||||
12. | « » | Смоки Робинсон | 2:42 | ||||||
13. | « » | The Style Council | 3:23 | ||||||
14. | « » | Heaven 17 | 3:26 | ||||||
15. | « Love Will Tear Us Apart » | Joy Division | 3:21 | ||||||
16. | « Pale Shelter » | Tears for Fears | 4:27 | ||||||
17. | « » | XTC | 4:12 | ||||||
18. | « » | 2:53 | |||||||
19. | « » | Билли Брэгг | 2:49 | ||||||
20. | « Solidarity Forever » | Пит Сигер | 2:51 | ||||||
21. | «Across the Great Divide» | 3:54 | |||||||
01:17:31 |
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | « Two Tribes » | Frankie Goes to Hollywood | 3:24 | ||||||
2. | « Blue Monday » | New Order | 4:04 | ||||||
3. | « » | The Communards | 4:36 | ||||||
4. | « » | ABC | 4:49 | ||||||
5. | « Do Ya Wanna Funk » | Sylvester | 3:29 | ||||||
6. | « » | UB40 | 3:00 | ||||||
7. | « » | 3:28 | |||||||
8. | « » | 4:34 | |||||||
9. | «Hard Times» | The Human League | 4:54 | ||||||
10. | «I Travel» | Simple Minds | 4:03 | ||||||
11. | « A New England » | 3:48 | |||||||
12. | «Waiting for the Love Boat» | The Associates | 4:26 | ||||||
13. | « » | Japan | 4:32 | ||||||
14. | « » | Blancmange | 4:03 | ||||||
15. | « » | Bananarama | 3:41 | ||||||
16. | «Keep On Keepin' On!» | The Redskins | 3:52 | ||||||
17. | « » | 3:05 | |||||||
18. | «Across the Bridge» | 1:40 | |||||||
19. | «Autumn Montage» | 1:25 | |||||||
20. | «Homecoming» | 2:50 | |||||||
21. | « Bread and Roses » | 1:55 | |||||||
01:15:38 |
Награды и номинации
Награда | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
67-й Каннский кинофестиваль | Queer Palm | Фильм | Победа |
Гентский международный кинофестиваль — 2014 | Приз зрительских симпатий «Port of Ghent» | Фильм | Победа |
— 2014 | Приз зрительских симпатий | Фильм | Победа |
Премия британского независимого кино | Лучший британский независимый фильм | Фильм | Победа |
Лучший режиссёр | Номинация | ||
Лучший сценарий | Номинация | ||
Имельда Стонтон | Победа | ||
Эндрю Скотт | Победа | ||
Бен Шнетцер | Номинация | ||
Самый многообещающий дебют | Бен Шнетцер | Номинация | |
Золотой Глобус — 2015 | Лучший фильм — комедия или мюзикл | Фильм | Номинация |
BAFTA — 2015 | Лучший британский фильм | Фильм | Номинация |
Лучшая женская роль второго плана | Имельда Стонтон | Номинация | |
Лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера | Стивен Бересфорд и Дэвид Ливингстон | Победа |
Примечания
- . Box Office Mojo . Дата обращения: 12 января 2015. Архивировано из 9 октября 2014 года.
- ↑ . The Hollywood Reporter (16 сентября 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 17 октября 2014 года.
- . (22 апреля 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 29 мая 2019 года.
- . Британский институт кино (9 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 3 декабря 2019 года.
- . (23 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 24 мая 2014 года.
- . The Daily Mail (7 декабря 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014. 8 декабря 2014 года.
- . Дата обращения: 11 февраля 2015. 11 февраля 2015 года.
- . Indiewire (22 апреля 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- . New York Post (7 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 11 сентября 2014 года.
- . BBC Russian (22 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 5 декабря 2014 года.
- . BBC (2 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 21 сентября 2014 года.
- . (4 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 8 сентября 2014 года.
- . Variety (23 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 28 октября 2014 года.
- . Wales Online (5 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 17 сентября 2014 года.
- . BBC (13 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 21 сентября 2014 года.
- Euronews (12 сентября 2014). Дата обращения: 24 сентября 2014. Архивировано из 18 сентября 2014 года.
- . The Huffington Post (11 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 2 октября 2014 года.
- . London Evening Standard (27 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 14 сентября 2014 года.
- . Indiewire (23 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано из 24 мая 2014 года.
- . Кинофестиваль в Торонто . Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано из 5 июля 2015 года.
- . (26 августа 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 29 декабря 2020 года.
- . Time Out . Дата обращения: 23 сентября 2014. 24 сентября 2014 года.
- . (10 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 11 августа 2019 года.
- . . Дата обращения: 23 сентября 2014. 6 октября 2014 года.
