Interested Article - Обгон (фильм)
- 2020-04-20
- 1
«Обгон» ( итал. Il Sorpasso ) — итальянский комедийный фильм 1962 года, снятый режиссёром Дино Ризи . В международный прокат картина выходила под названием «Лёгкая жизнь» ( англ. The Easy Life ). Фильм повествует о путешествии двух совершенно разных героев: застенчивого студента Роберто и эксцентричного афериста Бруно на спортивном автомобиле по дорогам Италии. В главных ролях снялись Витторио Гассман и Жан-Луи Трентиньян .
Сюжет
Студент права Роберто должен готовиться к экзамену, но совершенно случайно и против своей воли он оказывается пассажиром в спортивной машине эксцентричного афериста и плейбоя Бруно Кортоны, живущего одним днём и склонного пустить пыль в глаза . Новый знакомый застенчивого и трудолюбивого Роберто — его полная противоположность: капризный мужчина-ребёнок, импульсивный и эгоистичный. По прихоти Бруно они отправляются в странное путешествие по Риму и Тоскане от одной случайной встречи к другой, навещают свои семьи. Путешествие длится всего два дня, но за это время Роберто переосмысливает некоторые моменты своей жизни и неожиданно понимает, что жизнь Бруно на самом деле не так беззаботна, как он пытается показать. В неожиданном финале машина Бруно на большой скорости совершает роковой обгон и вылетает с дороги в пропасть. Бруно чудом выскакивает и остаётся жив, но Роберто погибает.
В ролях
- Витторио Гассман — Бруно Кортона
- Жан-Луи Трентиньян — Роберто Мариани
- Катрин Спаак — Лилли Кортона
- Клаудио Гора — Биби
- — тётя Лидия
- — Амедео
- Аннетт Стройберг — туристка (в титрах не значится)
Вокруг фильма
«Обгон» — классический пример комедии по-итальянски , где в ироничной манере режиссёр демонстрирует и анализирует Италию 1960-х, переживающую экономический подъём . По мнению Жака Лурселя , наряду с другой картиной Дино Ризи « Чудовища » этот фильм «знаменует собой рождение „итальянской комедии“» . Как указывает французский критик, хронологически картина представляет собой первый шедевр итальянской комедии 60-х годов: «Это в равной степени комедия нравов и исследование характеров» . Также Лурсель отмечая, что это «блистательный, горький, абсолютно классический фильм, где за иронией скрываются серьёзные мысли, где превосходно уживаются импровизация и строгость» писал, что при этом она представляет собой глубоко личную картину режиссёра — «Очевидно, что Ризи вложил немалую частицу себя в обоих персонажей» . Обосновывая свой комментарий фильма, французский киновед приводит цитату из интервью Дино Ризи, в котором он характеризует фильм и образ Бруно следующим образом:
В этом фильме Гассман разрушает всё вокруг, поскольку не умеет созидать; это типичный итальянец — поверхностный, с фашистскими наклонностями. Он беспомощен, слабоволен, вся его сила — в физической фактуре, в шоковом эффекте, за которым нет ни глубины, ни моральной стойкости… Обгон родился из реальной истории; в персонаже Гассмана я объединил 2–3 человек, с которыми был лично знаком и пережил нечто похожее, причем мне выпала роль Трентиньяна… Персонаж Гассмана — это человек, всегда заполняющий собою пустоту, но боящийся жизни; за его вечной бодростью скрывается страх перед самим собой .
По мнению советского критика А. Асаркана, в этой картине Гассман мастерски воплотил на экране образ говорящего на характерном уличном разговорном языке «типичного римского гуляки»: «нахального и обаятельного, пылкого и вульгарного — молодое здоровое животное, которому всяк злак на пользу. Сыграл с непередаваемым блеском, с абсолютной „узнаваемостью“. После „Обгона“ его популярность возросла невероятно — и персонаж Гассмана „пошёл в серию“» .
Финал картины, в котором по сценарию один из главных героев погибает, стал предметом спора между режиссёром и продюсером. Последний уверял, что, раз «Обгон» — это комедия, то у фильма должен быть счастливый конец. Ризи предложил поспорить: «Если завтра будет дождь, то я откажусь от трагичного конца», но дождь на следующий день не пошёл, и судьба героя осталась без изменений, что не помешало фильму стать успешным в прокате . Франсуа Трюффо говорил про финалы картин « Современная история: Королева пчёл » режиссёра Марко Феррери и «Обгон», что это «фильмы, настолько живые, что, невзирая на их печальный конец, после просмотра возникает непреодолимое желание запеть под дождём» .
Хорошо принятый в Италии, фильм оказал влияние и на голливудские ленты, среди которых « Беспечный ездок » и « На обочине » . Роль Бруно принесла Витторио Гассману две главные итальянские кинопремии — « Давид ди Донателло » и « Серебряную ленту », Дино Ризи получил приз за лучшую режиссуру на Кинофестивале в Мар-дель-Плата .
См. также
Примечания
- Во французском прокате фильм получил «говорящее» название — «Фанфарон» ( Le Fanfaron )
- Moccagatta, Rocco. / Bayman, Louis.. — Intellect Ltd, 2011. — P. —121. — ISBN 978-1841504001 .
- Лурселль Ж. I mostri / Чудовища // Авторская энциклопедия фильмов. В 2-х томах. — СПб.-М: Rosebud Publishing, 2009. — Т. II. — С. 143.
- ↑ Лурселль Ж. Il sorpasso / Обгон // Авторская энциклопедия фильмов. В 2-х томах. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — Т. II. — С. 609.
- Витторио Гассман // Актёры зарубежного кино. — Выпуск 3-й / Сост. А. И. Брагинский. — Л. : Искусство, 1966. — С. 36—53.
- Lane, John Francis. (англ.) . The Guardian (9 июня 2008). Дата обращения: 16 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
- Трюффо, Ф. Трюффо о Трюффо. — М. : Радуга, 1987. — С. 179. — 456 с.
- Powers, John. (англ.) . NPR (8 мая 2014). Дата обращения: 16 декабря 2015. 26 октября 2015 года.
- 2020-04-20
- 1