Interested Article - Валланцаска — ангелы зла
- 2020-10-30
- 1
«Валланцаска — ангелы зла» ( итал. Vallanzasca – Gli angeli del male ) — фильм итальянского режиссёра Микеле Плачидо . Криминальная драма об уголовнике ( итал. ), ставшим известным после серии дерзких ограблений в Милане в 1970-е годы. В основе сюжета — автобиографическая книга Валланцаски «Цветок зла», в различных литературных интерпретациях не сходившая с книжных полок на протяжении многих лет . Премьера в Италии состоялась в сентябре 2010 года на Венецианском кинофестивале . Международная Гала-премьера картины прошла в ходе 33 Московского международного кинофестиваля 25 июня 2011 года.
Сюжет
Италия, 1970-е годы. Ренато Валланцаска (Росси Стюарт) впервые нарушил закон в девятилетнем возрасте, выпустив тигра из клетки местного цирка. Начав с колонии для малолетних преступников, к неполным тридцати годам Ренато становится самым знаменитым бандитом Италии.
В 1971 году Валланцаска с друзьями совершает свой первый налёт на инкассаторскую машину. Отмечая успех в баре, он знакомится с Консуэллой (Соларино), которая становится его любовницей. В 1972 году полиция арестовывает Ренато и отправляет его в тюрьму на 6 лет. В 1976 году на свидании он впервые встречается со своим сыном, которого родила ему Консуэлла. Женщина сообщает Валанцаске, что порывает с ним. Ренато бежит из заключения и собирает банду, которая начинает совершать разбойные нападения на банки и ювелирные магазины. Валланцаска делает очередной шаг к лидерству в преступном мире — организует налёт на игорный клуб, принадлежащий криминальному «авторитету» Франческо Турателло (Шианна), а днём позже убивает несколько его главных подручных.
После серии ограблений и налётов в 1977 году банду настигает череда неудач: многие сообщники Ренато погибают в перестрелках с полицией, сам он получает пулевое ранение и попадает в руки жандармов на тайной квартире в Риме. Суд приговаривает Валанцаску к пожизненному сроку. После нескольких лет постоянного противостояния с тюремной администрацией, встречи с Турателло, позже переросшей в дружбу, женитьбе на случайной поклоннице по переписке Джулиане (Винсенти), в 1987 году Ренато совершает побег. Он тайно встречается с родителями, двоюродной сестрой Антонеллой (Вега), даёт интервью-исповедь частной радиостанции, а чуть позже, практически добровольно, сдаётся полиции. Суд приговаривает Валланцаску к четырём пожизненным срокам заключения.
В ролях
- Ким Росси Стюарт — ( итал. )
- — Энзо, брат Ренато
- Пас Вега — Антонелла, сестра Ренато
- Валерия Соларино — Консуэлла
- Мориц Бляйбтрой — Серджио
- — Джулиана
- — ( итал. )
- Лия Готти — Кармен
- — Спагеттино
- — Фаусто
- — малыш Розарио
- — Армандо
- — падре
Создание картины
Идеи экранизации биографии Ренато Валланцаска обсуждались ещё в конце 1970-х годов. Одна постановка могла стать французской с Аленом Делоном в главной роли, вторая — итальянской с гораздо более молодым тогда Микеле Плачидо . Эти картины созданы не были. В 1998 году кинорежиссёр Клаудио Бонивенто, заинтересовавшись судьбой гангстера, начал готовить рабочие материалы для создания фильма. В 2005 году основа сценария была готова. На главную роль мог быть приглашён Шон Пенн , а на роль его жены Джулианы — Шарлотта Генсбур . Другим возможным исполнителем титульного персонажа был Рикардо Скамарчио , который не только идеально подходил по возрасту, но и имел внешнее сходство с прототипом . Однако ни один из кинопроизводителей не брался за воплощение фильма о криминальном мире. В 2008 году о проекте стало известно итальянскому представительству 20th Century Fox . Продюсеры киностудии предложили стать режиссёром Микеле Плачидо. Тот согласился при условии, что главную роль исполнит Ким Росси Стюарт. Начало съёмок было назначено на июнь 2009 года . При уважении Микеле Плачидо к подготовительной работе Клаудио Бонивенто, сценарий последнего не стал основой фильма. Новый режиссёр неоднократно менял авторов, но основные образы и сюжетные ходы были предложены, по словам Плачидо, Кимом Росси Стюартом .