- . . Дата обращения: 23 сентября 2014. 6 октября 2014 года.
- . The Guardian (3 ноября 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 8 ноября 2017 года.
- . The Los Angeles Times (3 ноября 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 24 декабря 2014 года.
- . Deadline.com (3 ноября 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 4 ноября 2014 года.
- . Variety (3 ноября 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 25 декабря 2014 года.
- . The Independent (7 декабря 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014. 17 апреля 2015 года.
- . Deadline.com (7 декабря 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014. 1 января 2015 года.
- ↑ . Американская ассоциация кинокомпаний (2 октября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2014. 4 декабря 2014 года.
- . The Advocate (2 октября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2014. 18 ноября 2014 года.
- ↑ Child, Ben (2014-10-02). . The Guardian . Guardian Media Group . из оригинала 3 октября 2014 . Дата обращения: 29 ноября 2014 .
- ↑ Burrell, Ian (2014-09-30). . The Independent . Independent Print Limited. из оригинала 5 декабря 2019 . Дата обращения: 3 октября 2014 .
- . Британский совет по классификации фильмов . Дата обращения: 29 ноября 2014. 14 ноября 2014 года.
- . Digital Spy (16 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 6 октября 2014 года.
- . The Guardian (21 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 22 декабря 2015 года.
- . The Hollywood Reporter (16 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 29 сентября 2014 года.
- Reynolds, Simon . Digital Spy . digitalspy.com (23 сентября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2014. 6 октября 2014 года.
- Gant, Charles (2014-09-23). . The Guardian . Guardian Media Group . из оригинала 30 сентября 2014 . Дата обращения: 29 ноября 2014 .
- Gant, Charles (2014-09-30). . The Guardian . Guardian Media Group . из оригинала 1 октября 2014 . Дата обращения: 29 ноября 2014 .
- Gant, Charles (2014-10-07). . The Guardian . Guardian Media Group . из оригинала 14 октября 2014 . Дата обращения: 29 ноября 2014 .
- ↑ Brooks, Brian (2014-09-28). . Deadline . из оригинала 16 февраля 2021 . Дата обращения: 29 ноября 2014 .
- . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 23 сентября 2014. 29 сентября 2014 года.
- . Metacritic . Дата обращения: 23 сентября 2014. 27 сентября 2014 года.
- . The Independent (12 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 13 сентября 2014 года.
- . The Guardian (11 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 14 сентября 2014 года.
- . The Guardian (14 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 11 сентября 2017 года.
- . The Economist (15 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 23 сентября 2014 года.
- . Vanity Fair (24 мая 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 14 сентября 2014 года.
- [www.thelondoneconomic.com/2014/09/17/pride-film-review/ Pride – film review] . (17 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014.
- . Wales Online . Дата обращения: 23 сентября 2014. 17 сентября 2014 года.
- . (12 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 3 октября 2014 года.
- . Rolling Stone (11 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 29 сентября 2017 года.
- . National Post (7 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано из 10 сентября 2014 года.
- . (28 августа 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. 11 октября 2014 года.
- . getyourrockout.co.uk (2 сентября 2014). Дата обращения: 23 сентября 2014. Архивировано из 27 января 2016 года.
- . soundtrack.net. Дата обращения: 23 сентября 2014. 8 ноября 2014 года.
- . soundtrack.net. Дата обращения: 29 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- . . Дата обращения: 29 ноября 2014. Архивировано из 5 декабря 2014 года.
- . Le Figaro (26 мая 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 13 декабря 2014 года.
- (нид.) . Het Laatste Nieuws. 2014-10-27. из оригинала 28 октября 2014 . Дата обращения: 18 декабря 2014 .
- Frequin, Vincent (2014-11-10). (нид.) . Dichtbij.nl. из оригинала 24 декабря 2014 . Дата обращения: 18 декабря 2014 .
- . Премия британского независимого кино (3 ноября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2014. Архивировано из 4 января 2015 года.
- . Cineuropa (3 ноября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2014. 1 декабря 2014 года.
- . Премия британского независимого кино . Дата обращения: 18 декабря 2014. Архивировано из 25 октября 2015 года.
- . Золотой глобус . Дата обращения: 11 декабря 2014. 12 декабря 2014 года.
- . The Hollywood Reporter (11 декабря 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 12 декабря 2014 года.
- . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Дата обращения: 11 января 2015. 9 июля 2015 года.
- . BAFTA . Дата обращения: 11 января 2015. 16 апреля 2016 года.
- . BAFTA (8 февраля 2015). Дата обращения: 8 февраля 2015. 16 апреля 2016 года.
Ссылки
- . Официальный сайт.
- на сайте .
- на сайте Pathé .
- на сайте CBS Films .
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-10-30
- 1