Interested Article - Смерть в Венеции (фильм)

«Смерть в Венеции» ( итал. Morte A Venezia ) — драматический кинофильм итальянского режиссёра Лукино Висконти , вышедший на экраны в 1971 году , экранизация одноимённой новеллы Томаса Манна , затрагивающая тему жизни и смерти, а также однополой любви . Фильм был отмечен наградами и номинациями крупнейших премий и призами на кинофестивалях . Главные роли исполнили Дирк Богард и Бьёрн Андресен .

Сюжет

Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссёром и сценаристом) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции . Однако покоя он здесь не находит, привлечённый красотой юноши-поляка (в книге — польского мальчика) Тадзио , отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры , скрываемая властями города. Пленённый страстью, композитор грезит наяву, переживая вновь важнейшие моменты своей жизни и многое переоценивая заново. А в это время смертельная болезнь добирается до него и... Финал, как понятно из названия, печален.

В ролях

Съёмочная группа

по одноимённому рассказу Томаса Манна

Анализ

Фильм — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.

Лукино Висконти :

«Прежде всего: я не нахожу, что то, о чём говорит мне Манн в „ Смерти в Венеции “, так жёстко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы — а её можно переосмыслить как тему „смерти искусства“ или как тему превосходства „политики“ над „эстетикой“ — всё ещё остается современной».

Образ главного героя фильма на самом деле сложносоставной. С одной стороны, сюжетная канва событий, происходящих с писателем Густавом фон Ашенбахом из новеллы Манна, сохранена. С другой стороны, присутствуют детали биографии Густава Малера — композитора, чья музыка использована в фильме.

Как известно, образ Густава фон Аушенбаха в новелле и восходит к Густаву Малеру, поклонником творчества которого являлся Томас Манн. Диалоги же главного героя с его другом Альфредом о музыке и красоте отсылают к роману « Доктор Фаустус » того же Томаса Манна. Ашенбах, великолепно сыгранный у Висконти Дирком Богардом, лишён демонических черт манновского «Докторa Фаустуса». Ими наделён друг Ашенбаха, Альфред, прототипом которого является герой «Докторa Фаустуса» Адриан Леверкюн. Этот персонаж, отсутствующий в манновской новелле, как считали сценаристы, восходит к образу Арнольдa Шёнберга , впервые встретившегося с Малером в 1903 году.

Ашенбах «слишком» человечен, и вместе с тем его восхождение к абсолютной красоте таково, что уже не важно, что его последняя любовь, Тадзио, именно мальчик, а не кто-то другой; и что принесение в жертву этой любви своей жизни выглядит на первый взгляд нелепым и бессмысленным. Красота побеждает всё — нелепости, предрассудки, горе, жизнь, смерть. И фильм на тему «смерти искусства» в итоге доказывает противоположное.

Реакция

Фильм высоко оценён критиками и публикой. Так, на сайте « Rotten Tomatoes » он получил 73 процента «свежего» рейтинга критиков и 70-процентный рейтинг аудитории .

Награды

Картина была удостоена юбилейной премии «в честь 25-летней годовщины Каннского фестиваля », но главный приз « Золотая пальмовая ветвь » всё-таки достался фильму британского режиссёра Джозефа Лоузи « Посредник ». Некоторые участники церемонии награждения посчитали это оскорбительным для Лукино Висконти .

Картина получила следующие награды:

Номинации

Примечания

  1. — 1949.
  2. . Дата обращения: 20 ноября 2011. 24 апреля 2012 года.
  3. . Дата обращения: 20 ноября 2011. 8 декабря 2010 года.
  4. . Дата обращения: 5 ноября 2016. 8 ноября 2016 года.
  5. . Дата обращения: 20 ноября 2011. 16 февраля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 20 ноября 2011. Архивировано из 2 февраля 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Смерть в Венеции (фильм)