Бюджет фильма официально не публиковался, но составил по разным оценкам от 7 до 12 миллионов Евро .
Критика
В Италии
На родине создателей фильм получил многочисленные, часто полярные отзывы. Во-первых, Плачидо обвинили в мифологизации бандита, неуважении к людям, пострадавшим от его преступлений, и родственникам его жертв . На этом основании режиссёр отказался заявлять картину в конкурсный показ на очередном Венецианском кинофестивале , опасаясь, что любой полученный приз вызовет новую волну критики. В результате фильм демонстрировался вне конкурса . Микеле Плачидо неоднократно заявлял, что Валланцаска не является воплощением абсолютного зла: есть парламентарии, мафиози, террористы, которые совершили преступления гораздо более страшные, чем Ренато, но сумели избежать тюрьмы или ограничиться минимальными сроками заключения . Кроме того, режиссёр опровергает обвинения в попытке сделать гангстерский фильм привлекательным:
Криминальный жанр ни в коем случае не может быть привлекательным! Но рассказывать о преступниках — долг режиссёров. Убеждён, что в человеке 80 % плохого и только 20 % хорошего. Все великие писатели, от Шекспира до Достоевского, показывали эту тёмную часть человеческой личности.
— Микеле Плачидо. Из интервью АиФ .
Ряд кино-аналитиков согласны с такими утверждениями и считают, что мрачная притягательность фильма основана, скорее, на актёрском даровании и популярности Кима Росси Стюарта .
Во-вторых, критика, в частности газета « Il Messaggero », считает, что в фильме недостаточно освещён социально-политический контент Италии конца 1970-х годов. Данное замечание Микеле Плачидо принимает и заявляет, что в рабочих материалах картины была информация о стремлении мафии в эти годы к абсолютной власти, её желании подмять под себя «независимых» преступников вроде Валланцаски и Турателло (в частности, в фильме остаются неизвестными причины неожиданной расправы с «авторитетным» Турателло). Режиссёр объявил о том, что серьёзно рассматривает возможность включение этой информации в том или ином виде в DVD издание фильма .
На обвинения в пропаганде насилия Микеле Плачидо ссылается на давно сложившуюся склонность кинематографа к экранизации биографий известных уголовных преступников, начиная с « Бандитов в Милане » (1968 год) до « Врага государства № 1 » (2008 год). «В стране, где до 60 % граждан связано с криминалом, а бандиты сидят в парламенте, мы не можем снимать только фильмы о святом падре Пио » . Мнение режиссёра поддерживает обозреватель газеты « La Gazzetta dello Sport » указывая на то, что свобода выражения мнений часто несёт с собой боль и непонимание :
В Италии существует свобода слова. Вы должны выбирать между свободным обществом, которое не скрывает зло и демонов, которые его населяют, и обществом, где об этих вещах просто не говорят.
Подобные дискуссии вокруг фильма «Валланцаска — ангелы зла» возникают в итальянских СМИ регулярно с момента первого заявления о подготовке к съёмкам. Это позволило некоторым журналистам предположить, что таким образом сам режиссёр «поддерживает огонь под котлом интереса к картине» .
В России
Кинокритик Нина Цыркун , обозрение ММКФ :
История волны насилия, которая захлестнула страну в 70-80-х годах не претендует на глубину анализа, так же как беллетризованный отчёт о жизни и подвигах профессионального вора и убийцы не является абсолютно откровенной исповедью. <…> «Валланцаска» выстраивается в одну линию с такими громко прозвучавшими фильмами последних лет, как « Гоморра » Маттео Гарроне и « Пророк » Жака Одийяра . Пусть история в «Валланцаске» и рассказана довольно прерывисто — она насыщена точными деталями, делающими столь убедительным этот «тюремный триллер» или байопик человека, уничтожающего самого себя.
