Поло, Марко
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́рко Ферре́ри ( итал. Marco Ferreri ; 11 мая 1928 , Милан — 9 мая 1997 , Париж ) — итальянский кинорежиссёр , сценарист, актёр и продюсер.
Марко Феррери родился в Милане 11 мая 1928 года. Его отец Микеланджело работал бухгалтером в страховом агентстве, а мать Каролина была домохозяйкой.
По образованию — ветеринар, некоторое время работал продавцом спиртных напитков, журналистом, занимался продюсированием, рекламой, экспериментировал с теленовостями. Увлёкшись документальным кино, Феррери стал ассистентом Альберто Латтуады на фильмах « Шинель» (1952) и « Пляж » (1954).
В 1950 году совместно с Чезаре Дзаваттини основал киножурнал «Documento Mensile», который должны были регулярно показывать в итальянских кинотеатрах как набор новостей, документальных материалов и придуманных историй, но идея была оставлена после двух выпусков.
Скончался 9 мая 1997 года в Париже от сердечного приступа за 2 дня до своего 69-летия. Похоронен в Риме на кладбище Кампо Верано .
В 1955 году, занимаясь продажей киноаппаратуры в Испании, Феррери познакомился со сценаристом Рафаэлем Асконой , дружба с которым положила начало многолетнему сотрудничеству в таких работах, как « » (1958) (дебютной работе как Феррери, так и Асконы), « » (1960), « Современная история: Королева пчёл» (1963), « » (1964), « (1966), « Гарем (1967), « (1968), « Аудиенция» (1972), « Большая жратва » (1973), «Не тронь белую женщину» (1974), « Последняя женщина » (1976), « Прощай, самец» (1978), « Ах, какие замечательные эти белые!» (1987).
В Испании в конце 1950-х годов дебютировал как режиссёр художественных фильмов, сняв три картины: « » (1958), « (1959) и « » (1960), которые в остро-сатирической, с элементами чёрного юмора, манере изображали жизнь современной Испании. По возвращении на родину Феррери довольно быстро завоевал репутацию режиссёра-эклектика, нонконформиста и бунтаря, с колючими гуманистическими темами, обнажающими изнанку лицемерного общества, и анархическим стилем постановки, резко отличающем его от современников, таких как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Лукино Висконти.
С фильма « Современная история: Королева пчёл» (1963) с Уго Тоньяцци и Мариной Влади в главных ролях Феррери стал формировать собственный стиль чёрной комедии. Сам фильм, с явно антиклерикальным посылом, подвергся жестокой цензуре и только в 1984 году вышел в полной версии.
Затем был снят фильм « » (1964), рассказывающий гротескную историю о авантюристе Антонио, который женится на девушке Марии, страдающей гипертрихозом , и использует её в качестве циркового уродца. Примечательно, что это единственный фильм режиссёра, снятый в разных версиях с тремя концовками - в первой, навязанной продюсером Карло Понти, с печальным исходом, в которой Мария умирает после родов, потеряв ребёнка, второй, продолжающей первую с присущей Феррери цинизмом, где Антонио забирает забальзамированные трупы жены и сына из музея и показывает их публике по всей Европе, и счастливой, снятой для французской версии, в которой после успешных родов Марии Антонио становится примерным семьянином и устраивается грузчиком в порту, заботясь о новорождённом сыне и жене, которая излечилась от болезни.
В своих ранних фильмах режиссёр рассматривал брачные отношения или отсутствие таковых с пессимистическим цинизмом, который достиг высочайшего уровня отчуждения и отчаяния в фильме « Диллинджер мёртв » (1969). В том же году режиссёр исполнил роль Ганса Гюнтера в близком ему по духу фильме Пьера Паоло Пазолини « Свинарник ».
Работая в Италии и Франции в 60-х и 70-х годах, Феррери создавал оригинальные и тревожные фильмы европейского арт-синема, сочетая социально-политическую критику, чёрный юмор и сексуальные сцены.
Самым известным и скандальным творением режиссёра считается « Большая жратва » (1973), мрачная аллегория об обществе потребления. Это — гротескное предостережение социуму, пожираемому своими неуёмными желаниями, уничтожающему себя изнутри.
Одна из основных тем, характерных для творчества Феррери — проблема взаимоотношения полов, к которой он не раз обращался, всякий раз по-разному, зачастую шокируя публику, на протяжении всей жизни, в таких фильмах как « Современная история: Королева пчёл» (1963), « (1966), « Гарем (1967), (1969), « Лиза » (1972), «Не тронь белую женщину» (1974), « Последняя женщина » (1976), « Прощай, самец» (1978), « История Пьеры » (1983), « » (1984), « (1991).
Несмотря на то, что фильмы Феррери 80-х заметно уступали его же работам прежних лет, к началу нового десятилетия он сумел вновь обратить на себя внимание — вышедшая на экраны в 1990 году мелодрама « », в которой режиссёр изображает любовь не с позиции животной похоти или эмоциональной зависимости одного партнёра от другого, а зрелой, местами даже сентиментальной и прежде всего ментальной привязанностью двух постояльцев дома престарелых в исполнении и Ингрид Тулин , снявшейся в своей последней роли, нашла отклик у аудитории и получила « Золотого медведя » на Берлинском кинофестивале .
Последними фильмами режиссёра стали « » (1993) - сатирическая комедия о мужчине, который никак не может обрести настоящую любовь, и « » (1997), подводящий своеобразный итог европейскому кинематографу XX века.