Дарья Митина , обозреватель радиостанции « Эхо Москвы » :
Блестящая работа Микеле Плачидо<…>. Эпический фильм охватывает почти 30 лет истории грабежей, убийств, кровной мести, совершаемых Валланцаской и его бандой. Плачидо совершенно очевидно влюблён в своего героя и эта влюблённость передаётся любому, имеющему глаза и другие органы чувств. Валланцаска в исполнении Стюарта — это море отрицательного обаяния и в то же время детской непосредственности.
Обозреватель « Российской газеты » Оксана Нараленкова :
Валланцаска в фильме Микеле Плачидо — красив, убедителен, агрессивен и романтичен. <…> Это ключ к фильму и персонажу: мы не можем принять тот факт, что такой красавец — злодей. Зритель сам его романтизирует.
При подготовке к съёмкам для понимания психологии преступника режиссёр Микеле Плачидо несколько раз перечитывал роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ». Кроме того, он имел несколько консультаций с реальным Ренато Валланцаска, отбывающим несколько пожизненных сроков в тюрьме. Микеле Плачидо в определённым смысле оправдывает налётчика, считая, что этого персонажа можно назвать последним романтиком: «он не имеет никакого отношения к организованной преступности. Он не мафиози. По сравнению со многими современными преступниками — просто мелочь. У него не было никаких связей ни с властью, ни с крупными криминальными боссами. Он простой человек, который грабил банки. Возможно, с его точки зрения, было бы лучше, чтобы он грабил банки, чем банки грабили бы людей» . Однако в других интервью режиссёр заявлял, что совершенно не идеализирует персонажа своей картины: «Для меня это совсем не романтический герой. Он был страшным преступником, который попал в тюрьму. В чем здесь романтика?» .
Реальный Ренато Валланцаска, по приговору суда отбывший к настоящему времени 40 лет из почти 300-летнего тюремного заключения, получил разрешение на просмотр картины. После сеанса он сутки никого не пускал к себе в камеру и, по свидетельству жены, плакал .
Примечания
- ↑ (чеш.) — 2001.
- ↑ Цыркун Н. . обозрение MIFF daily (2 ноября 1983). Дата обращения: 22 ноября 2012. 25 ноября 2012 года.
- Hoeij B. (англ.) . Variety (30 сентября 2010). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Lucio Giordano. (итал.) . Il Giornale (28 ноября 2005). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- (итал.) . Trilud S.p.A. (7 июля 2009). Дата обращения: 12 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Giulia Bucelli. (итал.) . RCS MediaGroup S.p.A. Tutti i diritti riservati (3 марта 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- (итал.) . La Stampa (2 марта 2010). Дата обращения: 24 ноября 2012. 7 марта 2010 года.
- ↑ Cinzia Romani. (итал.) . ilgiornale.it (3 марта 2010). Дата обращения: 24 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- от 30 июня 2012 на Wayback Machine на cineblog.it
- (итал.) . Gazzetta di Parma (18 января 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Stefano Stefanutto Rosa. (итал.) . cinecitta.com (6 сентября 2010). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Renato Tortarolo. (итал.) . Società Edizioni e Pubblicazioni (S.E.P.) SpA (7 сентября 2010). Дата обращения: 23 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Шабалинская О. (интервьюер). . газета «Аргументы и Факты» (29 июня 2011). Дата обращения: 24 ноября 2012. 1 марта 2012 года.
- (итал.) . mentelocale.it (7 сентября 2010). Дата обращения: 23 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- (итал.) . ecodibergamo.it (6 сентября 2010). Дата обращения: 23 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Giorgio Dell'Arti. (итал.) . La Gazzetta dello Sport (7 сентября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2012. 9 января 2013 года.
- Митина Д. . Радиостанция «Эхо Москвы» (24 июня 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 октября 2012 года.
- . Нараленкова О. . Российской газеты (25 июня 2011). Дата обращения: 24 ноября 2012. 17 апреля 2013 года.
- . ТелеВести.Ру (5 июля 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
- Кайтукова В. . Газета Правительства Москвы «Тверская 13» (30 июня 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. Архивировано из 25 июля 2013 года.
- . « Новые Известия » (28 июня 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. 5 июня 2012 года.
Ссылки
- 2020-10-30
- 1